Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...21 апреля. ММКФ 2024. Московский кинотеатр «Октябрь». Зал был заполнен чуть больше наполовину. Оно и понятно: когда на таком престижном фестивале показывают более двухсот картин со всего света, трудно зрителю не растеряться… Автора сценария и режиссера фильма из Узбекистана Зульфикара Мусакова в одном лице на премьере не было… Фильм представляли продюсер фильма Икром Мулляджанов и второй режиссер Тимур Рахимов. После просмотра состоялось обсуждение картины. Продюсер картины в начале разговора ответил на вопрос увидят ли российские зрители этот фильм, ответил, что создатели были бы очень рады этому, потму что кино должно сближать народы, служить взаимопониманию. Мы собрали наиболее интересные отзывы и вопросы зрителей, адресованные непосредственно виновнику этого события автору сценария и режиссеру, связались с ним и передали эти вопросы. Он любезно ответил на них.
Зритель 1: -Зульфикар, почему вас не было на премьере? Все-таки не каждый день такое, ММКФ, международная премьера…
З.М: - В последние годы у меня развилась аэрофобия. Даже не съемки эпизодов предыдущей картины в США не летал. Сын снимал. Управлял процессом по он-лайн связи. А представлять картину приехали Икром и Тимур. Оба они - выпускники киношколы «Фокус скул», организатором и директором которой является дочь З. Мусакова, Мария. Ребята уже сами, как режиссеры, сделали по две-три короткометражки. Они впервые на фестивале, думаю, им это будет и интересно, и полезно.
Зритель 2: - В Москве , как говорил про себя А.Ю.Герман, « ваше имя известно только в узких кругах кинематографистов»?
З.М: - Вы правы.
Зритель 2: - А на Родине, в вашем в солнечном Узбекистане?
З.М: - Слава богу, не жалуюсь… Дома у меня всё в порядке…
Зритель 2: - Да, я это поняла, прочитав программку, что нормально - ордена, звание. Это радует, что вас ценят… З.М: - Спасибо.
Зритель 3: - Ваша картина «Шурочка» была показана во внеконкурсной программе фестиваля. Это не комплимент, но как знать, возможно, этот фильм мог бы спокойно конкурировать с другими конкурсантами без всякого напряга?
З.М: - Для нас уже только то, что нашу скромную ленту взяли на фестиваль, стало огромной неожиданностью и честью. А насчет конкурсов … Однажды на эту тему говорил своему покойному другу, замечательному киноведу Андрею Шемякину - не люблю конкурсы.
Зритель 3; - Почему?
З.М: - Потому что искусство-это не спорт, где надо соревноваться, кто быстрее побежит, выше прыгнет, или больше забьет голов. Хотя иногда сами спортсмены превращают спорт в совершенное искусство. Месси, Роналду, Мбаппе – они превратили футбол в искусство, гении футбола… И потом, несколько раз переживал очень неприятные минуты: сидишь и ждешь, и тебя изнутри грызет хищная мысль - лишь бы тебе досталась та или иная статуэтка, автоматически становясь почти врагом своего соперника… Ужасно…
Зритель 4: - Мне было радостно от того, что мы, московские зрители, избалованные сотнями картин со всех концов света на фестивале, так живо и непосредственно реагировали на картину, не пропуская даже еле слышные вдалеке реплики. В зале постоянно был слышен искренний смех, а в финале у некоторых в глазах я заметил слезы- это ли не лучшая награда для создателей фильма?
З.М: - Меня там не было, но это приятно слышать.
Зритель 5: - Обычная дорожная история, руд муви. Двое пожилых и успешных мужчин, бывших однокурсников по журфаку МГУ, москвичей , едут в Ташкент, а там еще плюс сотни две километров, в горный узбекский кишлак на похороны своей бывшей жены Шурочки. Едут, иногда останавливаются по пути, ходят, едят, пьют, вспоминают и спорят о Шурочке, ругаются, даже дерутся. Но оказывается, что Шурочка жива. Вот и весь лог-лайн. Если бы эти слова передавали хотя бы одну из сотен нюансов и красок этого тихого, но, на мой взгляд, очень удачного фильма… Как вообще появился фильм?
З.М: - Сначала был короткий рассказ. Потом мой ученик Икром Мулляджанов , затем и мой друг Анвар Усманов, доктор экономических наук, профессор, видя, что у меня межкартинная депрессия, предложили снять недорогую картину.
Зритель 5 :- А сколько длилась ваша депрессия? З.М: - Четыре месяца.
Зритель: - Ничего себе! Люди годами ждут картины.
З.М: -У каждого свои темпы…
Зритель 6: - Меня ваша работа подкупила своей простотой, традиционностью в лучшем смысле этих слов... Сам свидетель: ваша картина, снятая по классическому линейному сюжету, неторопливая, очень негромкая, подробная история ,тем не менее , постоянно держит зрителя в напряжении.
З.М: - Спасибо. Но думаю, что вряд ли она будет интересна молодым, которые воспринимают только американские блокбастеры или , дурно повторяющие западные клише фильмами, напичканные компьютерными спецэффектами и тоннами насилия и крови. Не для них этот фильм.
Зритель 7: -Наоборот. Мне 25 лет. В зале сидело много моих ровесников. Даже среди нас эта лента нашла понимание и сопереживание.
З.М: - Спасибо, это обнадеживает.
Зритель 3: - О ваших актерах. Я их вижу впервые.
З.М: - Гена Пачис, грек, Генадиос Патсис, Заслуженный артист Узбекистана, уже более 30 лет живет на исторической Родине, много снимается, снялся даже у Эмира Кустурицы.. Андрей Петухов-режиссер театра из Кыргызстана, Заслуженный Деятель искусств РФ, Отабек Мусаев, бывший Директор УЗБЕККИНО, мы с ним горшки в яслях делили. Их объединило одно - они все ташкентские, знаю их более сорока лет. Снимались за мизерные деньги. Зритель 8: -Скажу вам определенно. В большое международное кино пришли очень талантливые новые лица, самобытные, их роли запоминаешь. Скорее всего, их теперь будут приглашать в новые проекты и в России. Ваши актеры точно выполнили ваши установки, это чувствуется.
З.М: -Не знаю, насколько это удалось. Мы хотели отойти от штампов внешнего образа преуспевающего бизнесмена международного масштаба, то есть от вида большого, несколько вальяжного, холодного, обдумывающего каждый свой шаг и слово, откровенно хамоватого … А Гена нервный, худой, старый воробей. Какой-то весь дерганый, суетливый, быстрый в движениях А образ писателя, чьи тиражи миллионами напомнили мне (только внешне ) седовласого Василия Белова.
Зритель 8: Не волнуйтесь. Оба ваших актера играют очень убедительно, абсолютно веришь, кто они, веришь в их характеры, они просто очень обаятельны.. Сыграли совершенно разных по мировоззрению и убеждениям людей, что и приводит их к конфликту. И замечательно, не ниже их по уровню играет ваш Отабек Мусаев. Его спокойный монолог в машине после драки Игоря и Жени о памяти заставляет серьезно задуматься: что творим братцы? Куда идем? В фильме не так много слов. Очень важна в картине тишина, иногда во время и к месту звучащая написанная для фильма музыка. Кто писал?
З.М: - Машенька, моя дочь. В некоторых местах мы использовали проигрыш старинного романса «Не для меня» Александра Виттэ, которому более двухсот лет…
Зритель 9: - Самое сильная сторона картины - - в чувстве меры. Меры во всем. В очень профессиональном, беспощадно сжатом, лаконичном сценарии. В умеренности подачи материала. Вы узбек?
З.М: -От темечка до пяток… А что?
Зритель 9: - Я спросил не случайно. Вы, будучи абсолютным узбеком, не соблазнились рекламно - гламурно живописать пейзажи своего родного края, хотя мимолетные пейзажи Ташкента и гор сняты оператором –постановщиком великолепно. Но эти почти эпические кадры вы намеренно приземлили ироничными закадровыми репликами героев?
З.М: - Точно… Мы хотели, чтобы мягкий юмор, ирония сопровождали фильм от начала до конечных титров.
Зритель 9: - И мы это принимали, как глоток свежего воздуха. Печальное и смешное рядом. Это очень цепляет. Никогда не думал, что Ташкент и его окрестности настолько прекрасны и разнообразны. Открытием для меня стало то, что в далеком Ташкенте есть и польский католический костел, и немецкая кирха столетней давности, конечно же, замечательные мечети (это само собой!), поразила воздушная панорама над русским кладбищем и сказочно прекрасная православная церковь на берегу синей реки. Вы этот кадр сняли в России?
З.М: -Под Ташкентом… 30 км…
Зритель4: - Ба! Вот так…
Зритель 1: - Век живи, век учись.. Так что же это была за женщина Шурочка, из-за которой двое вроде адекватных мужчин прерывают свои дела и едут в такую даль?
З.М: - Таких женщин, умных, порядочных, добрых, желавших от жизни простых вещей, как семью, детей, дом, любимого мужа – миллионы, их абсолютное большинство, как у вас, так и у нас. Зритель 7: - А эти двое едут потому, что когда-то проявили не просто малодушие, а предали её? Едут в последний раз, возможно, просить прощения на могиле?
З.М: - Возможно. Японские художники говорят : любая завершенность-смерть…
Зритель 10: - А теперь могу поделиться с вами своими эмоциальными впечатлениями… Все трое родились в той Атлантиде, их молодость прошла там же. Жаловаться на сегодняшний день им грех - один бизнесмен, его компаньон-узбек, бывший воин – афганец, тоже удачлив в делах. а уж писатель поднялся так высоко только после гибели той страны, называемой Советским Союзом. Чего им роптать? Что их погнало сюда?
З.М: -Вам это показалось очень наивным или инфантильным?
Зритель 10: -В том то и дело, что нет! Нет, не наивным. Есть инфантильность возрастная, а здесь в вашем фильме есть просто чистота. Тут скорее ваше осознанное неприятие той лагерно-гулаговской или наоборот, гламурной эстетики, тихой сапой вошедшей в нашу жизнь, если эстетикой вообще её можно назвать. Лично меня это с души воротит. Боишься включать Тв или ютуб: или тотальная жестокость, всюду уголовные рожи или ряженые, хвастающие своими одеждами. Образы нормальных людей стали дефицитом. Возможно, поэтому фильм вызывает у меня такие положительные эмоции. О классном финале фильма говорить не буду – пусть зрители сами посмотрят. Зритель 1: - Я хочу говорить о важном. Что я вынес в душе после вашего фильма. 1980. Именно это Время. Не время «шестидесятников». Они, шестидесятники, благородные, наивные, но искренние и талантливые люди. Их уже знала вся страна. Книгами их зачитывались, стихи Ахмадулиной, Рождественского, Евтушенко, Вознесенского слушали, затаив дыхание в Политехническом... Песни Окуджавы и Высоцкого ходили на примитивных катушках здоровенных, как трактора магнитофонах «Астра»… Время… Оно не пощадило никого. В большинстве своем «шестидесятники» уже покинули нас в мир иной. Наступили потом иные времена. Именно в восьмидесятые герои фильма были совсем юношами. Каждый из персонажей «Шурочки» вспоминает восьмидесятые по-своему. Для Брейтмана –это время, когда он перевелся из Воронежа в МГУ и встретил там свою единственную любовь Шурочку, отбив её у Тихомирова. Для Тихомирова это время смерти Высоцкого. А для красавца-узбека Рустама, который везет двух москвичей в далекий горный кишлак, это время Олимпиады и печально летящего над стадионом Мишки, в те дни, когда он служил уже год в Афганистане, в Мазари - Шариф. Время их молодости… Двумя –тремя скупыми фразами вы рассказал нам о людях, которые жили в это время. Мне кажется у нас , в российском кинематографе, очень мало глубоких фильмов, рассказывающих именно о этом отрезке нашей истории … Моя молодость тоже прошла именно в восьмидесятых. Это поколение, которым сегодня под семьдесят, самое трагичное послевоенное поколение. До этого большинство из двух поколений просто погибли в репрессиях и войне. Наступил мир. Как это не странно, но «шестидесятники» -романтики оказались более счастливыми - они хоть застали «оттепель», а потом и времена так называемого застоя. И они почти все состоялись, неважно где - у нас или за бугром, через неравную, отчаянную борьбу с властью. Хотя тогдашняя власть даже не поцарапалась об них… А мы, которым тогда было едва по двадцать? Гайки уже были закручены… Уже сложился официально анекдотичный культ личности Брежнева. Уже шли цинковые гробы из Афганистана. Страна дефицита и длинных очередей. Но жизнь парадоксально продолжалась вопреки времени... Тарковский, Герман, Михалков, Кончаловский, Рязанов, Данелия сняли лучшие свои фильмы именно в эти времена. Гремела Таганка, Ленком, Ефремов, Товстоногов, Васильев –всего не перечесть. Прожив более тридцати лет в другом государстве, нынче живем в доставшемся нам другом мире уже столько же лет. С трудом, со скрежетом в зубах приспосабливаемся к новым временам, к новым нравам. Некоторые не выдерживают. Вы ненавязчиво, порой иронично, в одной-двух фразах диалогов поднимаете знакомые до боли детали того Времени, в котором росли сегодняшние пожилые люди. Вы ни в коем случае не декларируете , что всё было в то время очень хорошо или, наоборот, всё было очень плохо. Простыми, очень скупыми, но выразительными средствами кинематографа напомнили мне через диалоги героев о том, что ТОЛЬКО БЫЛО в нашей жизни. Плохо или хорошо, но было. Такое вот ретро восьмидесятых. Сама по себе драма Евдокимова и Шурочки, талантливых журналистов, сознательно бросивших профессию, упоминается лишь походя… А сколько поломанных судеб, невостребованных талантов угасло в те времена? Мне особо понравилась фраза, которую Игорь вспоминает, почему Шурочка с мужем Евдокимовым бросили профессию: «… Самый большой капитал для любого журналиста-факт, правда… Когда она становится ложью - капитал моментально обесценивается…»
Зритель 5: -Да! В фильме есть правда о чувствах. Прогулка героев по яблоневому саду - одна из самых удачных. Казалось бы, дел то: два героя вспоминают про пельменную на Краснопресненской и сосиски с горошком из Венгерской Народной Республики... Вспоминают с упоением, до слез. Это их жизнь. И моя тоже. Возможно, кто-то это не поймет. А у меня стоял ком в горле. Это было. И уже никогда не вернешь. Право на ностальгию пока никто не отменял… Это как в одном из американских фильмов был эпизод: сын старика хочет выбросить старый плащ отца, который старик давно не носит, но почему-то держит его в шкафу. Сын: -Отец, зачем тебе этот старый плащ? Он скоро рассыплется. Отец отвечает: - Я его не ношу, но не выброшу… Этот плащ подарила мне твоя мать, когда ты родился... Спасибо вам за хороший фильм. З.М: -Вам всем мира, здоровья и душевного равновесия…
Леонид Архипов, волонтер ММКФ.
|
|