Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.03.2018 / 23:36:28
Будущее музыки в надежных руках16 марта 2018 года в большом зале РСМАЛ им. В.Успенского состоялся концерт лауреата государственной премии "Нихол" Юношеского симфонического оркестра под руководством Улугбека Махмудова. Юношеский симфонический оркестр – гордость школы Успенского. Он был удостоен премии "Нихол" в 2007 году. В том же году он стал участником Дней Узбекистана в Москве, а в 2009-ом принимал участие в Международном фестивале "Шарк тароналари", который проходил в Самарканде. Наличие симфонического оркестра, как обязательной музыкальной дисциплины, редко встречается в музыкальных учебных заведениях. В школе Успенского ученики уже с 8 класса играют в оркестре, что безусловно является для них очень важным, так как они получают бесценный опыт оркестрового музицирования, необходимый в их дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом они получают возможность практически со школьной скамьи играть в профессиональных оркестрах. Огромное значение для достижения качества и слаженности звучания коллектива музыкантов имеет, бесспорно, работа дирижера. Первых значительных успехов школьный оркестр достиг еще во времена управления им В.А Беленького. Большой вклад в развитие исполнительского мастерства оркестра внес В.Б.Неймер. Именно в пору его руководства Юношеский симфонический оркестр был удостоен премии "Нихол". В настоящее время происходит возрождение былой славы, благодаря активной деятельности молодого, талантливого, очень перспективного дирижера - выпускника РСМАЛ им.В.Успенского Улугбека Махмудова. Небольшой опыт работы в сфере дирижирования Улугбек восполняет постоянным совершенствованием знаний и умений, неустанным трудом, энтузиазмом, творческой энергетикой, заражающей юных музыкантов и заставляющей их всецело отдаваться искусству. Результат: каждый концерт под его руководством проходит под бурные аплодисменты слушателей. Следует отметить, что выбор композиций для каждого концерта проходит у Улугбека с предельной тщательностью и с учетом интересов слушателей. Так и программа сегодняшнего концерта отличалась интересным сочетанием произведений различных эпох, направлений и жанров: Л. Бетхвовен. Увертюра "Эгмонт" В. Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром №4 Нуруллоева Орзу. Концертино для скрипки и струнного оркестра Чарльз Айвз. "Вопрос, оставшийся без ответа" Открылся концерт одним из самых известных симфонических произведений Л. Бетховена - увертюрой "Эгмонт". Заказ на создание музыки к трагедии великого немецкого поэта В. Гете, композитор получил в 1809 году от дирекции Венского придворного театра. И к весне 1810 г. была создана композиция из 9 музыкальных номеров. Но увертюра была написана позже и прозвучала только 15 июня 1810 года, когда трагедия была исполнена в четвёртый раз. Эта увертюра наиболее полно и ясно воплощает типичные идейные и стилевые черты, а также центральную концепцию творчества композитора: от мрака - к свету, от страдания - к радости. Героический симфонизм – одна из главных образных сфер творчества Бетховена. Именно в Увертюре "Эгмонт" героизм выражен наиболее ярко и полно, здесь концентрируется основная идея произведения: борьба за свободу, сложный путь через страдания и жертвы и конечное достижение победы и счастья. Медленные тяжелые аккорды струнных во вступлении сразу же ввели слушателей в атмосферу трагизма, рисуя перед нами картину страданий угнетенного народа. Недаром в этой теме есть сходство с испанской сарабандой, которая обычно скорбного или мрачно-величавого характера. Превосходно оркестр сыграл и вторую тему, как эхо перебрасывая мелодию, основанную на интонациях жалобного вздоха, от гобоя к кларнету, от фагота к скрипкам. И при этом ощущалась звуковая сбалансированность оркестра и выстроенность формы. Дирижёр длительно и постепенно подводил оркестр к кульминации. Начинается настоящая борьба, в перекличке духовых и струнных инструментов побеждает сарабанда, но резко возглас скрипок обрывается… Наступает тишина и внезапно характер музыки меняется. Торжественным звучанием медных инструментов и взлетающими вверх пассажами флейты-пикколо завершается "победная симфония". Контрастом предыдущему номеру прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта. В XVIII веке жанр инструментального концерта был востребованным и популярным среди публики, которая в свою очередь любила все броское, яркое и зрелищное, а как раз эти качества заложены в самой природе жанра концерта. И, конечно же, Моцарт не остался в стороне от этого жанра. Ведь именно в его концертном цикле окончательно закрепляется трехчастное строение с характерным соотношением частей. Стремительная радость, утверждение смелого, яркого начала - таково общее настроение произведение. Солистом стал дипломант международных конкурсов - Сардор Джумаев, выпускник РСМАЛ им.В.Успенского, ныне педагог консерватории и своего любимого alma mater. Сардор – "играющий учитель", что, безусловно, очень отрадно как для его непосредственно педагогической деятельности, так и для воспитательной: он является примером концертирующего музыканта для своих учеников. Надо отметить, что он регулярно демонстрирует результаты своей профессиональной деятельности как педагог и как исполнитель, устраивая классные концерты, в которых сам принимает активное участие. Ансамбль солиста и оркестра был слаженным, отличался певучестью и разнообразием звука. Две каденции – в первой и второй частях Концерта - ставили перед солистом разные задачи : показать виртуозные возможности исполнителя (1 часть) и владение кантиленой (2 часть). С этими задачами солист превосходно справился. Жизнеутверждающим и ярким рондо завершился Концерт Моцарта. Впервые в стенах РСМАЛ им. В.Успенского прозвучала знаменитая оркестровая пьеса "Вопрос, оставшийся без ответа" Чарльза Айвза, основоположника новой американской композиторской школы XX века. Существует две редакции этой пьесы, одна из них датирована 1908 годом (для инструментального ансамбля), другая 1935-м (для оркестра). Премьера состоялась в 1946 году силами студенческого камерного оркестра Джульярдской школы музыки под руководством дирижёра Эдгара Шенкмана. Биограф Айвза Джен Суоффорд называет эту пьесу "коллажем из трёх слабо скоординированных слоёв". Дирижёр Улугбек Махмудов разделил оркестр на три группы, рассадив музыкантов в разных частях зала. На сцене струнная группа, играющая очень отстранённо, безэмоционально, всё время в медленном темпе, очень тихой динамике и хоральной фактуре, изображает, согласно авторскому пояснению к партитуре, "молчание друидов, которые ничего не знают, не видят и не слышат". Труба, которую разместили на противоположном конце зала, "интонирует „Вечный вопрос существования", произнося его всегда одинаково". Флейты, помещенные справа от зрителей, а также гобой и кларнет слева, вступают каждый раз после окончания "вопроса", символизируя поиски "невидимого ответа" на него. Интересная акустическая находка дирижера создает великолепный эффект звукового пространства, как бы обволакивая зрительский зал и помещая слушателя внутрь происходящего действа. Последний "вопрос" трубы так и не получает ответа, и произведение завершается растворяющимися в тишине звуками струнной группы. Затемненность звукового колорита подчеркивается и соответствующим световым эффектом: еще одна креативная выдумка дирижера! Сегодняшний концерт можно назвать знаменательным событием, так как мы стали свидетелями премьеры "Концертино для скрипки с оркестром" юного композитора, лауреата международного конкурса, учащейся 3 курса РСМАЛ им.В.Успенского Нуруллоевой Орзу. На сегодняшний день в ее багаже уже несколько произведений для скрипки, фортепиано, виолончели и т.д. Педагог Орзу - член Союза композиторов Узбекистана Пинхасов И.Р. - поставил перед своей ученицей новую, более сложную задачу: написать крупное концертное произведение . И вот – первый опыт сочинения для струнного оркестра. По словам автора, скрипка является ее любимым инструментом, поэтому в своем творчестве она уделяет ей особое внимание. При выборе жанра остановились именно на концертино, так как оно наиболее свободно по характеру и форме. "Перед тем как приступить к сочинению, я изучила скрипичные и симфонические произведения П.Чайковского, Дм.Шостаковича, А.Шнитке, А.Хачатуряна, Б.Бартока, С.Юдакова, А.Таджиева. И каждый по-своему повлиял на меня…", - признается Орзу. Концертино сочетает в себе два контрастных тематических пласта: героико-патетический и песенно-танцевальный. Скрипка то драматически декламирует, то поёт лирически проникновенно, то успокаивает легким танцевальным ритмом. Каденция солиста также сочетает виртуозность с различными видами техники и фактуры и лирическую песенность. Музыка О.Нуруллоевой произвела большое впечатление своей колоритностью звучания, национальным своеобразием ритмики, свежестью гармонического языка и интересным подходом к образам Востока. Орзу была довольна исполнением Концертино, работой солиста, оркестра и дирижера, их серьёзным и ответственным отношением к ее первому крупному творению. По словам композитора, трактовка сочинения была чуть иная, чем предполагалось изначально. Но в результате солист, дирижер и оркестр смогли донести замысел произведения, вызвав бурные аплодисменты публики. Орзу выразила огромную благодарность своему педагогу И.Р.Пинхасову, поддержавшего ее творческие начинания, солисту, дирижеру, всем педагогам, благодаря которым она смогла добиться первых значительных успехов. Ну, что ж, дебют удался! Хотелось бы пожелать удачи О.Нуруллоевой, У. Махмудову и Юношескому симфоническому оркестру РСМАЛ им.В.Успенского, ведь будущее музыки в руках молодых музыкантов нашей страны!
Гульсумой Шокиржонова, учащаяся РСМАЛ им. В Успенского
|
|