Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.05.2018 / 09:27:16
Cимфония как оружиеВ старых подшивках "Правды Востока" обнаружили два любопытных сообщения, которые, на наш взгляд, дают еще раз почувствовать героизм людей в борьбе против фашизма, оценить творчество молодых деятелей музыкальной культуры Узбекистана, их преданность общечеловеческим и национальным традициям. Так, в материале от 30 сентября 1945 года читаем: "В США была исполнена "Героическая симфония". Дирижировал американский дирижер Марк Гоберман. Радостно сознавать, что узбекская музыка становится достоянием мирового искусства. Это обязывает композиторов Узбекистана еще увереннее работать над поднятием музыкальной и театральной культуры родного народа…" В другом, более коротком материале от 25 августа 1946 года написано: "Далеко за пределами нашей страны исполняются произведения композиторов Узбекистана. Американская радиовещательная компания выпустила массовым тиражом пластинку, на которой записано первое симфоническое произведение узбекского композитора…" Речь идет о Мухтаре Ашрафи. "Героическая симфония", или Симфония № 1, как ее еще называют, была впервые исполнена 4 ноября 1942 года. Пожелтевшая от времени афиша сообщает, что в концерте, посвященном героям войны, участвовали орденоносец Халима Насырова, со вступительным словом выступил орденоносец профессор Соломон Михоэлс. Исполнены также две песни и "Торжественный марш" Ашрафи. Понятно, какая обстановка царила тогда в далеком от фронтов Ташкенте. Переполненный прибывшими с оккупированных фашистами районов жителями город, эвакуированные в узбекистанскую столицу и достаточно известные в стране деятели искусств… Публика в залах была очень требовательная, педантичная, дотошная. В одном из сохранившихся воспоминаний Ашрафи тех лет есть такие строки: "Эта моя симфония родилась в огненные дни борьбы нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками… Работая над ней, старался использовать как достижения европейской музыкальной культуры, так и жемчужины песенной сокровищницы узбекского народа". "Героическая" создавалась весной второго года войны, когда враг рвался к Волге, она стала этапной в творчестве Ашрафи. Появление масштабного труда было подготовлено напряженными творческими исканиями, общением с известными русскими, украинскими, белорусскими музыкантами. Сохранившиеся в Государственном архиве кинофотодокументов Узбекистана записи дают возможность послушать версии исполнения "Героической симфонии". Пролог представляет собой напевную мелодию. Первая часть - аллегро - построена на двух музыкальных темах с характерными для узбекской народной музыки оборотами и ритмами. Они посвящены счастливой мирной жизни народа. Во второй части - анданте кантабиле - раскрываются душевный мир героя - участника борьбы, его думы, мечты, вера в торжество правого дела. Третья часть - финал - создает картину народного праздника, победного ликования народа. Поиск на бескрайних просторах отечественного и зарубежного сегментов интернета информирует: Мухтар Ашрафи в 1943 году был удостоен за "Героическую симфонию" Государственной премии, которую передал в фонд постройки самолетов авиаэскадрильи и танковой колонны. Правительство Узбекистана в свою очередь подарило автору самое дорогое для музыканта - рояль "J. Becker", который до сих пор хранится в Доме-музее композитора в Ташкенте. Разумеется, в те годы создавалось много других, тоже достаточно зрелых произведений узбекистанских авторов - "оборонных хоров и сольных песен", как их тогда называли. Достаточно сказать, что общая численность таких трудов к 1943 году составила около 400. Сам Ашрафи, кроме упомянутой симфонии, написал в пору войны на патриотическую тематику драму, увертюру, ряд песен, а позже, в 1944 году, появится и Симфония № 2 ("Слава победителям"). Поднимая дух бойцов, внося неоценимый вклад в общую победу над фашизмом, узбекские артисты в составе творческих бригад исколесили фронты Второй мировой, давали концерты в госпиталях, солисты театра оперы и балета, государственной филармонии, другие коллективы выступали с патриотическим репертуаром практически во всех, даже самых отдаленных уголках страны. …Симфония № 1 Ашрафи - первый в отечественном композиторском творчестве опыт высокого уровня художественного обобщения, зрелости музыкально-образного мышления, создания цельно-оркестровой формы. Нашему земляку-композитору принадлежит заметная роль в утверждении у народа оптимизма, пробуждении у жителей огромной энергии, необходимой для достижения полной и окончательной Победы над врагом.
Баходыр Эргашев. Доктор философских наук, профессор
|
|