Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.06.2024 / 10:03:04
Мунира Аминова: с музыкой по жизниМне думается, нет человека, который не любил бы органную музыку, способную оставить свой отпечаток в его душе. Этот инструмент не самый привычный для узбекистанцев, несмотря на то, что первый орган был установлен в Ташкенте в 1949 году в Большом зале старого здания консерватории. Его появление в столице Узбекистана стало событием общественного значения. И вскоре впервые за орган сели девушки-узбечки Р. Каримова, Д. Кары-Ниязова, Т. Джахангирова, а их педагогом стала выпускница Ленинградской консерватории (класс профессора И. Браудо) В. Бакеева, в творческом содружестве с которой ташкентский композитор Г. Мушель написал для этого инструмента ряд сочинений, в которых зазвучали интонации узбекской народной музыки. Поэтому неудивительно, что их первой исполнительницей стала именно Вера Бакеева. Так величественная и глубокая органная музыка начала завоёвывать своих поклонников в Ташкенте, полюбивших её за мелодичность, хоральность. К сожалению, этот орган просуществовал недолго. Летом 1961 года он полностью сгорел, во время сильного пожара в здании консерватории. С тех пор прошло не одно десятилетие и сегодня в новом здании Государственной консерватории Узбекистана царствует величественный орган, установленный 11 ноября 2006 года. Он был изготовлен германской фирмой «Solimpex e.K. Eisenbrth», имеет три мануала, 42 регистра, около 3,5 тысяч духовых трубок. А его полновластной хозяйкой является заслуженный наставник молодёжи Узбекистана, доцент кафедры специального фортепиано и органа, заведующая межфакультетской кафедрой фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Мунира Аминова, чьё имя, как правило, собирает полный Органный зал нашего вуза. Мунира Турсунходжаевна – мой педагог по фортепиано, у которой я занимаюсь два года. Моя благодарность к ней безмерна. Интеллигентная, добрая, справедливая, профессионал высокой пробы, она невероятно может зажечь и направить студента не только на работу того или иного композиторского опуса, но и на его исполнение на концертной эстраде. Благодаря её инициативе и поддержке, я неоднократно принимала участие в концертах её класса и вузовских конкурсах. На уроках Муниры Турсунходжаевны всегда интересно. Она – творческий человек, который своими бесценными знаниями просвещает своих учеников. На её уроках мы часто говорим о живописи, книгах и поэзии. Но самое главное – Мунира Турсунходжаевна всегда рядом, поддерживает и мотивирует на новые свершения и победы. Её творческая биография заслуживает внимания. В 1986 году окончила Ташкентскую консерваторию по классу фортепиано доцента Ю. А. Кензера и органа – заслуженной артистки Узбекистана, доцента Р. Ш. Каримовой, получив золотую медаль «За успехи в учебе и творчестве». Стажировалась в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на кафедре органа и клавесина (класс профессора Л. И. Ройзмана) и в Летней академии органистов в Пассау (Германия). Участвовала в мастер-классах выдающихся органистов Европы и в различных международных фестивалях органистов. Она любит классическую музыку, которая по её убеждению, бездонна. Именно ей она и посвятила свою жизнь. Ну а любовь к музыке Баха и желание играть его произведения в далёкие студенческие годы направила её к органу. Сегодня Мунира Аминова ведёт активную исполнительскую деятельность, успешно совмещая её с педагогической. В классе моего педагога немало учеников, которые уже выступают с сольными программами, на которые она умеет настраивать, – это лауреаты международных конкурсов Б. Мирсаидов и Т. Сарымсакова, а также А. Фатхутдинова, Н. Рахимова и многие другие. По себе могу сказать, что у меня после каждого выступления появляется чувство удовлетворения и желание достичь новых успехов. Мой педагог обладает талантом человеческого контакта со студенчеством. Одно дело – обучать, выполняя техническую задачу, а совсем другое – найти подход к душе. Мунира Аминова – одна из немногих талантливых музыкантов Узбекистана,посвятивших свою творческую деятельность органу, который сразил её ещё в детстве. Он для неё был и остаётся королём инструментов, которому она не устаёт признаваться в любви. Как-то в одном интервью Мунира Турсунходжаевна сказала, что любовь к органу выросла у неё из любви к музыке Баха, который сам был органистом и написал девять томов органной музыки. «Желание играть Баха, – призналась она, – вынудило меня играть на органе. Его музыка кажется мне наиболее совершенной, гармоничной. Это абсолют в искусстве. Даже если вы зайдете в музыкальный магазин, то увидите, что наиболее исполняемый композитор сейчас – это Бах. Я знаю многих людей, не имеющих отношения к музыке, – они слушают именно Баха. Его принимают абсолютно все. Если мне сегодня довелось бы встретиться с ним, то я бы ни о чём его не спросила, а просто преклонилась перед ним. Величие Баха затмевает всё. Он для меня навсегда остаётся Библией музыки. Считаю, что у Баха можно, как и в Библии, найти начало всего». Поэтому не случайно, а закономерно в каждую свою концертную программу органистка включает произведения немецкого гения. Кстати, с годами, она не сокращает, а увеличивает количество концертов, выбирая именно те, которые хочет сыграть. Вспоминается, например, её выступление осенью прошлого года в дуэте с известным наистом, лауреатом международных конкурсов, доцентом кафедры «Исполнительство на народных инструментах» Государственной консерватории Узбекистана Батыром Досимбетовым, когда музыканты, великолепно владея своими инструментами, создавали волшебство: орган и най вторили друг другу, сливаясь в единое целое. Идея этого концерта принадлежала неутомимой Мунире Аминовой. Позже эта программа с большим успехом была исполнена на международном фестивале в Перми. Впереди у моего педагога много концертов и встреч со слушателями, а по-другому она не может, потому что орган – её жизнь, её дыхание! Сабина Гимадиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|