Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.12.2019 / 01:12:32
Такие разные слушатели, или Почему стоит посетить Большой зал консерватории 10 и 18 декабря этого года?Музыкальная социология сегодня, в век информационных технологий и развитости медиакультуры, как никогда важна, и, посвящая себя деятельности, связанной с культурной жизнью столицы, появилось желание разобраться с основной аудиторией различных концертов. Опираясь на работу Э. Сачмена «Invitation to Music» и исследования социолога и музыковеда Т. Адорно, хочется поднять тему выявления различных типов слушателей музыки. Да, ни один из типов не может существовать в чистом виде. Это всего лишь качественные характеристики, которые стоит воспринимать как эскизные портреты. Но данная классификация, в силу того, что она проливает свет на социологический показатель, достаточно важна при концертной деятельности. Почему то или иное произведение более популярно? Почему музыка Верди пользуется большим спросом, чем творчество Вагнера? Почему опусы Рахманинова интересны большему проценту слушателей, чем творения Скрябина? Ответом служит именно типология слушателя. Стоит начать, пожалуй, с самого уважаемого человека в концертном зале – эксперта. Это сознательный слушатель, от внимания которого не ускользнет ни малейший нюанс в развертывании музыкального полотна. Это знаток, пребывающий в курсе строения произведения, его замысла и образов. Слух такого человека будто бы думает вместе с музыкой. Не секрет, что такой тип сегодня ограничен лишь кругом профессиональных музыкантов. Следующий тип – хороший слушатель. Он тоже образует связи из отдельных музыкальных деталей, но понимает музыку как родную речь – мало что зная об орфографических или синтаксических правилах, но неосознанно ею владея. Это воплощение «музыкального человека». Потребителя культуры вполне можно назвать образованным слушателем – это третий тип. Он много слушает и, может, собирает свою коллекцию музыкальных записей. Он уважает музыку как культурное достояние, знание которого может повысить его вес в обществе. Такие слушатели могут похвастаться обширными знаниями в области биографий композиторов, сравнивают исполнителей. Но их пониманиемузыкального материала сводится к напеванию известных произведений, которые часто можно услышать и в качестве рингтонов на мобильных устройствах. Конечно, их не интересует структура и замысел творения композитора, но они с упоением ждут «того самого момента». К этому типу примыкает другой – эмоциональный слушатель. Он с удовольствем обращается к музыке Чайковского, которая легко может заставить его проронить слезу. Для него слушание музыки становится средством для высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами общественной жизни. Чаще музыкальное искусство для таких слушателей компенсирует все то, от чего они вынуждены отказываться в реальности. Чувственный слушатель родственен предыдущему типу. Он, словно гурман, наслаждается каждым звуком. Возможно, музыка им используется как сосуд, куда можно излить слезы и откуда можно взять эмоций, которых он не находит в себе. Существует тип, резко противопоставляющийся эмоциональному или чувственному слушателям – рессантиментный, идеал которого статическое слушание музыки. Таких людей можно встретить на баховских вечерах или концертах старинной музыки. Для них важна строгость и точность интерпретации. В противовес выступает тип джазового эксперта – приверженца музыкальной спонтанности, выступающего против повторения одной и той же музыки. Не секрет, что наиболее массовый тип – это тот, который воспринимает музыку как развлечение - развлекающийся слушатель. Именно на этот тип рассчитана индустрия культуры. В эту группу можно причислить людей, у которых не получается работать без музыки; тех, кто благодаря ей может побороть чувство одиночества; кого музыка переносит в совершенно другое место, далекое от нынешнего местоположения; тех, кто видит в ней средство успокоения; наконец, действительно одаренных людей, у которых не было возможности получить музыкальное образование. Нельзя упустить группу людей антимузыкальных. Причиной не является отсутствие таланта, слуха, понимания. Такие люди вполне могут знать музыкальную грамоту и в перспективе могли бы стать музыкантами. Но для них характерен патологический реализм в восприятии, причины которого слишком глубоки и до конца не изучены. Безусловно, данная классификация строит исключительно идеальные типы и является чисто условной. Каждый человек может сочетать в себе черты нескольких типов слушателей. Но сегодня, когда музыкальная жизнь города буквально бурлит очень интересными событиями, все же тяжело найти то, что будет отвечать вкусам и потребностям абсолютно всех типов слушателей. Но не сомневаюсь, что проект «Созвездие фортепианных концертов» станет именно таким. Студенты класса профессора кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана А. Р. Шариповой вместе с симфоническим оркестром музыкального театра-студии под управлением магистров кафедры оркестрового дирижирования, класса профессора В. Б. Неймера и А. Абдуллаевой готовят настоящий сюрприз для всех ценителей музыкального искусства. В два вечера – 10 и 18 декабря – в Большом зале консерватории будут исполнены известные концерты для фортепиано с оркестром. Для ценителей высокоинтеллектуальной музыки прозвучат опусы И. С. Баха и В. Моцарта; для почитателей сильных личностей будет исполнен концерт Л. Бетховена; поклонники проникновенных, красивейших мелодий смогут услышать творения С. Рахманинова и Ф. Мендельсона, и даже ценители национальной композиторской школы найдут то, что им придется по душе – фортепианный концерт Р. Абдуллаева. Музыканты давно готовятся к данному проекту и очень ответственно относятся к поставленной задаче.
Санджар Азимов, студент 4 курса ГКУз, лауреат международных конкурсов: Для меня большая честь, что я являюсь лауреатом 3 премии престижного конкурса им Вольфганга Амадея Моцарта. Никогда не забуду, как члены жюри высказались весьма одобрительно касательно моего исполнения Концерта № 20 великого классика. Это произведение, не скрою, очень сложное и входит в репертуар многих концертирующих пианистов. Оно глубоко эмоционально и его необходимо прочувствовать. Я впервые исполняю этот концерт с симфоническим оркестром, ведь произведение написано для камерного состава. Но в этом есть своиплюсы и мы в ходе работы нашли много интересного. Уверен, все слушатели получат огромное эстетическое удовольствие при звучании этой музыки! Безусловно, музыканты тратят много времени и сил, приобретая новые навыки, совершенствуя свое мастерство для того, чтобы подарить слушателям незабываемые моменты. Мохинур Турсуналиева, студентка 3 курса ГКУз:
Я впервые играю концерт Людвига Бетховена с симфоническим оркестром, и для меня это является большим опытом. В ходе работы у меня появились новые навыки, а еще меня переполняют эмоции,впечатления и я горю желанием исполнять эту музыку!
Исполнители понимают, насколько важно передать всю палитру произведения, отразить замысел мастеров музыкального пера.
Алия Сидикова, магистр ГКУз:
Мне кажется, соприкосновение с музыкой Иоганна Себастьяна Баха – это всегда праздник и получение эстетического удовольствия. Слушатель погружается в атмосферу духовной возвышенности. Наше сотрудничество с музыкантами оркестра было основано на понимании поставленной задачи – передачи главной идеи композитора. Мы надеемся, что слушатель, посетив концерт, выйдет после одухотворенным, с мыслью о том, что обязательно вернется в концертный зал консерватории.
И, конечно, они благодарны человеку, который всему их научил и подарил великолепную возможность достойно исполнять на большой сцене труднейшие произведения, давно вошедшие в репертуар именитых музыкантов.
Абдурасул Кушмаков, студент 1 курса ГКУз, лауреат международных конкурсов
Энтузиазм, трудолюбие и жгучее желание этих музыкантов сделать все максимально возможное для того, чтобы люди запомнили проект «Созвездие фортепианных концертов» как удивительное явление, вобравшее в себя все то лучшее, что присуще великому музыкальному искусству, не может не привлечь слушателей абсолютно всех типов. Безусловно, это то событие, которое стоит посетить. Воспользуйтесь возможностью!
Елизавета Погудина
|
|