Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.01.2020 / 10:08:39
В конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви состоялся Крещенский вечер, посвящённый пресветлым праздникам Рождества и Крещения ГосподняВ программе вечера прозвучали русские народные песни, известные романсы и малознакомые вокальные произведения европейских композиторов. В концерте приняли участие ведущие солисты ГАБТа им. А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов: Анастасия Юдина, Ришат Решитов, Рада Смирных, Анжелика Мухаметзянова, Елена Шавердова. Музыкальный руководитель и концертмейстер – Людмила Слоним. Автор проекта, режиссёр и ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТа им. А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним Было, как всегда на этих вечерах, интересно и неожиданно «переплыть» от композиторского и поэтического стиля одной страны - к совершенно иному настрою произведения другого направления, исторической эпохи, стилистики. Сознательно не стремясь воспроизвести последовательность программы в ее закономерности и стройности, хочу заострить внимание на глубоко индивидуальном и выразительном творчестве каждого из участников этого особенного вечера. Так, заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова в сдержанной драматической манере исполнила романс «Ангел» А. Варламова на стихи М. Лермонтова, в котором духовный взлёт к Вышним силам задал необходимый настрой и тональность всему вечеру-композиции. «Песнь Любви» канадского композитора В. Сэндерсона (стихи Э. Тешемахера) в её же исполнении прозвучала в совершенно ином задушевном лирическом ключе. А знакомый всем нам с юности по замечательному фильму «Цирк» «Лунный вальс» И. Дунаевского на стихи В. Лебедева – Кумача всем слушателям приподнял настроение своей танцевально-песенной мелодичностью, характерной для этого композитора. В русской народной песне «Бубенцы» Н. Бакалейникова (стихи А. Кусикова) ведущая солистка театра О. Александрова донесла до слушателей бесшабашную удаль «Тройки», несущейся по серебристой дорожке мимо заснеженных лесов и сельских приземистых домишек и задорную песню ямщика, от которой разрывало грудь от счастья или тоски по красной девице. Казалось, что эта стремительная «Тройка» - воплощение самой жизни, несущей каждого из нас от настоящего в будущее, и хотелось верить в то, что грядущее это воплотит все надежды и будет истинно светлым...
Анастасия Юдина преподнесла в подарок слушателям два почти не звучащих сегодня произведения. Первым из них стал Романс Елены из почти не известной сегодня комической оперы Ф. Шуберта «Заговорщики». Наслаждаясь утончённой и мудрой лирикой шубертовского песенного творчества, мы оценили в этот вечер и его мастерство оперного композитора. Изысканный романс молодой героини в предощущении любви предстал волнующим и живым. Следующее произведение тоже стало одним из сюрпризов и «премьер» этого замечательного вечера. Эмоционально и утончённо Анастасия Юдина исполнила романс «Ах, точно ль, никогда...» А. Верстовского на стихи А. Грибоедова. Многие из нас его слушали впервые и ещё раз оценили и музыку А. Верстовского, и высокий поэтический талант сочинителя стихов, больше известного как драматурга, автора «Горе от ума», и композитора знаменитого «грибоедовского» вальса. А ближе к финалу вечера Анастасия Юдина достигла апогея выражения открытой простой деревенской души в исполнении Русской народной песни «Чернобровый, черноокий...» в обработке С. Погребова. Не только выразительным пением, но и грациозной пластикой с притопыванием на каблучках и кружением вокруг своей статной фигуры, на плечи которой артистка накинула широкую цветастую шаль, – Юдина обаятельно и свободно раскрыла облик красоты и любви в этой песне… И образ свободного, молодого чувства, красоты и надежды нашёл полное воплощение и был живо «подхвачен» восторженным залом. Ришат Решитов внёс свою мужскую сдержанную ноту в исполнение Русской народной песни «Ноченька» (традиционное исполнение a capella – без сопровождения) - так что прошибло до слёз от проникновенного тембра его баритона и тонких выразительных интонаций. И зал отозвался дружным «Браво» и повторно вызвал на поклон молодого солиста Большого театра. В его же исполнении очень нежно и лирично, и вместе с тем – с затаённой и глубокой смятённостью духа прозвучали два романса Г. Свиридова на стихи С. Есенина: «Отвори мне, страж заоблачный...»; «Отчалившая Русь»: сколько же в них было грусти и надежды на лучшую жизнь!.. Гениальное слияние композиторского дара Г. Свиридова и есенинского поэтического Слова в их трагической сути «драмы века» молодой певец сумел передать со всей непосредственностью и драматизмом. И до глубины души растрогал притихший зал, взорвавшийся после его исполнения шквалом аплодисментов. Елена Шавердова сумела раскрыть новые вокальные краски в знакомых нам со школьной скамьи стихах «Белая берёза» С. Есенина. Положенные на музыку Людмилы Слоним, придавшей этим знакомым с детства есенинским строчкам удивительный «импрессионистический» смысл, воспроизводящий белую берёзу в зимнем оцепенении и в одежде из снега и инея. В авторском исполнении композитора и талантливой певицы, словно впервые открывавшей красоты русской зимы для себя и зрителей, – приоткрылся второй, личностный план этого необыкновенного романса. Так же проникновенно и доверительно в её исполнении предстали романс А. Рубинштейна «Певец» на стихи А. Пушкина и обаятельная миниатюра «И нет в мире очей...» П. Булахова на стихи неизвестного автора. Рада Смирных никогда не повторяется. Ещё совсем недавно зрители восхищались её исполнением знаменитого старинного романса «Тёмно-вишнёвая шаль» в недавнем бенефисном камерном концерте в Музыкальной гостиной ГАБТ им. А. Навои. И вот она снова выходит на сцену уже в другом амплуа и доносит до слушателей в этом же произведении новые неиспользованные оттенки этого загадочного прекрасного женского образа и после интервала в девять дней находит в этом романсе абсолютно обновлённые, иные, сиюминутные настроения, интонации и краски! Эту неисчерпаемую глубину поэзии и музыки певица также горячо и удивительно просто раскрыла и в современной лирико-философской песне Людмилы Слоним на стихи Е. Евтушенко (1932-2017) «Идут белые снеги...». Эти мелодичные «исповедальные» стихи о любви к родине, жизни и смерти запали в душу со школьной скамьи. В наши дни после ухода поэта-гражданина («Поэт в России больше, чем поэт») первого апреля 2017 г. в клинике в городе Талса (штат Оклахома) они звучат как реквием и послание потомкам: отсюда в песне бесконечная нежность, ностальгия сочетаются с патриотическими нотками в стихах, музыке и вокале. И волнообразное движение музыки, голоса, а с ними – и мысли в романсе Людмилы Слоним символизирует саму Жизнь (по А.Блоку – «без начала и конца»!), но в отведённых для каждого жителя Земли пределах... Особое место в программе Крещенского вечера заняла Анжелика Мухаметзянова. Она взяла на себя ответственность выступить в совершенно различном европейском амплуа. Блестяще исполнив невероятно трудный в техническом отношении номер - Речитатив и каватину Линды из оперы «Линда Ди Шамуни» Г. Доницетти в стиле бельканто, она удивила юмористической остротой в совершенно другом стиле и жанре произведении. В совершенно противоположной, полной юмора, наивности и детскости – почти забытой сегодня Польке «В детской» И. Штрауса – Мухаметзянова предельно выразительно изобразила куклу, упоённую своей «красотой» и стремлением царить на полке игрушек в детской. Во второй части ей подыграл беззвучной ролью Андрей Слоним, как бы пытавшийся безрезультатно прервать ее «затянувшееся соло» - и этим усилив комический эффект воздействия интермедии на зрителя, который хлопал исполнителям от всей души. Непрерывный и целостный ансамбль каждого исполнителя с проникновенной, чуткой и живой музыкой, воссоздаваемой Людмилой Слоним, – буквально, сплёл каждое произведение, каждый стиль, каждый образ в единую «ткань» всей композиции вечера. Андрей Слоним, как всегда, уже традиционно, украсил программу вечера стихами, написанными, буквально, в январе этого года. Они были разные по тематике и сходные по смыслу: о Рождестве Христовом («Озареньем души…»), об ускользающем смысле жизни, о грёзах и их крушениях, о «поезде жизни», в окне которого мелькают дни, события, чувства («Ретро», «Игры», «Душа не станет плакать днём», «Окно») и о неистребимых ипостасях нашего бытия: Вере, Надежде, Любви. И стихотворения эти, разные и значительные, каждое само по себе – органично вплелись в ткань композиции вечера, как и традиционные краткие и ёмкие преамбулы к каждому из номеров.
Солисты ГАБТ им. А. Навои в диалоге с простыми людьми – зрителями и на глазах у них выносят на сцену сокровища своего сердца и личного восприятия мира. Их диалог с людьми никогда и ни в чём не повторяется. Они творят новый мир, в который приглашают других, «Пока мы дышим – мы должны творить»: артисты ГАБТ им. А. Навои продемонстрировали не только многообразное, но и созидательное творчество. Не только в исполнении вокальных произведений русских и зарубежных авторов они созидали свой и коллективный дух, но и отдавали зрителям часть своей духовной и душевной энергии.
Гуарик Багдасарова
|
|