Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.06.2024 / 10:04:54
Модест Петрович Мусоргский: 185 лет со дня рождения "титана" и "философа" русской музыки2024 год – знаменательный для любителей русской музыки. Он ознаменован рядом юбилеев, среди которых 185-летие со дня рождения известного композитора Модеста Петровича Мусоргского, одного из ярчайших представителей реализма и народности в музыке. За свою недолгую жизнь, оборвавшуюся в 42 года, он создал уникальное творческое наследие, в которое органично вписались оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», фортепианный цикл «Картинки с выставки», симфонические опусы, множество песен и романсов. Его музыка, пропитанная духом народных песен, жизнью простых людей, отражает яркую индивидуальность композитора. В ней живет душа народа, его традиции и история, переданные через яркие мелодии, необычные гармонии и драматизм. Но самое главное – он обладал даром глубокого и чуткого проникновения в психологию своего народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо-своеобразных национальных характеров. Как ни странно, но при жизни многие не понимали Мусоргского, не воспринимали его музыку. Однако принятие композитора и его творчества росло постепенно и неустанно, получив впоследствии широкое признание в ХХ веке: пришло время, когда его музыке музыканты стали тщательно и бережно возвращать её подлинное, оригинальное звучание, раскрывать большие купюры-сокращения в операх, издавать полное собрание сочинений. Несмотря на то, что географически Узбекистан далёк от Родины Мусоргского, его творчество здесь очень любят и ценят. Сочинения композитора включены в учебные программы музыкальных школ, колледжей искусств и консерватории нашей страны. Молодые музыканты изучают творчество Модеста Петровича, овладевают его музыкальным языком, учатся выразительности исполнения и глубине толкования его сочинений, а затем с воодушевлением интерпретируют шедевры композитора на концертной эстраде. На занятиях по истории музыки нам рассказывали о бессмертной опере «Борис Годунов» и её постановке на сцене ГАБТа имени А. Навои, в которой блистали народные артисты Вячеслав Гринченко и Коркмас Мухитдинов. Критики называли их эталонными интерпретаторами роли царя Бориса. В одном из интервью известный оперный режиссёр народный артист Узбекистана и Азербайджана Фирудин Сафаров признался, что мечтает поставить «Бориса Годунова» на узбекской сцене. А исполнителем заглавной партии он видел заслуженного артиста республики Кирилла Борчанинова. Мне посчастливилось не раз слышать в замечательном исполнении этого певца монолог «Достиг я высшей власти», насыщенный мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами и монолог «Прощай, мой сын!» из второй картины четвёртого акта, окрашенный в трагически просветлённые, умиротворённые тона. А в недавнем концерте Борчанинов предстал полным антиподом Борису в образе бродяги Варалаама. Песню «Как во городе было во Казани» он исполнил с невероятной стихийной силой и удалью, взорвав зал громом аплодисментов. С неотразимым сценическим обаянием и артистизмом певец исполнил и легендарную «Песню о блохе» на слова И. В. Гёте. Кстати, этот концерт, приуроченный к 220-летию со дня рождения М. И. Глинки и 185-летию со дня рождения М. П. Мусоргского, прошёл не так давно в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана при поддержке представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан. Помимо Кирилла Борчанинова, бессмертная музыка обоих композиторов прозвучала в исполнении лауреатов международных конкурсов, солистов ГАБТа имени А. Навои Рахима Мирзакамалова, Дониёра Алимова, Анастасии Юдиной, Ульяны Ким, Натальи Сараевой. Достойными их партнёрами выступили студенты-пианисты кафедры «Концертмейстерского мастерства» Государственной консерватории Узбекистана, лауреаты международных конкурсов. Безусловно, этот концерт доставил большую радость общения с музыкой двух гениев русской музыки, напомнив об их вечной силе таланта и вдохновения. Особо хотелось бы отметить камерно-вокальные произведения Модеста Мусоргского, проникнутые глубокой лиричностью и искренностью, отражающие тонкие душевные переживания человека, его радости и печали, любовь и раздумья. В них композитор показывает себя мастером вокальной драматургии, умело сочетая музыкальную красоту с поэтической глубиной. Именно поэтому вокальные сочинения Мусоргского очень часто включаются в программы концертов нашей консерватории. Прошедший не был в этом плане исключением. Его насыщенная программа, сочетание разнообразных номеров подарили слушателям замечательное настроение и положительные эмоции. Сабина Гимадиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|