Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.06.2018 / 21:32:03
Алибек Кабдурахманов: зрителя нужно приучать к живой музыкеЕсли зритель не идет в концертный зал, то это еще не значит, что ему не интересна музыка, возможно, он живет от него в десятках, а то и в сотнях километров. В таком случае музыка сама едет к нему, чтобы дарить яркие эмоции и радость соприкосновения с высоким искусством. С этой целью компания «Sotgis Aegis» инициировала серию концертов Open Air-Oltin Vodiy в Ферганской долине. На днях туда отправится «музыкальная экспедиция» в составе Национального симфонического оркестра под управлением Алибека Кабдурахманова, известных певцов и музыкантов, чтобы жители долины могли насладиться живым исполнением классической и популярной музыки, и приобщиться к симфоническому звучанию. Каким будет этот проект? Об этом мы беседуем с Алибеком Кабдурахмановым. — Хочу подчеркнуть важность этого проекта, потому что, для столичных жителей в Ташкенте существует множество развлекательных учреждений и мероприятий. Можно сходить в театр, на концерт симфонической, камерной или эстрадной музыки и так далее. Наши регионы в этом отношении, к сожалению, очень сильно отстают, народ скучает, ему нужно принести настоящее искусство, не связанное с фонограммой и попсой. И я считаю, что данный проект, в этом смысле очень важен как воздух. Потому что без культуры нет экономики, и вообще нет ничего. Культура, культура и еще раз культура. Как говорил один из великих деятелей, «Хочешь посмотреть на экономику страны, посмотри на состояние его культуры». Этим все сказано. Поэтому, считаю, что данный проект, эти концерты надо проводить, и не формально, они должны быть массовыми, необходимо привлекать как можно больше людей, чтобы они знакомились и привыкали к живому исполнению. — Какой должна быть программа? Ведь неподготовленному слушателю сложно понять и воспринять чистую классику? — Репертуар — это, конечно, главный вопрос и к нему нужно подходить аккуратно. Поначалу он будет адаптированный, потому что нельзя человека сразу приобщать к жесткой классике, и даже к мягкой классике. Нас очень часто критикуют. В ответ я могу сказать лишь одно: когда мы даем концерты классической музыки, а их у нас немало, те деятели, которые умеют критиковать, на эти концерты не ходят. У нас всегда полупустые залы. И это факт. Знаю, что опять будет критика, поэтому хочу сказать, что, да, программа популярная, но она исполняется в симфонической аранжировке и нацелена на то, чтобы привлечь, хотя бы немного заинтересовать зрителя. Все должно быть постепенно. В данном случае нельзя людей заставить любить Чайковского и Моцарта, не пройдя определенные этапы развития музыки. Я считаю, что данная концепция очень правильная, что она определяется на регионы и в том, что в ней будут задействованы именно популярные мелодии в аранжировке для симфонического оркестра, с этим я тоже согласен. Самое главное, показать нашим регионам, что такое симфонический оркестр, рассказать немного о нем и, думаю, провести еще и мастер-класс, если нам это удастся, для колледжей и музыкальных школ. Потому что, вы знаете, на многих людей может подействовать один маленький концерт, один жест, внимание и человек полностью может погрузиться в это состояние. Пусть даже 20-30 тысяч зрителей, которых мы охватим, пусть даже 10 человек скажет своим родителям, что хочет стать музыкантом, это будет здорово, значит, мы смогли выполнить свой небольшой долг перед обществом. — Согласитесь, что музыка должна быть разная, и если у нее есть хотя бы один слушатель, то она имеет право на существование. Полагаю, что и программа предстоящих концертов будет именно такой? Что вы повезете в Ферганскую долину, чем будете радовать местного слушателя? — Местного слушателя мы будем радовать музыкой из репертуара Батыра Закирова, будет местная колоритная музыка, как например «Андижанская полька», «Наманганские яблоки», «Хорезмское лазги» и так далее, также музыка к известным кинофильмам, разнообразные песни, постараемся привезти несколько песен из репертуара Муслима Магомаева и др. Программа будет насыщенная, разнообразная по жанрам и стилям, конечно, будет немного классики, в частности, фрагменты из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского , произведения В.А. Моцарта, песни и мелодии узбекских композиторов — И.Акбарова, М.Бурханова, М.Ливиева, Э. Салихова и других. Будут и популярные зарубежные хиты — «Besame Mucho» Консуэла Веласкез Торрес, «Grande amore» Ciro Esposito, танго из к/ф «Запах женщины» Por Unа Cabeza Carlos Gardel и еще многое другое. — Когда, по-вашему, будет возможно сделать концерт Open, состоящий из чистой классики? — Думаю, не раньше, чем через пять лет. Потому что нужно объездить не только Ферганскую долину, но и все регионы и не с одним концертом. Чтобы у людей появилась некая традиция, когда они будут ждать, что вот приедет оркестр с таким феерическим, давайте пока будем называть это шоу. Конечно же, я мечтаю это сделать как Берлинская филармония, или Мариинский театр. Но пока, к сожалению, мы не готовы к этому технически, оркестру тоже предстоит до этого уровня дорасти, а это требует колоссальной работы над собой, репертуаром, активная концертная деятельность. Зрителя нужно приучать к живой музыке, у нее другая энергия и люди ее воспринимают по-другому. Поэтому, считаю, что будущее, все равно за живой музыкой. Мы не должны никого обманывать. — Проект развивается, уже состоялись три концерта Open Air, Open Music и Open Spring-Moviy Bahor, впереди концерты в Ферганской долине и II Open Air. Радует, что с каждым разом интерес к нему растет, также как и число зрителей. Думаю, подготовка к каждому из них требует немало времени и усилий? — Конечно, главное, что зрители идут на эти концерты, видно, что им это интересно, им это нравится, и это здорово! Другое дело, что за всем этим есть люди, которые выполняют никому не видимую колоссальную работу, чтобы доставить зрителям 2,5 часа удовольствия. Это исполнители, некоторые летят 5-7 часов, для того чтобы спеть всего одну песню. Это менеджеры, дизайнеры, строители, техники, осветители и так далее. Особо мне хочется отметить генерального спонсора, компанию «Sothis Aеgis», которая в действительности взялась за самое сложное. Знаете, есть проблемы в любой сфере, я называю данный период, который у нас сейчас идет – ренессансным, это подъем, строительство, совершенно невероятные масштабные проекты и так далее, все это очень радует. Но, к сожалению, сфера культуры пока отстает. Ведь культура – это сфера, требующая постоянных вливаний. И компания «Sothis Aеgis» взялась за самое больное и сложное звено. За то, что они делают для развития культуры — низкий им поклон, потому что, думаю, они — впереди планеты всей, и это очень правильно. Может они даже делают новую культуру, это конечно покажет время. Я очень надеюсь, что они не остановятся, всегда будут двигаться вперед. Понимаю все сложности, с которыми им приходится сталкиваться, бываю у них на планерках, и удивляюсь, как они все это выдерживают. Хочу сказать огромное спасибо, самое главное, не сдаваться, ведь проблем будет все больше и больше. — У вас уже есть идеи на счет концертов в других регионах? — Да, конечно, концерты будут во всех регионах. И мы уже думаем, как их сделать. Хочу заметить, что у нас колоссальный туристический потенциал. И то, что мы его используем на 2%, это очень обидно. А ведь мы можем помочь. Как симфонический оркестр может повлиять на увеличение туристического потенциала? Думаю, все очень просто. Надо перенимать мировой опыт. Я согласен абсолютно с нашим Президентом, когда он говорит, что надо изучать мировой опыт, а потом, исходя из этого, делать что-то свое. В этом плане очень интересный пример в Египте, например, когда на фоне знаменитых пирамид ставилась опера «Аида». Оригинальные декорации, все настоящее, песок, это было потрясающе, понимаете, когда опера Верди ставилась прямо под открытым небом. Почему бы нам тоже не воспользоваться этим опытом. У меня в голове множество планов, которые нам нужно реализовать. Конечно, мне одному — это очень сложно, как творческому человеку. Например, у нас есть проблема высыхающего Аральского моря. Почему нельзя снять социальные клипы с симфоническим оркестром на фоне кладбища мертвых кораблей или устроить фестиваль в Бухаре. Например, недавно проходил фестиваль «Шелк и специи», утром и днем туристы знакомятся с достопримечательностями, традициями, фольклором, а почему бы вечером на площади возле легендарного минарета Калян не устроить концерт симфонического оркестра, здесь прекрасная акустика. Это было бы здорово, когда звучит Вагнер или Верди в Бухаре на фоне мечетей. Любой турист, возвращаясь в свою страну, расскажет, что в 9 часов вечера вышел симфонический оркестр и сыграл нашу родную музыку на древней площади. Планов много, надо много работать и идти к цели. Уверен, у нас все получится.
http://openmusic.uz/novosti/alibek-kabdurahmanov-zritelya-nuzhno-priuchat-k-zhivoj-muzyke/
|
|