Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
08.02.2025 / 12:43:59
В Объединенных Арабских Эмиратах завершился VI международный конкурс пианистов.![]()
В этом году нашу страну представляли более 60 ти музыкантов , кроме конкурсантов в Эль-Фуджайру был приглашен симфонический оркестр Государственной консерватории Узбекистана Шестой международный конкурс пианистов в городе Эль-Фуджайра (ОАЭ) яркое и масштабное явление современной музыкальной культуры. Ежегодный конкурс академических пианистов значимое событие в мировой исполнительской культуре, с каждым годом растет география стран участников, возрастает его уровень и престиж, о чем свидетельствуют требования к исполняемой на состязании программе, состав жюри и профессиональный уровень пианистов-участников. Проводимый в четырех возрастных категориях: А — до 10 лет; В – от 10 до 13 лет; С – от 13 до 18 лет и категория D – старше 18 лет, он уже успел завоевать высокий международный авторитет, и рассматривается молодыми музыкантами как высочайшая оценка их исполнительского мастерства. Конкурс этого 2025 года интересен самой картиной развития исполнительского мастерства разных поколений: в этом году самому младшему участнику 7 лет, а старшему исполнилось 32 года. Именно благодаря инициативе шейха и финансовой поддержке проходит это яркое грандиозное мероприятие. Все организационные вопросы курирует генеральный менеджер Академии изящных искусств Али Обаид Ал-Хефаити. Важно отметить, что курировал участие и подготовку наших музыкантов к названному событию Народный артист Узбекистана, ректор Государственной консерватории Узбекистана Камолиддин Турдимуратович Уринбаев. Координационную работу по подготовке к конкурсу вела Заслуженная артистка Узбекистана, проректор по творческой и инновационной работе, профессор Сайёра Гафурова, которая, в том числе, выполняла сложную миссию члена жюри. Все организационные вопросы и переписку с устроителями по поводу пребывания узбекских музыкантов вела доктор философии по искусствоведению PhD, старший преподаватель кафедры «Специального фортепиано» Государственной консерватории Узбекистана Диляра Ислямова. Если в 2024 году из Узбекистана приняли участие 7 пианистов, то в этом году в самый молодой эмират ОАЭ на конкурс прибыла довольно большая делегация из Узбекистана и показала очень хорошие итоги. Юные участники конкурса Латифахон Игамбердыева (категория А — до 10 лет), Ксения Шегай и Амина Авазова (категория В — от 10 до 13 лет) достойно выступили в первом туре и прошли во второй тур, а во втором туре Ксения Шегай завоевала мотивационный приз. В категории С наших участников не было, но зато в категории D от Узбекистана выступили 6 пианистов: Мохирахон Баходирова, Аллаберганов Жавохир, Севинчхон Бакиева, Зоирбек Бойжонов, а двое пианистов из Узбекистана, сыграв 21 января в 1-м туре, несмотря на очень серьёзную конкуренцию, были высоко оценены жюри международного конкурса и прошли во второй тур. Это студент третьего курса бакалавриата Государственной консерватории Узбекистана Азизбек Юсупов и молодой педагог и докторант Государственной консерватории Узбекистана Никита Стеценко, который по результатам второго тура прошёл в финал и стал лауреатом третей премии уступив Занг Зикиау (Китай) -первая премия и Хадиже Исрапел (Россия) – вторая премия. Также в финал вошли Доменик Йодер (США) – четвертое место, Фарук Калайчи (Турция) и Александр Деклерк (Бельгия) – шестое призовое место. География конкурса представлена музыкантами всех континентов мира: Африка, Америка, из Евразии собрались представители Японии, Китая, Кореи, из стран СНГ – Россия, Белорусия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан. Конкуренция и исполнительский уровень конкурсантов высоки невероятно, что отмечают, как и сами организаторы конкурса, так и члены жюри. «Уровень конкурса ни в чем не уступает ведущим европейским конкурсам, а где-то и превосходит многие объявляемые академиями конкурсы» - заметила в частной беседе известная концертирующая пианистка, лауреат второй премии Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1986) и ряда других престижных конкурсов. В своем выступлении на церемонии награждения Наталья Трулль выразила мнение, о том что проводимое в Эль-Фуджайре музыкальное мероприятие вполне достойно можно поставить в один ряд с такими конкурсами как им. П.И. Чайковского. Отдельного представления заслуживает состав членов жюри – это всемирно известные концертирующие музыканты, лауреаты международных конкурсов пианистов, трое из которых лауреаты международного конкурса им. П.И. Чайковского - названная выше Наталья Трулль (Россия), Оливьер Козаль (Франция) и Олег Полянский (Украина). Выпускник Московской Государственный консерватории, ныне профессор Королевской академии музыки в Лондоне Илья Кондратьев (Англия) и Франческо Чиполетто (Италия) профессор музыкальной академии в Турине концертирующие пианисты и лауреаты ряда престижных конкурсов. Нашу страну представляет Заслуженная артистка Узбекистана, лауреат международных конкурсов (Италия, Франция, Великобритания) профессор, проректор по научной и инновационной работе Сайёра Акмаловна Гафурова. Безусловно, самым ответственным и волнующим мероприятием были прослушивания третьего тура пианистов категории D. Во-первых, именно после них определялось ранжирование по местам, а во-вторых, пианисты-конкурсанты выступали вместе с нашими музыкантами, оркестром Государственной консерватории Узбекистана. Необходимо отметить, что столь почетной миссии – участие оркестра из Узбекистана на престижном международном конкурсе осуществляется впервые в истории Государственной консерватории Узбекистана. Этот акт не был бы возможен без поддержки ректора, Народного артиста Узбекистана Камолиддина Турдимуратовича Уринбаева. На церемонию награждения лауреатов съехались представители ведущих высших специальных музыкальных заведений мира – Италии, Бельгии, Франции, России, Китая, Вьетнама, Англии, Азербайджана, Узбекистана. В перерывах между прослушиваниями мне удалось побеседовать с членами жюри, в кулуарах конкурса поговорить со специалистами из разных стран. Так, выяснилось, что член жюри Франческо Чиполлетта (Италия) больше всего ценит умение создавать тонкие акустические образы и музыкальность. Сильное впечатление произвела на него девочка из Египта Сара Ахмад: «Меня тронула до глубины души ее трактовка ми минорного ноктюрна Шопена, эта незрячая девочка очень талантлива! Так же мне очень понравился ваш Никита Стеценко. К сожалению, неудачным оказалось выступление пианиста из Бельгии Александра Деклерко в третьем туре – он очень музыкален!». Илья Кондратьев профессор Королевской академии музыки (Англия) отвечая на вопрос как он оценивает статус конкурса в Фуджейре сказал: «статус конкурса определяется составом членов жюри – здесь все члены жюри концертирующие пианисты, лауреаты престижных международных конкурсов, представители сильнейших мировых фортепианных школ. К слову сказать, я как выпускник Московской консерватории наслышан об фортепианной школе Узбекистана и судя по вашим конкурсантам, школа действительно сильная. Хочу отметить работу вашего оркестра. Не всякий коллектив выдержит такую нагрузку – в течении одного дня они сыграли с разными солистами шесть(!) концертов! Они играли на конкурсе осознавая, что решается судьба солиста и они не имеют права его подвести, они блестящий коллектив в целом и, я думаю, каждый музыкант в частности». Наталья Трулль отметила игру Никиты Стеценко: «Он сильно вырос по сравнению с прошлым годом, у него рояль зазвучал. В прошлом году он показал великолепную технику и обученность, в этом году он поразил наполненностью художественной концепции. Думаю, если бы он чуть удачнее показал себя на втором туре, где нужно было исполнять полифонию, он бы мог потеснить Хадиджу Исрапель (лауреат второй премии). Мне отрадно видеть, какие сильные в Узбекистане музыканты, я сейчас говорю и про оркестр. К сожалению, нас раскидало по разным государствам, мы не знаем как обстоят дела в бывших республиках, но на конкурсе я искренне порадовалась за коллег из Узбекистана за их достижения, за то как развивается музыкальная культура». С Олегом Полянским мне довелось «встречаться» на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в 1998 году, напротив его фотографии в буклете у меня стоит пометка «поэтичное исполнение». Он так же любезно согласился ответить на вопрос, а что Вы можете сказать об узбекских музыкантах? - Вы привезли очень разных по подготовке и художественной наполненности ребят, но их объединяет одно, на мой взгляд важное качество – все необычайно музыкальны. Мне очень приятно и комфортно работать с вашим профессором Сайёрой Гафуровой – она профессиональный, чуткий и объективный специалист. О ее высоких гуманистических принципах говорит тот факт, что именно по ее инициативе была награждена слепая пианистка из Египта Сара Ахмад, Сайёра разглядела в ней талант! Мы присудили спецприз не из жалости к физическому недугу, это здесь совсем не причем. Девочка сильно волновалась, исполняя Моцарта но, когда она заиграла Шопена – это была трактовка какую я до этого момента не слышал. Играл не слепой ребенок, а человек с большим эмоциональным опытом, это правда. Но конкурс есть конкурс, Сара не прошла во второй тур по баллам. Тогда Сайёра предложила дать ей возможность выступить на втором туре и присудить спецприз, а мы единогласно поддержали эту инициативу. В качестве гостей конкурса я и проректор по науке и инновации, доцент, доктор философии по искусствоведению Феруза Мухамедова наблюдали за этим музыкальным праздником сначала через трансляцию в ютуб канале, а третий тур слушали в живую. Действительно, конкурс был очень высокого уровня. Уже этот, шестой ежегодный конкурс с большим призовым фондом имел широкую географию, в нем участвовали посланцы сильнейших музыкальных школ. Думается, на следующий год наши музыканты так же поедут и высоко поднимут знамя республики.
ШОЙИСТА ГАНИХАНОВА, доктор искусствоведения, профессор Государственной консерватории Узбекистана
| ![]() |
![]()
|