Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.02.2019 / 21:25:13
Вспоминая ташкентские гастроли Карела Готта. Золотой соловей из ПрагиСвоё 80 - летие недавно отметил пражский «золотой соловей» КарелГотт, выдающийся чешский певец в жанре популярной музыки, известный публике не только в Чехии, но и во многих странах мира. Готт – фигура для музыкальной Чехии не менее знаковая, чем, скажем, Грабалили Кундера в сфере литературы. В его жизнии творчестве намертво срослись- переплелись все основные противоречия, взлеты и падения богемского духав торой половины 20-говека. Феномен его бесспорного и щедрого таланта достоин уважения хотя бы потому, что и сегодня, когда певец находится в более, чем зрелых годах, рейтинг массы его коллег по музыкальному цеху, пребывающих в гораздо более молодом возрасте, не может и близко сравниться с его популярностью.
Электромонтера - на бис Будущий маэстро родился 14 июля 1939 года в городе Плзень, который тогда был частью марионеточного Протектората Богемии и Моравии. Дитя войны, он смотрел на этот безумный и прекрасный мир широко открытыми глазами и с детства мечтал стать художником. В 10- летнем возрасте Карел нарисовал приличную копию с картины Боттичелли, а позже нашел и собственный, достаточно необычный стиль. После окончания учебы в школе (которое пришлось уже на начало социалистического периода истории Чехословакии) юный Готт попытался поступить в учебное заведение для изучения изобразительного искусства. Когда же его, несмотря на массу приложенных усилий с его стороны, так и не приняли в Художественно- промышленный институт (UMPRUM). Карел пошел в профтехучилище при машиностроительном заводе CKD (Прага- Высочаны), решив стать для начала электромонтером трамвайных систем. Во время обучения он активно посвятил себя второму после живописи любимому делу – музыке и пению. Эта стихия его настолько увлекла, что он решил (дабы стать настоящим, профессиональным певцом) поступить в консерваторию. Впервые Готт обратил на себя внимание более- менее широкой публики в 1957 году. В конце 50- х годов, когда в Чехословакии еще раздавались заключительные аккорды эры свинга, а рок-н-ролл можно было услышать только в клубах, молодой человек время от времени выступал как певец- любитель и участвовал в различных конкурсах исполнителей. Жюри по большей части жестко браковало ранние выступления Гота, но нет худа без добра: в результате парня заметили. Карел получил ангажемент в нескольких пражских танцевальных кафе с оркестрами ( например, Alfa и Vlatava, у своего знаменитого тезки- капельмейстера Краутгартнера) и, наряду с работой по специальности на заводе CKD. Принялся полупрофессионально, когда подворачивался удобный случай, выступать в качестве певца. Готт до сих пор вспоминает, как начинал с джаза в кафе: «Работа в баре закаляет музыканта. Такой опыт нельзя заменить ничем, никакими конкурсами…» Практика действительно не прошла для талантливого юноши даром. Уже в 1958 году Готт получил первое место на конкурсе певцов- любителей Hledame nove talenty (« Ищем новые таланты»). Поскольку у него все чаще случались вечерние выступления, этот вид его деятельности вступал в антагонистический конфликт со штатным местом работы - усталость негативно влияла и на пение, и на трудовые электромонтерские результаты. Поэтому в 1960-м, когда Готт сделал первую студийную запись (это была песня, посвященная его матери), он решил окончательно распрощаться с заводом CKD и профессионально заняться только пением. Окончательно отказавшись от пролетарской стези, Готт принялся поднимать свой певческий уровень с помощью классического образования. В пражской Госконсерватории он до 1963 года постигал таинства оперного пения на очном отделении у профессора Константина Каренина (ученика самого Шаляпина), а потом, когда карьера стала отнимать слишком много времени, продолжил обучение заочно. Под руководством Каренина его уникальный голос приобрел техническое совершенство. Кстати, сильный тенор Готта в то время, которое было характерно кульминацией популярности баритонов, не встретил достаточного понимания. Тем не менее, трудолюбие, улучшение голосовой техники, а также тот факт, что его выступления в корне отличались от в ту пору общепринятого стиля, принесли первые плоды.
«Соловьиные» песни Орфея из «Семафора» Впрочем, поначалу эти преимущества казались скорее уж объективным недостатком: у Готта возникали не только проблемы, связанные с его своеобразным голосом; манера его выступлений, совершенно не похожая на то, что считалось нормальным в соответствии с привычными тенденциями танцевальной музыки начала 60-х годов в Чехословакии, также вызывала у публики смешанные, противоречивые чувства. Лишь эра твиста в 1962-64 годах принесла в чешскую поп- музыку существенное оживление, одновременно отстартовав стремительное восхождение Готта к музыкальным вершинам. Последовали новые звукозаписи и многочисленные выступления на местных и зарубежных песенных фестивалях. В 1962 году в жизни Готта произошли два значимых события. Во-первых, с оркестром Карела Краутгартнера он съездил на первые зарубежные гастроли, причем не куда- нибудь, а в СССР, турне принесло ему первую славу и радушный прием; советские зрители принимали его команду на ура, как настоящих западных музыкантов, причем с гораздо большим восторгом, чем дома. Во- вторых, Готт получил приглашение в труппу театра Semafor, руководимого Йиржи Сухим и Йиржи Штлиром. Этот факт означал принципиальный перелом в его карьере. В том же году благодаря дуэту с Властой Пруховой « Когда нам будет два раза по столько» ( Az nam bude dvakrat tolik) он побеждал в хит- параде на радиовещании. А в 1963 году песня «Глаза, занесенные снегом» (Oci snehem zavate) в его исполнении стала хитом года. Карел Готт побеждал в анкете читателей журнала Mlady svet, которая носила название «Золотой соловей» ( Zlaty slavik), по итогам 1963 года. Его голос и обаяние тогда покорили публику; хотя жюри не очень понравился ( Готт еще не умел по- настоящему профессионально держаться на сцене и танцевать), но помогла мощная поддержка оркестра Краутгартнера. Звание «Золотого соловья», дававшее право именоваться лучшим певцом страны, было заявкой на серьезный успех: на чехословацкую сцену вступил новый король, тягаться с которым коллегам- конкурентам было все сложнее. В 1965 году, после ухода из театра Semafor, Готт основал с новыми сотоварищами- сотрудниками, братьями Штайдлами (поэтом- песенником и композитором) собственную театральную сцену Apollo и стал ее главной звездой. К «Золотым соловьям», начавшим «размножаться» в готтовской призовой «клетке», прибавился еще один престижный титул: на фестивале «Братиславская лира» Готт получил в 1966 году золотой титул за песню «У нас есть сказочный дом». Жизнь шла своим чередом и была усеяна отнюдь не только розами: в 1967-м «Apollo» был распущен. Но Готт и его «придворный» штайдловский песенный цех не унывали – и оказались правы: вскоре их пригласили на 7- месячный ангажемент в США ( Лас-Вегас).
ПЧЕЛКА, ПОЮЩАЯ НА ИВРИТЕ Если говорить о самых популярных произведениях талантливого дуэта певца Готта и композитора Свободы за рубежом, то на самом крупном готтовском заграничном рынке – немецкоязычном – первенство принадлежит, безусловно, «Пчелке Майе». Причем она запала в душу и иным народам; существует примерно 40 различных языковых версий этой песни, включая даже иврит и идиш. Кстати «Пчелка» была создана в Мюнхене, почти случайно. Никто и не предполагал, что она принесет такой бешеный успех автору и исполнителю, платиновые диски, рекордное количество премий и призов, кучу денег и пожизненное признание со стороны детей нескольких поколений. А началось все с получасовой записи в дешевой мюнхенской студии…
Золотая эра Готта
После успехов в США, Канаде, Восточной и Западной Европе, где благодаря выдающимся вокальным талантам он смог выпустить первый ( и сразу- золотой) альбом, когда его имя было увенчано гордым прозвищем «Золотой голос Праги», он с удвоенной энергией и рвением взялся за новую работу и на местной сцене. В это же время его популярность достигла поистине международных масштабов. При этом справедливости ради следует сказать, что успехи строились по большей части на основе заимствованных песен зарубежных композиторов; действительно качественный местный репертуар ему был способен обеспечить лишь Карел Свобода ( песни «Леди Карнавал», «Мистраль», «Напиток любви № 10», «У меня есть золотые копи», Beatles, «Прощай любовь»), а также изредка Ладислав Штайдл ( «Кофе я себе подслащу»). Кроме того, чего греха таить, творчество Готта на пике его популярности во времена социализма зачастую страдало от перепроизводства: из сотен и тысяч записей лишь небольшой процент был действительно высокого качества, а критика от целого ряда его песен и вовсе не оставляла камня на камне… Тем не менее, перед лицом невероятного готтовского трудолюбия, суверенного исполнения и голоса, ставившего его в положение вне всякой конкуренции, даже самые его ярые обличители вынуждены были раз за разом почтительно снимать шляпу и склоняться в поклоне перед Маэстро. В 70-80-х годах Готт оставался на чешской певческой поп - сцене личностью номер один. Артист выступал на пике формы не только в Чехословакии, но и в СССР, а также в других государствах Европы ( особенно плотно - в Германии, где его паблисити было едва ли не круче, чем в ЦССР) и мира. Он по праву занимал первое место в поп - музыке Чехословакии, регулярно выпуская один за другим « золотые» и «платиновые» диски. Готт вел собственную музыкальную программу на телевидении, снялся в нескольких художественных и документальных фильмах. Свой репертуар мэтр эстрады расширил, охватив диапазон от поп- музыки до «народных» мелодий и аранжированных классических композиций. Понятное дело, время шло, на местной сцене у него вырастала конкуренция в лице молодых певцов, которая, однако, лишь ненадолго прервала его единоличное правление: в конце 80-х годов непотопляемый Карел Готт снова оказался в зените славы. Павел Иордаки ж. «Чехия» Продолжение следует...
|
|