Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.06.2024 / 11:06:33
Николай Андреевич Римский-Корсаков: главный сказочник и поэт русской музыкиВ этом году музыкальный мир празднует не только 220-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки и 185-летие со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского, но и 180-летие со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его называют «главным сказочником русской музыки» и самым «народным» автором, черпавшим вдохновение в русской природе, напевах родной земли, сюжетах былин, легенд и сказок. Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог он оставил огромное творческое наследие, составляющее одну из драгоценных страниц русской музыкальной культуры. Это 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди которых наиболее популярны симфоническая сюита «Шехеразада» и « Испанское каприччио»), а также многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, увлекательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства. Всё это является отражением неустанного титанического труда нравственного и светлого человека, на протяжении нескольких десятилетий возглавлявшего петербургскую композиторскую школу, будучи профессором консерватории без консерваторского образования. На тот период Римский-Корсаков был больше музыкантом-практиком, чем теоретиком. Поэтому, когда в 1871 году 27-летнего композитора пригласили преподавать композицию и оркестровое письмо в Санкт-Петербургскую консерваторию, он вместе со своими студентами сел за парту и начал штудировать музыкальную теорию. В стенах этого музыкального вуза Николай Андреевич проработал 37 лет, вырастив целую плеяду талантливых учеников – более 200 композиторов и музыкантов. Среди них такие корифеи русской музыки, как Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский и многие другие. А знает ли читатель, что этот композитор обладал редкой слуховой особенностью, которую называют синопсией, представляющей собой зрительно-слуховые ассоциации – связь между светом и звуком, влияющую на процесс создания и восприятия музыки. Римский-Корсаков испытывал конкретно-цветовые ощущения от различных тональностей, аккордов, тембров и наоборот, звуковые представления от цветовых красок. Благодаря, так называемому «цветному слуху», он воспринимал тональности в разных цветах. К примеру, ми мажор ассоциировался у него с синим цветом, цветом волн. Наверное, поэтому многие его произведения, сочинённые на «морскую» тему, написаны именно в этой тональности. Как уже отмечалось выше, Римский-Корсаков написал 15 опер – больше, чем любой другой русский композитор. Большинство из них основаны на сказочных сюжетах – «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко» – или связаны с русской историей, миром сказочной фантастики, древними народными поверьями. «Все мои оперы, – писал композитор, – имеют временный интерес и окончательно сойдут со сцены. Останется связанной с моим именем одна «Снегурочка». Но он глубоко ошибся. Его «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей» и другие идут на многих сценах оперных театров. Мастер вокального и оркестрового письма не остался без внимания нашего ГАБТа имени А.Навои, поставившего к одному из его юбилеев «Царскую невесту», завершившую эволюцию жанра лирико-психологической оперы в русской оперной школе. Режиссёром-постановщиком выступил заслуженный деятель искусств Узбекистана А. Слоним.
Этот опус был написан композитором «на едином дыхании» в течение девяти месяцев. Премьера состоялась в 1899 году в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова. В основу оперы положена драма Л. А. Мея, события которой происходят во времена жестокой борьбы царской опричнины с боярством при правлении Ивана Грозного. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Напряжённые ситуации той эпохи, представители различных слоёв населения, жизнь и быт московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Мея. В драме два любовных треугольника: Марфа – Любаша – Грязной и Марфа – Лыков – Грязной, судьбы которых предопределены стечением роковых обстоятельств (царь выбирает себе в невесты Марфу). В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В либретто, написанное И. Д. Тюменевым, вошли многие стихи драмы. Однако историческая подоплека сюжета композитора интересовала гораздо меньше. Он уделил главное внимание развитию человеческих страстей, «биографии чувств». Образ Ивана Грозного в опере статичен: «немой» герой, олицетворяющий античеловеческую фатальную силу, породившую безбожные нравы и сгубившую главных героев. В «Царской невесте» в полную силу раскрылся мелодический дар Римского-Корсакова. Не цитируя народных песен (за исключением подблюдной песни «Слава» в хоре опричников из I действия), он создаёт россыпь изумительных по красоте мелодий, восходящих к разным жанрам фольклора. Помимо этого здесь получили развитие общеевропейские интонации романтической лирики, которые обрели в опере редкую мелодическую выразительность. Отрадно, что в «Царской невесте» принимают участие как ведущие мастера оперной сцены, так и молодёжь. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя (лауреат Международного конкурса Лятифе Абиева), – один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной (Махмуд Рузиев) – коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы Малюты Скуратова (лауреат Международных конкурсов Д.Идрисов), покинутой любовницы Грязного Любаши (лауреат Международных конкурсов Я. Багрянская), юношески простосердечного и доверчивого Лыкова (Бекзод Садыков), расчётливо-жестокого Бомелия (Нурмахмат Мухамедов), а также новгородского купца Собакина – отца Марфы (заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов). На всём протяжении спектакля ощущается и присутствие Ивана Грозного (постановщик оперы Андрей Слоним), фигура которого ненадолго показывается в двух действиях оперы. Со дня первой постановки «Царской невесты» прошло 125 лет, но эта тончайшая лирико-психологическая музыкальная драма по сей день волнует сердца не только профессионалов, но и любителей оперного жанра. Яркий пример – её успешная сценическая жизнь на сцене ташкентского ГАБТа, как и одноактного балета «Шехеразада», рассказывающего о судьбе одной из самых удивительных женщин ХХ века – последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви. Этот балетный опус поставил на музыку одноимённой симфонической сюиты Римского-Корсакова народный артист России А. Лиепа. А на концертной эстраде в Ташкенте звучат многие романсы композитора, которые не только знакомы слушателям, но и по праву любимы ими. Это «На холмах Грузии» и «Редеет облаков летучая гряда» (на слова А. Пушкина), или «О, если б ты могла» (на слова А. Толстого), «Восточный романс» (на слова А. Кольцова) и многие другие, которым исполнители дают новую жизнь, вписав их в контекст ярких явлений музыкальной жизни Ташкента.
Собинабону Хасанова, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|