Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.05.2024 / 19:44:48
В эти весенние дни, в Государственной консерватории Узбекистана с большим успехом прошли мастер-класс и концерт профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Бостонской консерватории и консерватории новой АнглииВ вечер концерта за роялями сидели два высокопрофессиональных музыканта, Павел Нерсесьян и Сайера Гафурова. Сайера Гафурова - Заслуженная артистка Республики Узбекистан, профессор кафедры «Специальное фортепиано», проректор по науке и инновациям Государственной консерватории Узбекистана входит в число ведущих концертирующих исполнителей нашей республики. Обладая большим концертным репертуаром, она выступает с сольными и ансамблевыми концертами, с симфоническими и камерными оркестрами в странах СНГ и за рубежом. Безусловна она достигла периода творческого расцвета, приобрела достаточную известность, как в Узбекистане, так и за пределами нашей страны. Павел Нерсесьян –Заслуженный артист России, профессор кафедры «Специальное фортепиано» Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Лауреат международных конкурсов: им. Л. ван Бетховена (Вена, 1985, II премия), Паломы О’Ши (Сантандер, 1987, IV премия), в Токио (1989, V премия), в Дублине (GPA; 1991, I премия). Он обладает замечательными музыкальными качествами, главное из которых – яркое, индивидуальное, своеобразное видение музыкальных образов, виртуозность и проникновенность. Неутолимый интерес ко всему новому в современном искусстве порождает разнообразные творческие тандемы. Жизнь Сайеры Гафуровой отмечена теплыми творческими отношениями с узбекскими дирижерами - З. Хакназаровым, Э. Азимовым, В. Медюляновым, К. Усмановым, Г. Тулягановым, к. Уринбаевым, а также дирижерами из Германии - Ю. Бартольди, Великобритании - Г. Коневей, России - Д. Хохловым, В. Дулат-Алеевым, Италии - Г. Коллояни, и др. Наиболее плодотворный и креативный тандем сложился с Заслуженным деятелем искусств Узбекистана, руководителем камерного оркестра «Туркистон», профессором Элдаром Азимовым, который ценит ее за высочайший профессионализм, трудолюбие и эрудицию. Программа концерта включала в себя сочинения композиторов различных эпох – прослушав романтическое произведение Ф. Мендельсона, через музыку И.С. Баха мы попали в эпоху барокко и, наконец, послушали венского классика А. Моцарта. В качестве оркестрового вступления, к основной части концерта, прозвучала «Первая струнная симфония» (до мажор) Феликса Мендельсона в трех частях, в исполнении студенческого камерного оркестра Государственной консерватории Узбекистана, главным дирижёром которого является Заслуженный деятель искусств, профессор Элдар Азимов. Симфонией дирижировал студент третьего курса Государственной консерватории Узбекистана, Камрон Гайратов. Юному дирижеру удалось передать юношеский порыв, красоту образов природы в «Первой струнной симфонии». Несмотря на то, что симфония датируется ранними годами композитора, мы слышим в ней характерные черты индивидуального музыкального стиля Ф. Мендельсона. Ясная мелодичность, связанная с бытовым песенным стилем, жанрово-танцевальные элементы, тяготение к мотивной разработке. В «Струнных симфониях», а их у него более 13, композитор как-бы отдает дань предшественникам, работавшим в этом жанре. Затем на сцену вышли солисты и исполнили «Концерт для двух клавиров с оркестром» (№1 до минор) И.С. Баха. Время создания клавирных концертов приблизительно датируется 30-ми годами XVIII века. Концерты с оркестром включают девять концертов для одного клавира с оркестром, три концерта для двух клавиров с оркестром, два концерта для трёх клавиров с оркестром и один концерт для четырёх клавиров с оркестром на тему Вивальди. «Концерт для двух клавиров с оркестром», предположительно, представляет собой переложение утерянного концерта для двух скрипок или для гобоя и скрипки. Сдержанным мужественным драматизмом пронизана первая часть. Суровый пафос основной темы с её мерной поступью «задает тон» всему Allegro. Музыка второй части, Adagio ми бемоль мажор, окрашена в лирические тона. На фоне аккомпанирующего pizzicato струнных звучит имитационно-полифонический дуэт солистов, передающих друг другу напевную мелодию. И, наконец, третья часть, Allegro, вновь возвращает к исходным образам произведения. Единственная тема финала, структура которого близка к монотематической старосонатной композиции, своим упругим ритмическим рисунком несколько напоминает бурре, но драматический характер указывает на танцевальные черты.
Вечер завершился «Концертом для двух фортепиано с оркеcтром» (№10 ми бемоль мажор) в трех частях Вольфганга Амадея Моцарта. Его вступительная часть Allegro завораживает своей энергичной мелодикой и яркой образностью. Солисты вступили в оживленный диалог, перебрасывая друг другу тему, виртуозно проигрывая каждую музыкальную фразу, они вели своеобразный диалог и знакомили слушателя с удивительным миром эстетики венского классицизма. Средняя часть концерта Andante, предлагающая контрастное настроение своими лирическим складом мелодии, позволяющая насладиться грациозными фигурациями, своего рода, музыкальных беседах. Наконец, часть Rondo allegro завершает концерт живым и энергичным ритмом, демонстрируя способность Моцарта создавать заразительные и радостные музыкальные диалоги. Благодаря своим захватывающим мелодиям, сложным гармониям и динамичному взаимодействию этот концерт продолжает очаровывать публику, служа свидетельством непреходящего музыкального наследия Моцарта. Музыкальная культура Узбекистана, на сегодняшний день, представляет собой яркое полотно национального искусства, где европейская классика, сливаясь с восточной ментальностью рождает уникальные шедевры.
Умида Касимова Студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|