Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.07.2024 / 17:11:53
Ждем звездного узбекского кино. Будни и планы ташкентского филиала знаменитого ВГИКПочему всемирно известный ВГИК открыл в 2021 году свой единственный зарубежный филиал именно в Узбекистане и как молодому вузу удается привлекать к преподаванию столько звезд кино? PLOV.PRESS задал эти и другие вопросы Эльдару Юлдашеву — директору филиала ВГИК в Ташкенте.
Эльдар Садыкович, Узбекистан имеет славную историю кинопроизводства и, соответственно, подготовки будущих звезд. Однако, в последние 20-25 лет, известные киноленты можно пересчитать по пальцам. Согласны ли Вы с этим? Если “да”, то чего не хватает узбекскому кинопроизводству и как может помочь ему открытие филиала ВГИК в Ташкенте? — Само появление филиала ВГИКа, то есть его открытие в Ташкенте — это часть тех реформ, которые проводятся в области кинематографии за последние годы, а именно с 2017 года, когда Шавкат Миромонович Мирзиёев став главой государства, начал проводить поэтапные преобразования. С этого времени в кинематографии начали выделяться и денежные средства в больших объемах, и в целом уделяться много внимания к кино, его духовной, нравственной значимости. И открытие филиала ВГИКа — только один тому пример. Открылся и Центр развития кинематографии, которого не было до этого. Произошла реорганизации кинофонда, киностудий. Наша знаменитая киностудия “Узбекфильм” стала киноконцерном — также, к примеру, как в России является киноконцерном “Мосфильм”. После этого началась масштабная реконструкция, в ходе которой “Узбекфильму” на одну только современную технику была выделена сумма порядка 26 миллионов евро. И открытие филиала ВГИК в Ташкенте стало неотъемлемой частью всех этих масштабных реформ.
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова имеет единственный зарубежный филиал — в Ташкенте. Как Вы думаете — почему он открыт именно в Узбекистане? — Это, прежде всего, была инициатива главы нашего государства. И вообще исторически так сложилось, что кузницей кадров для всего бывшего Советского Союза, в том числе и для узбекской кинематографии, являлся именно ВГИК. Поэтому огромное количество наших мэтров, наших классиков, отцов-основателей узбекского кино — многие ВГИКовцы. Не случайно, что в 2021 году филиал ВГИКа в Ташкенте открылся с таких направлений, которых до этого у нас не существовало — это кинодраматургия, кинопродюсерство. На сегодняшний день это уже пять направлений очной формы обучения. Также в этом году мы открыли годичные и двухгодичные высшие курсы по новым направлениям. Это “Ведущий телевизионных программ”, “Режиссер интерактивных медиа и голографии”, “Сценарист кино, телевидения и визуального контента”. Таким образом, филиал ВГИКа развивается параллельно с развитием самой национальной кинематографии нового Узбекистана, потому что главная цель его открытия — это подготовка кадров именно для современного узбекского кинорынка. Это кадры не “на экспорт”. Но при этом нужно отметить, что из года в год и количество абитуриентов из других стран у нас тоже возрастает. Вот, буквально на днях сдала документы девочка из Минска. Самое большое количество зарубежных студентов у нас — это из Российской Федерации. И есть по одному студенту из США, Южной Кореи. Уже традиционно учатся ребята из Казахстана, Таджикистана Кыргызстана. Ну, и таким образом, мы надеемся, что Филиал станет не только кузницей кадров для республики, но и, скажем так, в региональном масштабе, в том числе. Тем более, что, повторюсь, наш вуз в Ташкенте является единственным зарубежным филиалом, который открыл Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова. Это также, как и в случае с Московским государственным институтом международных отношений (университет). Знаменитый МГИМО также открыл единственный зарубежный филиал — и именно в Ташкенте. Безусловно, эти события основаны на очень крепких сотруднических связях Узбекистана и России.
Почему, на Ваш взгляд, в филиале ВГИК в Ташкенте обучаются даже россияне? В чем изюминка такого молодого вуза? — Думаю, во-первых, нам удалось создать сильный профессорско-преподавательский состав. Мы постоянно стремимся привлекать к преподаванию, скажем так, самых передовых действующих кинематографистов. То есть для нас важно, чтобы это был не просто педагог — с такой академической, классической точки зрения — а именно новатор, передовой практик. Тот, кто владеет последними технологиями, всем процессом кинопроизводства. Например, у нас в этом году набирает мастерскую Джавахир Закиров, который не нуждается в представлении. Он сам — выпускник ВГИКа у Алексея Баталова, и школы-студии МХАТ у Льва Дурова, то есть получил лучшее классическое образование. И многие годы является одним из самых востребованных актеров в регионе — не только в республике. В данный момент он занят, к примеру, в проекте знаменитой компании Netflix, который реализуется в Амстердаме. То есть востребован, единственный из Узбекистана, и в работе этой передовой мировой платформы по кинопроизводству. Так что мы стараемся привлекать к преподаванию мастеров такого уровня и это, думаю, также играет роль в том, что студенты приезжают учиться к нам сюда в Ташкент.
Такие звездные педагоги — это, безусловно, интересная тема. Кого еще можно назвать из известных имен? — С первых шагов работы филиала ВГИК мы стремились, можно так сказать, вернуть на малую родину тех из наших соотечественников, кто когда-то уехал по разным причинам. И я считаю нашей заслугой, что это удается делать. Так, уже в первый год мы вернули Эльёра Ишмухамедова, Одельша Агишева. Эльёр Ишмухамедов — один из классиков узбекского кино, узбекский и российский кинорежиссер, сценарист. Он — народный артист Узбекистана и заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Автор таких знаменитейших фильмов, как “Нежность”, “Влюбленные”, “Юность гения” и многих других. Одельша Агишев, который с 2021 года здесь в Ташкенте, знаменитый сценарист, кинодраматург и преподаватель сценарного мастерства, профессор ВГИК, лауреат государственных премий Узбекистана и России. На второй год деятельности, мы сумели вернуть Юсупа Разыкова и Улугбека Хамраева. Если смотреть фильмографию только одного Юсупа Разыкова, то самым длинным в ней является список его фестивальных наград и побед, которые свидетельствуют о его международном успехе. Улугбек Хамраев — один из самых востребованных операторов. В его послужном списке — все топовые сериалы российских федеральных каналов, таких как СТС, ТНТ. Это знаменитые сериалы “Мажор”, “Физрук” и многие другие. На третий год с нами начала работать Матлюба Алимова, звезда культовых фильмов “Цыган” и “Возвращение Будулая”, в которых она сыграла цыганку Настю, страстно, но безответно влюбленную в главного героя Будулая. Эта роль принесла ей известность на весь тогда бывший Советский Союз. И так год за годом мы стараемся привлекать настоящих звезд в наш преподавательский состав. С нашими студентами работают такие топовые деятели кино как Бобур Юлдашев, Рано Шодиева, Карим Мирхадиев, Райхон Уласенова. То есть, абитуриенты из Узбекистана, стран Центральной Азии и других, знают, что самый топовый список преподавателей есть именно у нас. Думаю, это одно из самых больших преимуществ филиала ВГИКа в Ташкенте, которого мы смогли добиться за это короткое время.
Вот, Вы не раз употребили слово “вернули”, говоря о звездах мирового уровня, которые родились и выросли в Узбекистане. Это говорит о том, что они теперь совмещают работу в Узбекистане и, например, России? Или о чем идет речь? — Кто-то, действительно, совмещает. Но, нужно понимать, что образование в вузе, к которому эти известные деятели кинопроизводства теперь приобщены, проходит в течение учебного года — то есть с сентября по июль. И, находясь здесь все это время, они вливаются не только в подготовку кадров для узбекского кино, но и напрямую в наше кинопроизводство. То есть, получают государственные заказы на производство фильмов, заказы от частных студий. Тем самым, они уже не просто находятся здесь и преподают, но переезжают вместе с семьями. Они остаются здесь, потому что наряду с педагогической деятельностью, идет и их профессиональная, творческая деятельность. То есть, наш вуз является еще и стимулом для возникновения кинопроизводства с участием мастеров мирового уровня. Идет и такое взаимовлияние узбекской и российской сторон. Вот, например, Али Хамраев, — он не только набирает свою мастерскую в этом году, но и начинает снимать. Он получил заказ на создание ремейка своего знаменитого фильма “Ёр-ёр”. Это фильм середины XX века, классика узбекского кино, ставший одной из визитных карточек Али Хамраева. То есть, наш знаменитый земляк, как минимум, на многие месяцы остается работать здесь в Узбекистане, так как кинопроизводство полнометражного художественного фильма — это достаточно длительный процесс. Кроме того, это и может стать возможностью для участия в реальном процессе создания кино и наших студентов. И тем самым тоже воспитывать молодежь, потому что фильмопроизводство — это привлечение сотен специалистов. Ведь кроме актеров, за кадром над созданием киноленты участвует огромное количество людей. Мы стараемся, чтобы мастера, конечно, привлекали своих студентов, в том числе, на эти проекты, чтобы молодежь получала знания не только в стенах вуза, но и за его пределами — на съемочных площадках. В этом году “запустились” своими полнометражными художественными фильмами и другие наши мастера, такие как Рашид Маликов, Ёлкин Туйчиев, Аюб Шахобиддинов и другие. Это государственные заказы на кинопроизводство или проекты частных студий? — Все, что я перечислил — это именно государственные заказы. И в какой-то степени для филиала ВГИК очень лестно, что нашим педагогам государство доверяет такие многобюджетные проекты, в числе которых — и международные. Безусловно, то, что Вы рассказали дает большие надежды на новое дыхание того узбекского кино, которое когда-то имело заслуженную славу. А какие примеры популярных фильмов последнего времени можно было бы назвать? — Если говорить о зрительской популярности, то можно назвать фильмы Рустама Сагдиева “Барон” и “Барон 2”, хороший прокат по республике был у ленты Акрома Шахназарова “101. Рейс”. Один из последних ярких фильмов, картина Джахонгира Ахмедова “Баходир Ялангтуш”. Это, кстати, первый узбекский фильм, который был снят по специальной системе — The Volume, это такая гигантская видеостена, сделанная из светодиодных экранов, на которой в реальном времени выводится изображение, реагирующее на положение камеры в пространстве. Это новейшая технология, в Голливуде к слову ее внедрили не так давно, первый эксперимент это 2019 год, сериал “Мандалорец”. А фильм “Баходир Ялангтуш” тоже сейчас вышел в прокат. Поэтому есть вот такие яркие интересные примеры, которые собирают кассу. В пример можно привести и фильм нашего педагога режиссера Шакира Халикова “Якшанба” (“Воскресенье”). Эта лента получила главный приз Шанхайского кинофестиваля — одного из немногих, входящих в категорию “А”. Вот поэтому есть такие примеры и практически все, кого я назвал, больше половины — это перспективное поколение, то есть молодые режиссеры. И Акром Шахназаров, и Шакир Халиков, и Баходир Ахмедов. То есть, сегодня есть возможности и снимать, и творчески расти, вот это радует. На мой взгляд, период затишья в узбекском кино прошел и начался уже такой интенсив, рост. Видите, здесь и фестивальное кино, и коммерческое кино. Буквально недавно вышло постановление Президента Республики Узбекистан, от 05.06.2024 г. №ПП-209 “О мерах по дальнейшему развитию сферы кинематографии и созданию цикла фильмов, посвященных истории страны”, которое гласит, что субъектам предпринимательства на основе государственно-частного партнерства безвозмездно выделяются земли несельскохозяйственного назначения для возведения в каждом районе (городе) республики кинотеатров и торгово-развлекательных комплексов, в составе которых имеется не менее двух кинозалов вместимостью не менее 300 человек. То есть, вот таким образом государство реформирует кино во всех областях, помимо кинопроизводства. Это, как видите, дистрибуция, кинопрокат, строительство кинотеатров, новые рабочие места. В принципе таким образом все, я думаю, постепенно должно привести узбекское кино к тому уровню, которым оно славилось раньше, и затем — дальше, к новым вершинам.
Как организуется учебный процесс в филиале, как в нем принимает участие головной вуз — московский ВГИК? — У нас практически 50 процентов профессуры — это специалисты из головного вуза, то есть, граждане Российской Федерации. Мы со своей стороны также вносим в программу и содержание преподавания свои нюансы. Так как кадры приоритетно готовятся для Узбекистана, то и метод преподавания, и вся “начинка” предметов — тоже должны отражать и наши реалии. Если скажем у кинопродюсера преподается финансирование, налогообложения, это, конечно, должно быть налогообложение узбекское, а финансирование тоже связано с нашими нормативно-правовыми актами. Вот такие нюансы мы вносим в процесс образования. Но вернемся к творческой стороне вашей работы. Понятно, что сложно сделать уже многое за такой небольшой срок работы филиала ВГИК в Ташкенте. И тем не менее, какие события уже случились у филиала со времени его открытия, чем вы можете гордиться? Как обстоят дела с техническим оснащением молодого вуза, что уже есть, чего не хватает? Какие вы ставите перед собой задачи, в том числе, по дооснащению, расширению? — Мы начали 1 ноября 2021 года свою деятельность и, на самом деле, первое, что удалось — это сформировать яркий, креативный профессорско-преподавательский состав, который дал свои первые плоды в виде успехов наших студентов, успех подготовить их за короткое время. И уже в первый год обучения наш студент Тимур Муродов, который только оканчивал первый курс, взял со своей работой “Кассета” Гран-при Ташкентского кинофестиваля. Причем, это была победа в конкурсе, где принимали участие представители 20 киношкол мира, в том числе из таких стран как Иран, Канада, Китай, Южная Корея. Международное жюри возглавлял польский режиссер с мировым именем Кшиштоф Занусси, которого никак не заподозришь в какой-то субъективной оценке. И при всех этих условиях наш студент выиграл Гран-при, получил денежный приз в размере 15 тысяч долларов США и это нас, безусловно, порадовало. Более того — история с успехом наших студентов неоднократно повторяется. Уже в этом году, опять первый курс стали лидерами Международного конкурса 48 Hour Film Race, который проводится Нью-Йоркской киноакадемией. Студенты 1 курса мастерской Ёлкина Туйчиева признаны победителями в главной номинации “Лучший фильм” в фестивале, в котором участвовали миллион конкурентов! Это, безусловно, и радует, и удивляет. Таким образом ваши студенты представляют на фестивали и конкурсы уже готовые работы. У филиала есть вся необходимая техническая база для этого? — Такая база у нас формируется за счет наших партнеров, в том числе, частных структур. В их числе Агентство кинематографии и ведущие узбекские киностудии Dilshoh Media, Star Fox, Bayram Film и International Media Group Pro, ну, и конечно же меценаты, частные лица. В чем здесь плюс? Это ведущие частные киностудии, которые заинтересованы в своей актуальности на кинорынке, и чтобы не терять свои позиции, они проводят ежеквартальный апгрейд оборудования и техники, то есть обновление, аппаратуры. Таким образом, это единственные игроки на узбекском кинорынке, у кого самые новейшие технологии и новейшая аппаратура. И мы им благодарны, потому что на безвозмездной основе они предоставляют всю эту технику студентам. Что же касается обновления нашей собственной базы, то этот процесс также идет. В частности, сейчас в здании филиала идет строительство павильона, который будет находиться вот на 1 этаже. Это также реализуется за счет International Media Group Pro. И на цокольном этаже строится большой зал хореографии. Ранее его не было, и студентам на такие предметы как сценическое движения, ритмика приходилось ездить в Государственную академию хореографии Узбекистана, где нам предоставляли возможность для этих занятий, за что мы очень благодарны руководству ректору Академии Шухрату Махмутовичу. Так что, в числе плюсов, также необходимо назвать то, что у филиала ВГИК получилось собрать вокруг себя таких меценатов, таких друзей. На основе такой меценатской поддержки у нас происходят также мастер-классы, лекции, тренинги, семинары с участием топовых игроков мировой киноиндустрии. Мы гордимся, что даем возможность нашим студентам помимо учебного процесса, познавать все самое передовое, в том числе, и от ведущих мировых кинематографистов. Филиалом было проведено более 100 международных мастер-классов. В том числе, впервые в Узбекистане провели мастер-классы Уэйн Вармана — монтажера фильмов “Люди в черном 3”, “Я — легенда”, “День, когда Земля остановилась”, “Константин: Повелитель тьмы”, “Ангелы Чарли” и многих других мировых бестселлеров; Мартина Смита — инвестора фильмов “Аватар”, “Жизнь Пи”, “Восстание планеты обезьян”, “Дом странных детей мисс Перегрин”; Уолтера Афанасьеффа — двукратного обладателя премии Грэмми, продюсера мирового хита My Heart Will Go On, использованного в качестве саундтрека к фильму Джеймса Кэмерона “Титаник”, Игоря Толстунова — члена Европейской Киноакадемии “Феликс”, члена Российской Киноакадемии “Ника”, члена Российской телевизионной Академии “ТЭФИ”, члена правления Гильдии продюсеров кино России и Ассоциации теле- и кинопродюсеров, одного из пяти “…самых перспективных кинопродюсеров России…” по версии журнала Forbes и многих других. Филиал традиционно также становится площадкой для серии мастер-классов в рамках Ташкентского международного кинофестиваля, таким образом на площадке ВГИК организованы и проведены мастер-классы Люка Бессона, Тимура Бекмамбетова, Лизы Боярской, Натальи Варлей, кроме того со стороны головного вуза также проводятся ежегодные мастер-классы, таким образом студенты получили новые знания и опыт от Владимира Хотиненко, Рената Давлетьярова, Сергея Безрукова, Джаника Файзиева, Алексея Учителя, Александра Котта, Светланы Ивановой и многих других.
А как получается привлечь таких звезд, обозначить именно самых интересных? Истории их появления у нас, как видите, всегда разные и интересные. Кроме того, у нас есть фидбэк со стороны студентов, мы интересуемся, проводим анализ того, чего хотят студенты на самом деле. И как результат, например, недавно мы организовали мастер-класс Айсултана Сеитова. Айсултан — известный режиссер, участник рейтинга Forbes, сотрудничает с такими исполнителями как Kanye West, 21 Savage, Jah Khalib, Noize MC, Елена Темникова, Элджей, Баста, MiyaGi & Эндшпиль, Нурлан Сабуров, а также компаниями Disney, Nike, Sprite, BMW, Coca-Cola. В кино он, можно сказать, делает свои первые шаги, но, тем не менее, уже сумел стать одним из победителей Шанхайского кинофестиваля с фильмом Qas (“Беги”). Желание встретиться и пообщаться с Айсултаном Сеитовым высказали именно сами наши студенты. Мы изучили возможности и нашли тот момент, когда Айсултан Сеитов посетил Ташкент по своим коммерческим делам, съемок клипов, рекламы для ташкентских заказчиков. И тогда нам тоже удалось его уговорить, и он безвозмездно провел мастер-класс, выделив несколько часов для наших студент. То есть истории очень разные и зачастую творческие люди откликаются на предложение встречи с заинтересованной молодежью. Особенно, когда знают, что аудитория это не просто поклонники их таланта, а те, кто являются их, пусть молодыми, но коллегами. Кроме того, сама молодежь полна всегда идей, которыми делится с мэтрами в ходе таких встреч. Планируются такие мастер-классы и на предстоящий учебный год. В числе звезд — лауреат премии “Ника”, лауреат Каннского кинофестиваля Сергей Дворцевой. Вот поэтому в принципе вот эта система мастер-классов, тренингов дополнительных лекций — она, надеюсь, у нас будет жить долго, потому что получается это делать и довольно хорошо. А как часто вы проводите опросы интересов студентов, как это происходит? — Стараемся проводить такие опросы регулярно. В свою очередь я тоже стараюсь быть довольно демократичным, мои двери 24 на 7 всегда открыты. Многие студенты, старосты пишут мне в мессенджер Telegram. То есть какого-то барьера между студентами и руководством я не выстраиваю, и стараюсь не через проректоров или деканов узнавать о запросах, а также проблемах, если они есть, а из первых рук. Вот таким образом, кстати, на днях мы провели премьеру короткометражных фильмов и документальных репортажей на базе Галереи изобразительного искусства в Ташкенте. Понятно, что я выходил на определенных спонсоров для организации мероприятия, благодарим компанию Pro Light. Но в организационном плане все решали сами, в ручном режиме, создав такой рабочий штаб из молодежи. Так что, молодежь у нас креативная, бурлящая идеями. У нее уже есть достижения и ждем новых побед.
А есть ли у Вас какая-то личная мечта? — Есть. Чтобы будущие звезды, создав славу узбекского кино, говоря о тех, кто принимал участие в их образовании и становлении, вспомнили и мое имя. Очень верю в наших ребят и буду с большими надеждами ждать их работ!
|
|