Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
31.12.2024 / 18:21:18
В Республиканской специализированной музыкальной школе имени Успенского состоялся концерт, посвященный 85-летию создания этого учебного заведения
За эти годы училищем пройден большой творческий путь. Его выпускниками являются очень многие известные в Узбекистане и далеко за его пределами певцы и музыканты. В программе были представлены сцены из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина и «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова. Уже от самого подбора музыкальных композиций веет сказочностью, образной красочностью и предновогодним настроением. Неудивительно, что на концерт пришли люди разных возрастов и сфер деятельности, объединённые общей идеей – провести зимний вечер под исполнение бессмертной классики, не оставив при этом ни одного свободного места в зале. Появление молодого, талантливого дирижёра Улугбека Махмудова вызвало у слушателей бурю оваций. Открыл программу «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Искренние аплодисменты слушателей после его завершения наглядно показали степень восхищения исполнением юношеского симфонического оркестра училища . Когда в зале наступила тишина к микрофону вышла ведущая, Александра Жарикова. Её вступительное слово усилило трепет от предстоящих номеров, как бы давало почву для размышлений до звучания произведений. Далее прозвучит одно из самых часто исполняемых сочинений, принадлежащих перу американского композитора Джорджа Гершвина – «Рапсодия в стиле блюз» , сказала она. Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что он начал работать над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобного произведения… Но ещё интереснее звучит его исполнение уже после аранжировки . На премьере играл сам Гершвин, поэтому он в фортепианных каденциях много импровизировал. Принимая во внимание все события, которые сопровождали рождение данного сочинения, неудивительно, что «Рапсодия в стиле блюз» заставила весь мир обратить внимание на эту музыку. Свободолюбие и животворная энергия американского народа чувствуется в истории создания рапсодии, что уж говорить о её звучании. Чтобы понять и прочувствовать дух Америки, а также суметь передать его публике, нужно быть не просто талантливым музыкантом, но и яркой, харизматичной личностью. Не мудрено, что на этом концерте солистом «Рапсодии в стиле блюз» был лауреат международных конкурсов, Никита Стеценко. Рапсодия началась со знаменитого «кларнетовского» вступления, после которого я лично увидела на лицах рядом сидевших слушателей игриво вздёрнутые уголки губ. Кларнетист Улугбек Низахунов определённо точно смог передать терпкую характерность богатого музыкального материала ещё в начале. Сам оркестр был очень гибок и сумел выразить главное, чем отличается эта музыка. Что касается Никиты Стеценко, его выступление можно назвать дерзким, эпатажным и чувственным. После продолжительных оваций Александра Жарикова представила заключительный номер концерта – «Шехеразаду» Н. Римского-Корсакова. Под шквал рукоплесканий вышел Улугбек Махмудов, после чего началось настоящее волшебство. Прозвучало вступление струнных и духовых монодического склада. Но тут зазвучала скрипка под аккомпанемент арфы – тема Шехеразады. Алиса Ким, которая исполняла лейтмотив на скрипке, тоже была на высоте. Чувственная напевность под аккомпанемент арфы в исполнении Александры Жариковой хорошо передавали лсобую мягкость и женственность образа Шехеразады. Оркестр мастерски показал контраст и общность двух тем в своём неспешном развитии. Невозможно было оторвать взгляд от игры Алисы Ким. Такое тонкое понимание облика восточной красавицы у каждого вызовет ноющее чувство в груди, которое не передать словами. Если говорить обобщённо о сюите, то вторая часть оказалась самой сказочной по своему звучанию из-за эпического склада и образа персонажа. А портрет мудрого Календера был соткан благодаря фаготисту, Бекзоду Касымходжаеву. Всё подводилось к финальной картине: «Корабль разбивается о скалу», где тромбоны держали тему бескрайнего моря. Затем внезапно прозвучал диссонирующий «возглас» медных духовых с тамтамом. Корабль разбился. Постепенно волны успокоились, море вернуло себе невозмутимый вид. И здесь, как бы «выплывая», звучат каденция Шехеразады и смягчившаяся тема Шахриара у струнных . Не прошло и секунды, как зал взорвался овациями и возгласами: «Браво!». Ощущался неподдельный восторг и восхищение каждого из присутствующих на концерте, поэтому естественно, что слушатели очень долго не могли унять своего трепетного волнения. Улугбеку Махмудову и юношескому симфоническому оркестру ничего не оставалось делать , кроме как вернуться на свои места . Они решили исполнить русский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Чудесный выбор, чтобы завершить выступление в предновогоднем настроении.
Сам концерт можно описать одним словом – блестяще. Видна трудоёмкая работа, которую исполнители смогли вынести на сцену. Оркестр под рукой великолепного дирижёра Улугбека Махмудова, отыграл программу на высоком уровне. Восторг вызывает и то, как они звучали в ансамбле с пианистом, Никитой Стеценко. Очевидно, для достижения такого результата было вложено много времени и сил. Вместо заключения хотелось бы закончить словами Улугбека Махмудова, сказанными им после концерта: Слушайте классическую музыку. В классической музыке истина. Слова настоящего музыканта. Вот только прислушиваться к этим словам или нет – это уже выбор каждого. Но не стоит забывать, что обратиться к «истинному» искусству никогда не поздно.
Мафтуна Багирова, студентка Государственной консерватории Узбекистана.
|
|