Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.09.2020 / 12:13:58
Вспоминая Батыра Закирова. О чем мы говорили с великим узбекским певцом в последнем интервьюБорис Бабаев Он прожил всего 49 лет, но какой невероятный след оставил на земле, как много успел. Это был певец с поистине волшебным голосом, можно сказать, сладкоголосый соловей, которого мы все так любили. Он был необыкновенно популярен не только в Узбекистане, но и во всем Советском Союзе. С громадным успехом проходили все его зарубежные гастроли. Ему аплодировали и в знаменитой парижской «Олимпии» летом 1966, где он блестяще спел песню Шарля Азнавура «Девушка моей мечты». Думается, что самые лучшие песни, исполненные им, будут звучать во все времена. Батыр Закиров родился 26 апреля 1936 года в семье профессиональных певцов Карима Закирова и Шоисты Саидовой, когда они учились в московской консерватории. Его не стало 23 января 1985 года в Ташкенте. Не могу забыть, что гражданская панихида проходила в бывшем концертном зале имени Свердлова и мне тогда была оказана честь принимать участие в официальной церемонии его проводов в последний путь. Как много людей тогда плакали, как много хорошего говорили о нем на этом траурном митинге. Как же все-таки возник этот феномен, феномен Батыра Закирова… Сначала он поступает на подготовительное отделение Ташкентской консерватории, окончив которое становится студентом по классу вокала. Однако уже тогда обнаруженная болезнь лёгких вынуждает его оставить музыкальное образование и поступить на режиссёрский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского. Несмотря ни на что, он продолжает петь, в 1956 году создает первый эстрадный коллектив в Узбекистане — молодёжный ансамбль «Юность», в составе которого выступает на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1957). Там впервые в его исполнении прозвучала песня «О светоч грёз моих» (Арабское танго), которая принесла ему широкую известность. А что было до того на узбекской эстраде? По мнению авторитетного искусствоведа И.Волкова, до этого момента эстрады в ее нынешнем понимании в Узбекистане практически не существовало. При этом он подчеркивает: «А это значит, что не было ни традиций исполнения, ни манеры сценического поведения, ни репертуара, ни авторов – поэтов, композиторов, пишущих для эстрады. Все это нужно было создавать, придумывать, искать – словом, начинать с нуля». И он с этим справился. На примере созданного им Государственного эстрадного оркестра Узбекистана, солисткой которого была тогда его не менее талантливая сестра Луиза Закирова, это было отчетливо видно. Кому посчастливилось побывать на его концертах, тот не забудет никогда. С конца 1950-х певец становится популярным исполнителем песен различного жанра – это были и оперные арии, и узбекские народные песни, и песни советских композиторов, и популярные зарубежные шлягеры, исполняемые часто на языке оригинала. Среди них не только блистательные узбекские песни, но и азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские. После удаления одного легкого в 1963 году Батыр Каримович некоторое время петь не может и переводит на узбекский язык знаменитые «Тени» Евгения Шварца и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Потом на Республиканском радио Батыр вместе с супругой, актрисой Эркли Маликбаевой, осуществил инсценировку этой сказки. В 1965 году Батыру Закирову было присвоено звание Народного артиста Узбекской ССР. После очень сложного периода лечения он вновь начинает выступать с концертами. Все более популярными становятся пластинки с его новыми песнями. В 1972 году в Театре эстрады мне посчастливилось видеть совершенно фантастическое зрелище – мюзикл «Путешествие Синдбада-морехода». Это стало возможным после того, как Батыром Закировым был создан Ташкентский мюзик-холл, а постановка мюзикла была осуществлена гениальными Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом. В разных городах бывшего Союза этому творческому коллективу аплодировали шесть лет. После этого Закиров стал выступать с концертами в сопровождении ансамбля «Ялла», которым руководил его брат Фаррух Закиров. Певец был талантлив и во многих других областях творчества. В тот период литературные журналы печатали стихи, рассказы и очерки Закирова, он хорошо рисовал. В 1980 году кинорежиссёр Эльер Ишмухамедов начал работу над многосерийным фильмом «Юность гения» о детских и юношеских годах Авиценны, пригласил на главные роли Закировых: Батыра – сыграть отца, а его старшего сына Бахтиера – на роль Авиценны. В 1982 году певец снялся в телефильме «Огненные дороги» о Хамзе Ниязи (в роли Рабиндраната Тагора). Свои роли отец и сын сыграли тогда блестяще. После смерти Батыр Закиров был похоронен на Чигатайском мемориальном кладбище. Очень впечатляющий памятник на его могиле создан известным ташкентским скульптором Яковом Шапиро. В 2000 году Батыр Закиров посмертно награждён орденом «За выдающиеся заслуги». Память о великом певце в Узбекистане бережно сохраняется. Уже много лет работает Фонд имени Батыра Закирова, который проводит конкурс молодых певцов на призы этого фонда, помогает открывать все новые и новые таланты. Незадолго до его кончины мне посчастливилось долго беседовать с моим любимым певцом. Мы говорили о многом. Но главное внимание Батыром Каримовичем было уделено будущему узбекской эстрады. Вот, что тогда он сказал об этом: Б. ЗАКИРОВ: – Мне бы хотелось воспользоваться этим своим интервью и сказать об особой популярности нашего жанра, которая день ото дня растет. Сейчас, гастролируя по республике, по Союзу и вот побывав за рубежом – во Вьетнаме, Монголии, недавно в ГДР, мы убедились, что жанр вокально-инструментального искусства очень и очень популярен везде. Потому нам, артистам эстрады, тем, кто особенно популярен, тем, кого хотят слушать, хотят видеть наши поклонники, в особенности молодежь, нам надо быть строгими в отборе репертуара, в отборе литературного материала. Как говорится, мы на трибуне, мы говорим свое слово и от этого зависит вкус наших поклонников, любителей этого жанра. Ансамбль наш «Ялла» справляется с этой задачей, но дальнейшая работа в этом направлении покажет, какие еще задачи перед нами стоят.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|