Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.05.2019 / 00:27:27
Пленительное искусство Мадины ФайзиевойВ исполнительском искусстве музыкантов всегда получают отражение их человеческая сущность, черты характера. В этом смысле игру пианистки лауреата международных конкурсов, доцента кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Мадины Файзиевой наряду с ясным логическим мышлением, ярким темпераментом, масштабом исполнительских концепций отличает обаяние, мягкость, задушевность, романтическое восприятие жизни. Именно поэтому ей так близки композиторы-романтики Шопен, Шуман, Лист, Брамс, Чайковский, Скрябин, Рахманинов. Игра пианистки характеризуется благородством вкуса, изяществом, утончённостью, изысканным артистизмом. Притягателен уже сам внешний облик Мадины – грациозно обаятельный, аристократически утончённый, загадочно магнетический, харизматичный. В нём удивительным образом сочетаются строгая академичность, исполнительская воля, собранность и желание общения, обмена впечатлениями, творческого диалога. Эти черты личности артистки ярко проявляются в её игре – строго академичной и в тоже время свободной. Техническое совершенство исполнительского искусства Файзиевой находится сегодня на той высокой ступени профессионального мастерства, когда его не замечаешь, поскольку на первый план выступает поэтичность, образный мир музыки, который пианистка вдохновенно раскрывает в общении со слушателями, доставляя им эстетическое сопереживание в процессе художественного восприятия. Игра пианистки буквально зачаровывает своим возвышенным тонусом, необыкновенной красотой звучания, высочайшей исполнительской культурой. Поэтому каждое выступление Файзиевой становится событием, оставляющем незабываемое впечатление соприкосновения с прекрасным. В исполнении пианистки самые репертуарные классические сочинения обретают новое звучание, освобождённое от клише и штампов, наполненного новым смыслом и художественным содержанием, его индивидуальным осмыслением. В этом отношении особенно интересен Концерт Мадины Файзиевой в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана с Молодёжным симфоническим оркестром Узбекистана под управлением художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста Узбекистана Камолиддина Уринбаева. Этот замечательный концерт, с огромным успехом прошедший в рамках Международного фестиваля искусств «Бахор нафаси», открыл слушателям новые грани двух великих фортепианных шедевров – Первого концерта для фортепиано с оркестром ми минор, ор.11 Ф.Шопена и Второго концерта для фортепиано с оркестром до минор, ор.18 С.Рахманинова. Эти сочинения репертуарны в Узбекистане так же, как и в других странах мира. Поэтому программа концерта привлекла многочисленную аудиторию желающих услышать, как прозвучат эти любимые всеми классические произведения в исполнительской интерпретации пианистки, имя которой широко известно не только в Узбекистане, но и за рубежом, где она ярко и оригинально представляет узбекскую музыкальную культуру и национальную фортепианную школу. Надо сказать, что колоссальный успех превзошёл все ожидания. С начальных же звуков шопеновского концерта зал оказался во власти музыки гения польского романтизма. «Шопен! Нежный гений гармонии!» – эти знаменитые слова Ференца Листа могут быть поэтическим эпиграфом к исполнению концерта Мадиной Файзиевой, нашедшей удивительно вдохновенные, изысканно утончённые краски рояля, волшебство музыкальных звуков, волнующих человеческие сердца. Романтическая музыка Шопена, вдохновенного поэта фортепиано, столь близкая и дорогая широкому кругу слушателей, в исполнении Файзиевой покорила аудиторию своей искренностью, обаянием, мелодической красотой и изяществом стиля. Духовно созвучная и эстетически близкая творческой индивидуальности пианистки, она обрела гармонию как в идеальном ансамбле с оркестром и дирижёром, так и в идеальном контакте со слушателями. Это духовное единение солистки, оркестра, дирижёра и слушателей создало в зале поэтичную атмосферу высокого искусства. Ещё большей романтической экспрессией отличалось поистине непревзойдённое исполнение пианисткой Второго концерта Рахманинова, очень тонко прочувствовавшейвосточную природу музыкального мышления и внутреннего мира композитора. И пианистка, и оркестр под управлением Камолиддина Уринбаева, вдохновенно увлечённые гениальным произведением, достигли в исполнении того апогея великой силы воздействия музыки на исполнителей и слушателей, которая соединяет сердца людей в жизнеутверждающем апофеозе духовного сплочения. Симфоническая монументальность и блистательная пианистичность, широкое мелодическое дыхание формы концерта были высоко оценены слушателями, неистово требовавшими биссирования. И желание публики было исполнено: вновь зазвучала чудесная музыка Рахманинова, вселяющая в души слушателей высокую духовность. Обобщая впечатление от концерта, следует отметить, что Мадина Файзиева предстала перед нами замечательным мастером фортепианного искусства. Характерные черты её исполнительского стиля – отточенный во всех деталях пианизм, яркая эмоциональность, свежесть восприятия классики, высокий эстетический вкус, не позволяющий выйти за рамки художественности. Эстетическое воздействие пленительного искусства Мадины Файзиевой заключается в таинстве душевных движений, наполняющим глубоким смыслом её исполнительские интерпретации, инспирирующие слушателей к духовному совершенствованию. Всё это делает исполнительское искусство пианистки особо актуальным и значимым, требующим научного изучения и практического обобщения.
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана И.Галущенко
|
|