Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.09.2017 / 19:33:52
"Да будут все едино!" - вечер в епархии, посвященный 26 годовщине независимости УзбекистанаВ минувшее воскресенье — 17 октября 2017 года — в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии состоялся вечер-концерт, посвящённый 26-летию Независимости Узбекистана. Авторы проекта под знаковым названием «Да будут все едино!» – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним и иеромонах Аввакум (Назаров) подготовили программу, в которой зрителям был представлен широкий и разнообразный спектр романсов и песен народов Узбекистана и мира. Митрополит Викентий поздравил всех присутствующих с 26-й годовщиной государственной Независимости и призвал всех и впредь всячески поддерживать политику руководства Узбекистана, нацеленную на обеспечение мира, стабильности и спокойствия, укрепление экономической и духовной мощи нашей страны, создание достойных условий жизни для нашего народа. Митрополит Викентий поблагодарил артистов ГАБТ за их многолетнюю, совершенно бескорыстную, музыкальную просветительскую деятельность при отделе «Сретенье» Свято-Успенского кафедрального собора Ташкента и подчеркнул её значение в формировании религиозной толерантности и межнационального согласия, сохранении стабильного духовно-нравственного климата нашего города во имя блага людей. Музыкально-поэтический вечер ещё раз подтвердил, что наша республика и наш город бережно хранит добрые традиции межнационального единства и братского расцвета культур всех народов, населяюших нашу благодатную землю. Наш город как в жизни – так и в музыке и песнях — во всей полноте сохранил своё особое, доброе имя и в памяти людей заслужил, чтобы сегодня его по-прежнему справедливо в различных уголках СНГ называли: «Город хлебный», «Столица дружбы и тепла», «Город поэзии, музыки и киноискусства», чтобы с особой теплотой произносили три знаковых слова, ставшие названием недавно рожденного исторического документального фильма — «Большое сердце Ташкента». Программа вечера простерлась на «пространство» и цветник культур не только Узбекистана, но и многих других стран мира. Стремление авторов проекта подчеркнуть необходимость единения народов во имя мира на земле в сегодняшние неспокойные дни прозвучало с особой остротой и убедительностью. Да, искусство тоже может стать своеобразным носителем международной дипломатии самого высокого гуманистического толка – и вечер «Да будут все едино!» стал эмоциональным и внятным действом именно такого направления. И в силу этого контакт каждого исполнителя с душой каждого слушателя стал особенно проникновенным и глубоким. Конечно же, этому в полной мере способствовало и высокое мастерство исполнителей. В этой разнообразной, разножанровой и разнохарактерной программе со всей неизменной полнотой творческой отдачи приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова (меццо-сопрано), лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов: Лятифе Абиева (сопрано), Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Надежда Банделет (сопрано), Азиза Мухамедова (меццо-сопрано). Весь вечер за фортепиано в живом, разноплановом и тонком ансамбле с певцами вновь предстала музыкальный руководитель и концертмейстер проекта Людмила Слоним. Настоящим откровением в программе вечера прозвучал романс узбекского композитора Н. Нарходжаева на стихи А. Пушкина «Ночь» (Надежда Банделет). Анастасия Юдина со свойственной ей эмоциональностью исполнила классический романс А. Алябьева на стихи А. Бистрома – из И.-В. Гёте — «Я вижу образ твой…» и два романса Д. Шостаковича из цикла «Испанские песни», один из которых она обогатила игрой на кастаньетах. В финале концерта под бурные аплодисменты зала певица подарила всем нам задорную русскую народную песню «Пошла млада за водой…». Ольга Александрова своим драматическим меццо-сопрано смогла донести до слушателей и таинственную красоту природы, и печальную женскую долю (Вл. Власов, стихи народные в записи А. Пушкина романс «Во лесах дремучих…»); и таинств любви — Даниэль Вольф (США), «Ирис», и причудливые ответы Эха на вопросы и сомнения любящей героини — (О. Респиги. Итальянская песня «Эхо», стихи в переводе Н. Рождественской) — и её творчество было по достоинству оценено всеми. Лятифе Абиева удостоилась бурных аплодисментов блистательным исполнением на языке оригинала азербайджанской народной песни «Сэндэн мэнэ jар олмаз»; крымско-татарской народной песни «Бу дуньяда бир ер севдим»; польской песни С. Торска «Наша ночь…» и разливистой русской народной песни «Я в садочке была…». Надежда Банделет проникновенно спела знакомые всем произведения: — песню Маши А. Эшпая на стихи Г. Поженяна из кинофильма «Жажда»; казачью песню «Каким ты был…» И. Дунаевского на стихи М. Исаковского из к-ф «Кубанские казаки»; «Дорогой длинною…» Б. Фомина (стихи К. Подревского) с характерными цыганскими мотивами – и предстала в каждом из этих номеров своеобразной и разнохарактерной. Настоящей звездой впервые в стенах епархии в концертной программе блеснула молодая солистка ГАБТ, лауреат международных конкурсов Азиза Мухамедова. Она выступила в четырёх амплуа: блестяще исполнила песню «Грусть девушки» А. Гурилёва на стихи А.Кольцова на русском языке; белорусскую народную песню «Реченька» в обработке Л. Слоним на языке оригинала; узбекскую народную песню «Чаман ичра…» и любимый всеми романс «Parla piu Piano» Н. Рота «Скажи мне тише…» (стихи К. Касиса) из кинофильма «Крестный отец» на итальянском языке. Такая широта творческих возможностей очень молодой певицы буквально покорила зал, восторженно откликавшийся на каждый из ее разнообразных номеров. А. Слоним, следуя уже устоявшейся традиции, прочитал несколько авторских лирико-философских стихотворений. Он начал со стихотворного приношения великому поэту и мыслителю Алишеру Навои, главной мечтой которого было стремление соединить всех людей мира в нерушимом братстве. А следующие четыре стихотворения — «Наш мир не нов…», «Ночь, как странница…», «Скажи, о чём поет чуть слышно ветер…», «След» — особо перекликались по смыслу с думами и надеждами каждого из сидящих в зале. Зрители в зале единодушно отреагировали на весь необычный вечер-концерт и на авторские стихи рукоплесканием и словами благодарности. Всех, кто был в этот вечер в зале, воодушевляла и наполняла неистребимая вера автора проекта и стихов, как и всех участников концерта, в процветание добра и любви на нашей земле: «Да будут все едино!». Наверное, эти впечатления уместно завершить одним из стихотворений Андрея Евсеевича, вдохновенно прозвучавших в зале, — и как думается, — полностью выразивших смысл настроений этого замечательного вечера:
Наш мир не нов… И стар, и молод он. Стар по векам, по фактов всех теченьям, Но с отрочеством сходством наделён, – Он вечно нов, но в слабостях пленён Пустым настырным самоутвержденьем. Не ведая предчувствия беды, Вершит шаги, что неверны и зыбки, Бездумны и навязчиво-горды. Он, наступив на старые следы, Вновь повторяет прошлые ошибки. Обычай новый возглашает свой, Он в злой игре с надеждой и любовью, Свершает сделки с верою святой Всех слов трескучих чередой пустой. И всё, что сеет – орошает кровью. Все голоса вопящих о пустом, Шумящих в суете непостоянства, Гудят в том хоре, слепотой больном На шаре нашем маленьком земном, Что вдаль летит сквозь время и пространства. А на земле – на древней той Земле! – Обманы душ в непознанном ответе, Ползут, как черви, в жизненном стволе. Но, всё ж, как искры в серой той золе Мерцают чьи-то помыслы о свете. В раздорах, распрях миру – не до них. Сквозь крики, брань забывши смысла имя, Притихший голос разума затих. А братство разделилось на «своих» И на «чужих», не схожих в чём-то с ними… …Душа, призыв стремлений улови, В комок ты собери порывы воли. Быть может, мир во храме на крови Познает скорбь отверженной любви, Надежд и веры тягостные боли? Свеча горит… Живёт надежда в нас, Что чей-то голос, в ком – и скорбь, и сила, Над бездной мир удержит в тёмный час, Чтоб свет свечи во мраке не погас, И тьма его вовек не поглотила… (А. Слоним)
Гуарик Багдасарова Фото Михаила Левковича
|
|