Выступление квартета состоится 19 апреля 2019 года в зале немецкой Кирхи. К наивысшим достижениям творчества Йозефа Гайдна относятся его оратории: «Сотворение мира», «Времена года», и «Семь последних слов Спасителя на кресте». «Семь слов» - произведение в необычной форме. Оно написано композитором в 1785 году по заказу Собора в Кадиксе (Испания), это «Страсти» - «Passion», связанные преемственно со старинными традициями народных представлений о последних днях жизни Иисуса Христа.
Первая версия этого произведения написана как цикл сонат для инструментального ансамбля, позднее, в 1787 году Гайдн переложил это произведение для струнного квартета (ор. 51), состоящих из семи сонат, и обозначена в его опусах как квартеты №76 – 82, добавив к форме Раssion - Вступление к первой Сонате (Introduzion) и Terremoto. Слова Спасителя обозначены перед каждой сонатой на латинском языке, раскрывающие смысл музыки каждой части. Обе версии этого произведения послужили трамплином к написанию оратории в 1801 году с участием 4 солистов, хора и симфонического оркестра. Авторами немецкого текста являются сам Гайдн и Г. ванСвейен.
В 1998 году в Ташкенте, в стенах Немецко – Лютеранской Церкви прозвучала квартетная версия по заказу Фонда Конрада Аденауэра в исполнении музыкантов театра имени А. Навои. После триумфального исполнения оратории Гайдна «Семь последних слов Спасителя на кресте» в Ташкенте в составе оркестра, солистами ГАБТа им. А. Навои и хоровой Капеллой Узбекистана под управлением Тимма Щащеля. Музыкальные средства, которыми пользовался Гайдн – яркий колорит оркестрового полотна, восприимчивость к жанрово – бытовым впечатлениям придали его оратории непривычную сочность, рельефность, характерность музыки, философской трактовке содержания, предвосхищая подчас не только творчество Бетховена, но и композиторов – романтиков.
Квартетная версия этого произведения прозвучала после исполнения Оратории очень скупо, музыкальный текст этого произведения удивил исполнителей своей простотой, унисонным дублированием музыкальныхтем, простотой гармонии. Возник вопрос: почему? Квартетный мастер, гений, новатор симфонических приёмов написания музыки, и очень простая трактовка квартетной версии; ответ прост – эта версия трамплин к написанию оратории. Ознакомившись с текстом оратории, обнаружилось, что нотный текст квинтета совпадает с квартетной версией, поэтому звучит пусто, не хватает гармонии групп духовых инструментов и хоровой капеллы. Отсюда и появился замысел – сделать сведение текста оратории, то есть дополнить музыкальное полотно квартетной версии, используя нотные средства самого композитора, не привнося в текст произведения никаких своих мыслей. Идея увенчалась успехом, эта гениальная музыка получила новую жизнь, отличающаяся от других квартетных произведений композитора в совершенном владении тематического материала в рамках стройного, логического развития оркестровой ткани этого полотна. Приходите слушать!
Ирина Гришко, Струнный Квартет «Classic».