Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
03.05.2025 / 19:54:20
Успех молодого коллектива![]() 24 апреля в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт студенческого симфонического оркестра ГКУз. Прошедший в рамках цикла французской музыки. Вечер прошёл замечательно, оставив тёплые впечатления. Оркестр и солисты продемонстрировали достойный уровень исполнения, наполненный музыкальностью и вдохновением. Особого восхищения заслуживают молодые солисты, чья игра была выразительной, уверенной и по-настоящему впечатляющей. Ведущая концерта — заслуженный деятель искусства, опытный музыковед Гульзарова Инесса Сергеевна. Её комментарии стали важной частью концерта, рассказывая о программе, акцентируя внимание слушателей на уникальности каждого произведения, его характере и истории, помогая глубже понять суть услышанного. В программе прозвучала музыка Жоржа Бизе и Камиля Сен-Санса — признанных мастеров французского романтизма. Концерт открылся исполнением первой сюиты из «Арлезианка» Бизе. Под управлением дирижёра Улугбека Махмудова. «Арлезианка» - одно из самых известных и ярких оркестровых произведений французского романтизма. В ней композитор собрал наиболее выразительные эпизоды из своего сценического сопровождения к пьесе Альфонса Доде. Сюита состоит из четырёх частей, каждая из которых обладает своим характером, настроением и выразительными средствами. Первая часть — увертюра — звучит торжественно и драматично, задавая тон всему произведению. В последующих частях чередуются лирические и танцевальные эпизоды: звучат пасторальные мотивы, народные танцы, плавные кантилены и энергичные движения. Оркестр под руководством Улугбека Махмудова блестяще справился с этим многослойным произведением. Точно передав его эмоциональную разнообразие и французский колорит. Несмотря на молодой возраст участников, исполнение отличалось зрелостью, внимательностью к деталям и искренним погружением в музыку. Вторым номером программы стало яркое выступление скрипачки Евы Новиковой, лауреата международных конкурсов и учащейся 10 класса Республиканской специализированной музыкальной школы имени В. Успенского. Она исполнила «Интродукцию и рондо каприччиозо» Камиля Сен-Санса. Выдающийся французский композитор, пианист, органист и дирижёр XIX века, представитель позднего романтизма. Сен-Санс писал музыку во всех жанрах – от опер и симфоний до виртуозных концертов и камерных произведений. «Интродукция и рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром – одно из самых известных и популярных его сочинений. Произведение было написано в 1863 году для знаменитого скрипача Пабло де Сарасате. Премьера состоялась 4 апреля 1867 г. в Париже. Партию скрипки исполнил Пабло де Сарасате. Было сделано несколько аранжировок партитуры, в том числе для скрипки и фортепиано Жоржа Бизе, фортепианного дуэта Жака Дюрана и для двух фортепиано Клода Дебюсси. Пьеса открывается вступлением. Мелодия из лирического, почти мечтательного переходит в стремительное рондо. Оркестр поддерживает скрипку аккордами, а солист исполняет виртуозные арпеджио и хроматические пассажи. Юная солистка сумела за короткое время захватить внимание публики и удерживать его до последнего аккорда. Примечательно, что в других номерах концерта она также принимала участие в составе оркестра. Заключительным аккордом вечера стало выступление виолончелиста Турсунали Тошботирова, студента 4 курса Государственной консерватории Узбекистана и лауреата международных конкурсов. Он исполнил Концерт для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса. Это произведение было написано для французского виолончелиста, исполнителя на виоле да гамба и мастера по изготовлению инструментов Огюста Толбека. Семья Толбека принадлежала к выдающейся семье музыкантов, тесно связанных с обществом ведущих концертов во Франции. Концерт был впервые исполнен 19 января 1873 года на концерте в Парижской консерватории с Толбеком в качестве солиста. Многие композиторы, в том числе Шостакович, Рахманинов, Дональд Фрэнсис Тови, считали этот концерт величайшим из всех концертов для виолончели. Структура концерта необычна для своего времени. То есть К. Сен-Санс нарушил нормы традиции при написании концерта. Вместо обычной трёхчастной формы, он структурировал произведение как одну непрерывную часть, состоящую из трех разделов. Концерт начинается необычно. Вместо традиционного оркестрового вступления произведения начинается с одного короткого аккорда, взятого оркестром. Затем вступает виолончель, играя тему с первых тактов. Первый раздел более энергичный и драматичный. Контраст ему составляет второй раздел, напоминающий менуэт. Третий раздел – это возвращение к первоначальному материалу из первого части. Композитор вводит две новые темы, а также включает повторение темы. Солист Турсунали Тошботиров исполнил свою партии на высоком уровне, удостоившись громких и непрекращающихся аплодисментов слушателей. Нельзя не упомянуть огромные заслуги оркестра, сыгравшего ключевую роль в успехе всего вечера. Это коллектив настоящих, юных, но талантливых исполнителей, которые с вдохновением подошли к своей работе. Особого признания заслуживает руководитель и дирижёр оркестра — Улугбек Махмудов. Именно под его чутким руководством и благодаря преданности своему делу оркестр смог достичь такого высокого уровня исполнения. Концерт прошел на ура, зрители остались в полном восторге. Ключевую роль в успехе молодых солистов и оркестра сыграли их преподаватели, которые помогли им достичь высокого уровня мастерства. Педагоги находились в зале среди зрителей, искренне поддерживая своих учеников. Поздравляем оркестр с прекрасным выступлением и с нетерпением ждём их новых ярких концертных появлений! Шахзода Абдусаидова, студентка ГКУз.
| ![]() |
![]()
|