Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
16.12.2023 / 22:31:43

Кинорежиссер Пулат Файзиев. Свет радуги длиною в жизнь


Хабибулла  Абидович Файзиев, известный многим почитателям его творчества, как Пулат Файзиев,  был полон энергии и новых замыслов, когда ушел из жизни. 19 декабря  ему исполнилось бы 85 лет.  Более пятидесяти лет он верно и преданно служил любимой профессии, был талантливым  кинорежиссером,  автором   двадцати пяти документальных фильмов,  постановщиком  и художественным   руководителем  театральных постановок.

 В режиссерской династии Файзиевых почетное место занимает старший брат, известный кинорежиссер с мировым именем Латиф Файзиев и сын Хабибуллы Абидовича, не менее известный узбекский и российский режиссер и кинопродюсер Джахонгир Файзиев.

 По воспоминаниям Хабибулла-ака, еще до поступления в Ташкенте в театрально-художественный институт (ТТХИ) он  был довольно близко знаком с миром искусства. Отец, известный  администратор, председатель Союза работников искусств Абид Файзиев, оставивший о себе добрую память в сердцах людей, ставших впоследствии популярными и признанными артистами, и мама Ходжар-опа, которую называли Коккуз, красивая женщина с утонченным вкусом, мастерица, законодательница мод, а также двое старших братьев - Латип и Шариф жили рядом с киностудией, их разделял только забор. Когда родился  Хабибулла, в киностудии находилась уже тогда известная молодая и талантливая танцовщица Мукаррам Тургунбаева, которая пришла на помощь своей подруге Коккуз, взяла на руки младенца и обмыла его водой, имеющей один источник с киностудией.  Эти воспоминания мамы, до конца своих дней оставались святы для Хабибуллы Абидовича, потому что с «фабрикой грез» - «Узбекфильмом» - у него связано многое.

 Без отца братья Файзиевы остались очень рано. Он погиб на фронте, но за тот небольшой отрезок жизни, отпущенный ему Всевышним, успел многое сделать. Абид Файзиев стоял у истоков создания Театра юного зрителя, принимал активное участие в открытии узбекского цирка, вложил много души и сил в создание оперного театра. Он дал путевку в жизнь таким великим артистам, как Мукаррам Тургунбаева, Карим Закиров, Мухтар Ашрафи, канатоходцам Ташкенбаевым, джигитам Зариповым, певцу итальянской школы Гуляму Абдурахманову, отцу композитора и дирижера Дильбар Абдурахмановой, Тамаре ханум, Халиме Насыровой, Гавхар Рахимовой.   Юный  Хабиб и его братья – Латиф  и  Шариф  всегда гордились тем, что знали этих людей,  которые были рядом, помнили его отца.  Они часто посещали дом Абида Файзиева  и именно от них  мальчики   получали  ту нравственную силу и чистоту, которую недополучили от своего отца.

 Творческая карьера Хабибуллы Файзиева  начиналась  хорошо. Да это и не удивительно. Помимо врожденного трудолюбия, необьятной любви к избранной профессии - режиссера театра и кино, у него  была отличная школа мастерства, полученная в стенах худоожественного вуза. На режиссерском факультете ТТХИ им. Островского,  студенту Файзиеву выпала большая удача обучаться у педагога,  мастера высшего класса, продолжателя традиций Меерхольда, Вахтангова, режиссера –постановщика вошедшего в историю русского театра спектакля “Недоросль”  Владимира Сергеевича Иогельсона. Практику во время учебы  студент Файзиев проходил  у не менее выдающегося режиссера Узбекского национального театра А.С.Гинзбурга, где был ассистентом режиссера таких блистательных спектаклей, как “Юлий Цезарь”, “Черный ворон”, “Солнце за каждой тучей” и др.   Чистотой, красотой и глубиной узбекского языка он был обогащен незабываемыми лекциями профессора Лолы Агзамовны Ходжаевой. Это была большая мастерская искусства. Тот, кот единожды соприкасался  с творчеством сцены, видел работу  Шукура Бурханова, Алима Ходжаева, Сары Ишантураевой, Сайфи Алимова, Шарифа Каюмова и многих других, не мог и не имел право работать плохо.

 В трудовой книжке Хабибуллы Файзиева всего одна запись - принят на студию «Узбекфильм» в 1956 году и уволен в связи с уходом на пенсию. Но работать в киностудии начал намного раньше официального трудового стажа. Вода, протекавшая в стенах киностудии, которой был обмыт родившийся мальчик, навечно связала с миром кино, давала пищу не только уму и сердцу, но и возможность реального заработка для семьи, лишенной мужской опеки. Участие в массовках и озвучивание детских ролей на узбекском языке в художественных фильмах поддерживало как семейный бюджет, так и приучало к труду, самостоятельности. «Киностудия, - часто говорил  Хабибулла-ака, - это мой родной дом, вскормивший и воспитавший меня».

 Свой дипломный спектакль  “Горянка”  Хабибулла  Файзиев  посвятил  памяти  отца  в Театре юного зрителя. Приглашенный на премьеру этого спектакля автор пьесы Р.Гамзатов не смог приехать, так как находился в Москве на церемонии вручения награды, но прислал телеграмму, в которой сообщал, что правительственную награду делит с молодым режиссером.

 В первом самостоятельном художественном фильме X.Файзиева «Тайна пещеры Канитюра», вышедшем в 1956 году, снимались молодые артисты 3. Мухамеджанов, О.Ходжаев, Т.Раджеметов, У.Алиходжаев, ташкентский школьник Бахтиер Касымов, ставший впоследствии  заслуженным  артистом, лауреатом  Государственной премии, а музыка была написана композитором Мухтаром Ашрафи. Многочисленные художественные и документальные фильмы Хабибуллы Файзиева, созданные на «Узбекфильме», были признаны мировой общественностью на кинофестивалях и форумах. Среди них - художественные фильмы «Возвращайся с солнцем», «Поезд со станции «Детство» и гордость узбекской кинематографии, один из лучших поэтических фильмов, рассказывающий о добре, любви, прекрасной мечте и надежде - фильм-сказка «Семург». В воспоминаниях о работе над этим фильмом, Хабибулла-ака говорил о том, что    не переставал восхищаться   своим народом, его красотой и благородством. В этот фильм он вложил все  чувства, которые его наполняли при изучении  истории  родного края.   В фильме снимались молодые, талантливые актеры, постановщиком танцев была незабвенная Мукаррам Тургунбаева. Фильм стал шедевром, он и поныне свеж, актуален  и, думается, что еще не одно поколение будет смотреть этот фильм, и  чистые  детские сердца   замирать от восторга. После этого фильма пришло настоящее признание,  но  для режиссера Х.  Файзиева это означало - труд, бессонные ночи, работа над новыми экранизациями.

 Во времена Советского Союза его часто пригдашали для съемок в соседние республики. Были сняты фильмы в Таджикистане, России, Казахстане, Кыргизстане, была известность и многочисленные приглашения.  Но  тянуло домой на любимую и родную киностудию “Узбекфильм”, которая была для него самой лучшей в жизни. Неоценим вклад Х.Файзиева в создание документальных фильмов. Филь “Цирк приехал” и “Голубые минареты” о национальных традициях узбекского циркового    искусства,

профессиональных циркачах династии Зариповых, Ташкенбаевых,дрессировщице Лоле Ходжаевой, Бекбуди, узбекских клоунах наглядно демонстрировали отношение режиссера к истории и искусству, к памяти предков и преемственности традиций. Был снят цикл фильмов  о милосердии, и подвиге, документальные  фильмы о труженниках села, ученых, врачах и многое другое.   Работа над этими фильмами учила мастера познавать жизнь, в ее многообразии, открывать для себя событие или случай, создавать , повышать кругозор не только зрителей, но и автора. Среди них  - документальные работы “Сара Ишонтураева”, “Гафур Гулям среди нас”,  “Дети Афганистана”,  “Трудный рис Каракалпакстана” . Такие фильмы, считал Хабибулла, бьют в реалию, помогают быть в среде. Снимая документальные фильмы, режиссер Файзиев продолжал работать над созданием художественных фильмов. В его творчестве большое место отведено детской  тематике с романтическим началом. В своих светлых и чистых историях о детстве режиссер призывал детей любить свою родину – Узбекистан,  лучше которого  нет на земле, говорить детям о славном прошлом и прекрасном будущем нашего народа. Для Файзиева это было главным стержнем в жизни и основной целью в жизни- учить молододое поколение любить свою родину.  Нежная и светлая кинолента “Радуга семи надежд” стала заключительным фильмом в цикле   детских картин режиссера Файзиева.

 Шли годы, страна переживала переходный период. Но ни экономические трудности, ни нехватка средств и еще множество других причин, которыми ограждались слабые люди, не останавливали творческую деятельность мастера. Кипучая энергия Файзиева всегда была направлена на создание, без которого он не мыслил своей жизни. «В первую очередь, - считал  Хабибулла Файзиев, человек должен предъявлять требования к себе и не лениться. Я живу и горжусь тем, что никогда не изменял своему призванию, люблю и горжусь своей профессией. Только труд, неустанный и упорный, должен сопутствовать таланту и творчеству, человек должен верить в себя и в свое предназначение».

 В 1989 году начались съемки первого коммерческого фильма «Шакалы» московской студии «Фортуна фильм» при техническом обслуживании студии «Мосфильм». Эта лента обошла экраны всего мира. На прибыли этого фильма «Фора фильм» укрепила свои позиции и запустила несколько художественных фильмов. Режиссер кинокартины «Шакалы» Хабибулла Файзиев пригласил на съемки звездную бригаду лучших европейских актеров, среди которых Лев Дуров, Александр Паташьян, Александр Соловьев.  Обязательно привлекались узбекские артисты. Начиная с этого фильма во всех лентах, снятых за границей, участвовали Наби Рахимов, Назим Туляходжаев, Тулкун Таджиев, музыкальное сопровождение композитора Эльмара Салихова, художественное оформление   Александра Шибаева. После «Шакалов» были «Динозавры XX века» студии «Катарсис» в Казахстане. И опять звезды европейского кино -Армен Джигарханян, Александр Кузнецов, Борис Химичев, Леонид Кулагин вместе с узбекскими актерами, композиторами  и художниками.  С фильмом  Х. Файзиева  «Динозавры XX века» были знакомы любители кино   Франции, Германии, Канады, США и др.  Художественный фильм  «Ау, ограбление поезда» (телевизионная версия «За все надо платить») неоднократно демонстрировался на российском и американском телевидении. . Эта картина собрала целое созвездие актеров театра и кино Узбекистана и России, здесь снимались наряду с именитыми артистами молодые, еще неизвестные актеры Москвы и Санкт-Петербурга, ставшие открытием для российского кинематографа, среди которых  Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова,  а также известная польская актриса Барбара Брыльска. В своих отзывах российская пресса писала об участниках фильма - «Звездная команда Файзиева». Творческий и коммерческий успех этого фильма послужил поводом к тому, что американская фирма «Автокапитал» и студия «Рерих» предложили создать фильм по неоконченной повести русского поэта Сергея Есенина «Яр»   узбекскому режиссеру Х.Файзиеву.  Этот фильм, также облетевший все экраны мира, стал первой и пока единственной экранизацией этого произведения С.Есенина. И здесь Файзиев остался верен себе. Рядом с известными российскими актерами В.Степановым, Н.Шевчуком, Л.Дуровым, Б.Химичевым снимались  Н.Туляходжаев, У.Ахмедова, а романсы композитора Э.Салихова, прозвучавшие в этом фильме на стихи Есенина, неоднократно передавались по многим радиостанциям.

 Все фильмы, созданные режиссером Файзиевым,  были дороги ему, как родившиеся дети, но особое место в творческой биографии мэтра кино занимали   фильмы “Маргиана”  и “Алпомыш”. Фильм Маргиана о временах внедрения исламской религии в Средней Азии. В фильме снимались  Фатых Джалалов, Саида Мансурходжаева, Назим Туляходжаев,  Х. Арасланов и др.

 Не менее важное место в творчестве Файзиева занимал  театр. Любовь к театру,  у Хабибуллы Абидовича генетически заложена от отца, Он поставил спектакли в театре им. Аброра Хидоятова, в  театре имени Абдуллы Каххара и , конечно же,  никогда не прерывал связи с  Театром юного зрителя, который  всю жизнь нежно и преданно любил. Именно там, в стенах Театра юного зрителя он ощущал незримую поддержку своего отца и  его благословение.

 Хабибулла Файзиев всегда был  благодарен судьбе за то, что советы и наставления людей, знавших его отца, помогли и поддерживали всю жизнь. Он оставил добрую память о них в своих фильмах.  У него  не было  наград и регалий, у него было  нечто большее - это общественное признание, востребованность, неугасающая популярность фильмов и спектаклей. Но самым  главным  для него  оставалось стремление к высшей художественной планке в искусстве, потому что он считал себя избранным  судьбой быть служителем прекрасного.

 

                                                                              ДИЛОРОМ ЗАКИРОВА





Другие материалы рубрики

14.12.2023 / 15:51:51

Подписан меморандум о сотрудничестве между Школой кино и театра FOCUS в Ташкенте и Галереей искусства ART STATION при Международном Университете Туризма и Культурного наследия SILK ROAD в Самарканде.

Подписан Меморандум о сотрудничестве между Школой кинематографии и театрального искусства FOCUS в Ташкенте и Галереей искусства ART STATION при Международном Университете Туризма и Культурного наследия SILK ROAD в Самарканде. Далее...

14.12.2023 / 11:31:59

С 11 по 22 декабря в рамках смотра "УЗБЕКСКОЕ КИНО – НОВЫЙ ВЗГЛЯД" проходит "День открытых дверей"

По инициативе Агентства кинематографии при Министерстве культуры Республики Узбекистан, Творческого союза кинематографистов Узбекистана, Национального центра развития кинематографии и Института искусства и культуры Узбекистана с 11 по 22 декабря в рамках смотра "УЗБЕКСКОЕ КИНО – НОВЫЙ ВЗГЛЯД" проходит "День открытых дверей". Далее...

10.12.2023 / 21:26:52

Кинорежиссер Камара Камалова, гордость узбекского кино. В Ташкенте отметили ее 85-летний юбилей

Как и многие мои коллеги, знаю Камару Шадмановну уже достаточно много лет. И не перестаю восхищаться и удивляться. Ее фильмы один другого лучше, несмотря на довольно почтенный возраст, продолжает снимать и получать призы на международных и ташкентских фестивалях. Далее...

09.12.2023 / 13:01:36

ПАМЯТИ ДЖУРЫ ТЕШАБАЕВА

В жизни бывают люди как звёзды, сверкая, освещая как маяк путеводитель. Один из таких звёзд был киновед Джура Тешабаев. Доктор искусствоведения, профессор, историк кино Джура Тешабаев на протяжении всей своей жизни посвятил творческим процессам происходящим в узбекском кинематографе. Далее...

08.12.2023 / 12:07:57

"Воскресенье" возможно. Шокир ХАЛИКОВ.

На международном кинофестивале "Red Sea International Film Festival" в Саудовской Аравии молодой режиссёр из Узбекистана Шокир Холиков стал победителем в номинации "Лучший режиссер" за свой дебютный полнометражный фильм "Воскресенье". Далее...





22.11.2024 / 21:25:34
Концерт в епархии РПЦ артистов ГАБТ им. А. Навои: "Мы желаем счастья вам!"
 
21.11.2024 / 10:37:13
19 ноября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце , в программе " Дней культуры Узбекистана в России" состоялся концерт "Вечер звёзд Узбекистана".
 


23.11.2024 / 05:35:11
6,5 миллиона туристов в Узбекистане: красивая цифра или манипуляция?
 
19.11.2024 / 15:26:53
МОСКВА, 19 ноября. В эфире телеканала "НТВ" в программе "Попутчик" вышел второй сезон тревел-шоу с российским шоуменом Тимуром Родригезом, посвящённый культурному и туристическому потенциалу Узбекистана, сообщает корреспондент ИА
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте