Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.06.2023 / 22:53:58
Во Дворце международных форумов "Узбекистон" трио Кирилла Рихтера и Национальный симфонический оркестр Узбекистана представили концертную программу The Sands of Time "Пески времени"Для многих зрителей, пришедших на концерт, в том числе и для меня, это стало важным, запоминающимся событием . Мы оказались на незабываемом во всех отношениях вечере, на котором звучала совершенно удивительная, во многом необычная музыка. Казалось бы, звучат камерные и симфонические произведения, а мы сидели как завороженные и все время аплодировали автору этих произведений, композитору Кириллу Рихтеру, всему этому трио и великолепно звучавшему в этот вечер Национальному симфоническому оркестру Узбекистана, которым, как всегда с большим вдохновением, дирижировал Алибек Кабдурахманов. На фортепьяно блистательно играл сам Кирилл Рихтер. Картина умело дополнялась хорошим режиссерским оформлением Бьерна Ханефельда. Очень впечатляли сценография и оригинальные декорации, созданные тоже Кириллом Рихтером. Особенно радостным для всех нас стало премьерное исполнение в Узбекистане оркестровой фантазии Рихтера The Sands of Time. Его мировая премьера состоялась 1 мая 2023 года в Берлинской филармонии. Она была приурочена к открытию выставки «Археологические сокровища Узбекистана. От Александра Македонского до Кушанской империи». Благодаря этому европейской публике были представлены новые грани историко-культурного наследия Узбекистана. Можно смело сказать, что созданное Кириллом Рихтером произведение — своего рода панорама, возникшая под впечатлением от разных граней узбекской культуры: звучание симфонического оркестра и солирующего фортепиано переплетается с поэзией Омара Хайяма, творчеством Алишера Навои, Бабура, Надиры. Сольные партии в оркестровой фантазии The Sands of Time замечательно исполнены самим Кириллом Рихтером (фортепиано), заслуженной артисткой Узбекистана Нодирой Пирматовой (вокал), Гуламджоном Мухамеджановым (дойра). Теперь мы можем сказать, что The Sands of Time позволил ташкентской публике познакомиться с новым взглядом на историко-культурное наследие Узбекистана, услышать авторское осмысление Кирилла Рихтера и еще раз убедиться в том, что живая культурная традиция всегда актуальна.
Вот что написала об этом на телеграм-канале Фонда развития культуры и искусства Узбекистана известный ташкентский тележурналст Эльвира Тухватуллина: - Благодарю Фонд развития культуры и искусства за организацию такого великолепного концерта "Пески времени" и приглашение талантливого Кирилла Рихтера! Второе отделение с Национальным симфоническим оркестром под управлением Алибека Кабдурахманова вообще было шедевральным! А включение в концертную программу выступления Нодиры Пирматовой (вокал) и вовсе было символичным - не затеряется, не растворится в "Песках времени" маком, сберегутся традиции, когда имеют мощную опору. Этот номер в финале был прямо до дрожи, если так можно сказать! Органичное сочетание исконно традиционного, национального с неоклассикой. И такое переплетение страстно отзывается в душе. И я рада, что команда телеканала Dunyo bo'ylab, воодушевленная концертом, постарается донести до зрителей те эмоции и впечатления, которые вызвал этот концерт у зрителей! После окончания концерта, нескончаемых аплодисментов Кирилл Рихтер сказал о радости новой встречи с ташкентской публикой, о том, что здесь его хорошо понимают и чувствуют. В содержательной и хорошо изданной Фондом развития культуры и искусства программе концерта обращают на себя внимание следующие строки нашего гостя: - Моя музыка — это саундтрек к самой жизни, она отражает случившееся со мной. Истории, которые я рассказываю в музыке, откликаются в человеческих сердцах. Это рождает ощущение, что все мы говорим на одном языке.
Экспресс-интервью после концерта для сайта Культура Узбекистана Алибека Кабдурахманова - Алибек, поздравляю вас с отличным концертом. У вас с Кириллом все получается здорово. Почему ваш совместный проект носит такой необычный характер, как вам вместе удалось добиться такой его привлекательности для зрителей ? - Кирилл здесь все сделал сам. Мы всего лишь помогли ему . Мне кажется, что он глубоко раскрыл узбекские традиции, когда мы работали над его произведением, которое называется «Пески времени». Все очень доходчиво сделано. - Что это за музыка, как вы могли ее оценить? - Музыка в самом деле прекрасная. Я думаю, что это некий минимализм, когда минимальными средствами достигается максимальный результат. В результате - я думаю, что это впервые, наверно, за историю Узбекистана - большой состав симфонического оркестра Узбекистана выступил на главной площадке Берлинской филармонии, когда была премьера. - Продолжение проектов будет? - Хотелось бы надеяться. Но все зависит от самого Кирилла. Он снова здесь, значит ему нравиться. Мы живем в этой стране, едим этот хлеб, мы пьем эту воду, мы дышим этим воздухом. Потому это наша прямая обязанность - создавать такие проекты. Я гражданин этой страны и я должен отдавать все силы этой стране . Надо все начинать с культуры, а потом будет экономика и все остальное. Если культура будет на высоте, то и экономика тоже будет на высоте. - Что вы скажите Кириллу на прощанье? - Скажу ему спасибо за его музыку, за его отличные проекты и скажу, чтобы почаще приезжал к нам и продолжал работу с нами. Мы готовы к дальнейшим открытиям и готовы идти дальше. Самое главное - не останавливаться. - Главное, что музыкальный праздник в Ташкенте состоялся… - Да, это самое главное.
Подробности биографии Кирилла Рихтера Пианист и композитор, путь которого к музыке не был простым. Долгое время он относился к музыке как к хобби и обучался в Национальном исследовательском университете ядерной энергетики «МИФИ» в Москве и в Университете Хартфордшира в Лондоне. Однако сделал выбор в пользу музыкального творчества и за очень короткое время наверстал то, чем годами пренебрегал, и приобрел все необходимые знания и навыки, необходимые для музыкальной карьеры, которая началась в 2010 году. Кирилл Рихтер как композитор стал известен благодаря серии фортепианных вальсов под названием «По дороге в любимый город». Своей нарочитой простотой произведения произвели большое впечатление на публику, в них ярко проявился авторский стиль Кирилла Рихтера, которому свойственны искренность, энергия и воздействие на эмоции слушателей. С 2019 года Рихтер тесно сотрудничает с Origen Festival Cultural в Риоме, Швейцария, где он также живет и творит. Для фестиваля он представил «Русский реквием» в 2019 году, затем «Вавилонские песни» в 2022 году и «Семь веков» в 2023 году.
Национальный симфонический оркестр Узбекистана Главный дирижер — Алибек Кабдурахманов Оркестр был создан в 1938 году, а 1998 оркестр стал творчески и экономически самостоятельным, что дало новый мощный импульс развитию коллектива. Сегодня Национальный симфонический оркестр — не просто явление культуры Узбекистана. Коллектив имеет отличную репутацией на международном уровне, гастролировал в Таиланде, России, Германии и Франции. Оркестр приобрел большую аудиторию благодаря своему широкому репертуару. Он регулярно выступает со звездами мировой академической сцены, такими как Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Хосе Каррерас, Анна Нетребко, Бехзод Абдураимов и Владимир Свердлов-Ашкенази. Национальный симфонический оркестр Узбекистана постоянно развивается, расширяя свой репертуар и удивляя публику новыми концепциями, форматами и программами. Оркестр Узбекистана вносит значительный вклад в культурное сотрудничество и способствует международному культурному взаимопониманию.
Нодира Пирматова Заслуженная артистка Республики Узбекистан Лауреат фестиваля Shark Taronalari (2005) Ученица великих узбекских исполнительниц: Саодат Кобуловой и Халимы Носировой. Глубокие познания в узбекской и таджикской поэзии делают Пирматову одним из самых выдающихся мастеров ширу шакар, а также Фергано-Ташкентских и Бухаро-Самаркандских макомов. Нодира Пирматова может аккомпанировать себе на танбуре и дутаре. Пирматова активно концертирует, занимается исследованиями в области теории музыки, преподает в Государственной консерватории Узбекистана.
Гуламджон Мухамеджанов (дойра) Выпускник Государственной консерватории Узбекистана. Был концертмейстером и преподавателем Республиканского музыкального колледжа. С 2020 года — артист оркестра Государственного ансамбля танца «Бахор» имени Мукаррам Тургунбаевой. Участник международных фестивалей и творческих акций, направленных на популяризацию узбекской культуры в стране и за ее пределами. Гастролировал в Азербайджане, Германии, Италии, Индии, Казахстане, России, Туркменистане, Турции, ОАЭ, Франции и Южной Корее. Неоднократно выступал в эфире Национальной телерадиокомпании Узбекистана, представляя не только звучание дойры, но и других ударных инструментов стран Кавказа, Латинской Америки и Средней Азии.
Выступление проходило при поддержке Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан Фонд основан в 2017 году Постановлением Президента Шавката Мирзиёева. Миссия Фонда — интеграция культуры Узбекистана на международном уровне, развитие возможностей внутри страны посредством создания инклюзивной и доступной среды в культурных учреждениях, реновация музеев, развитие меценатства и формирование кадрового потенциала для музеев, театров и других культурных институций. Проекты Фонда охватывают несколько направлений: искусство, литература, театр, музыка, архитектура, хореография, кино. Применяя междисциплинарный подход и объединяя специалистов из разных стран, Фонд способствует развитию культурной дипломатии между странами СНГ, Европы и Азии.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|