Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
22.05.2025 / 12:06:55
Героизм и лиризм в музыке Рустама Абдуллаева![]() Рустам Абдуллаев является одним из самых ярких представителей узбекской музыки нашего времени и ведущим композитором страны. Сегодня это заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат Государственной премии, обладатель международных сертификатов, председатель Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, профессор Государственной консерватории Узбекистана. По мнению его дочери, известной пианистки Элнуры Мирзакамаловой, Рустам Абдуллаев живёт и дышит музыкой. Он как творческая личность и как общественный деятель служит его Величеству музыке и как исконный знаток народной музыки и национальной культуры дарит миру новые сочинения. Со своими произведениями композитор гастролировал в Республику Корея, Японию, Китай, Египет, Таиланд, Вьетнам, Турцию, Германию, Швецию, Польшу, в страны СНГ. Наш разговор с заслуженным деятелем искусств РУз Рустамом Абдуллаевичем Абдуллаевым состоялся в Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана накануне празднования 80-летия Победы над фашизмом – 08.05.25 и моим первым вопросом было, что значит для выдающегося узбекского композитора современности дата - 9 мая? - День Победы - это вечный праздник. Наши узбекские композиторы – Сулейман Юдаков, Мухтар Ашрафи, Мутал Бурханов и я в их числе написали много произведений, посвящённых теме войны, Победы и мира. У меня есть песня: «Сын! Никогда не будет войны!» для голоса с оркестром. У меня есть песня для тамбура и отдельная песня для рояля с оркестром «Элегия», выражающая все страдания и боль переживших войну людей. Сохранился клип на эту песню, в своё время показанный на Республиканском телевидении, где я сам играю на рояле в сопровождении симфонического оркестра. Моя элегия заканчивается в мажорных тонах, когда души погибших уходят в небесную высь и там сливаются с вечностью, олицетворяя бессмертие души и народную память о героях войны, защищавших свободу и счастливую жизнь под мирным небом в наши дни. У меня пять опер и два балета. В балетном спектакле «Поклонись солнцу» главную партию танцевала знаменитая Бернара Кариева.
В преддверии 90-летия выдающейся балерины, педагога и хореографа, народной артистки СССР, лауреата государственных премий Бернары Кариевой в ГАБТе 18.05.25 состоялся вечер балета (режиссёр-постановщик А.Е. Слоним). Она исполнила главные партии в таких шедеврах, как «Анна Каренина», «Бахчисарайский фонтан», «Сухайль и Мехри», «Дон Жуан», «Лебединое озеро» и многих других. Её имя стало символом мастерства и вдохновения. Её талант и преданность искусству оставили неизгладимый след в сердцах зрителей и учеников. Во время Великой Отечественной войны перед деятелями искусства стояла задача, заключающаяся в подготовке нового военно-патриотического репертуара, организации концертных бригад. В этом свете перестраивали свою деятельность и театры. Было написано немало одноактных и двухактных пьес, музыкальных драм. Так, в 1942 году Узбекский государственный театр оперы и балета осуществил постановку музыкальной драмы «Меч Узбекистана». В качестве либреттистов выступили Н. Погодин, Уйгун и Хамид Алимджан, музыку написали Т. Садыков, М. Бурханов, С. Вайнберг, Т. Джалилов, Н. Хасанов и А. Клумов. В августе 1944 года Георгием Мушелем и Юнусом Раджаби на сцене Янгиюльского музыкального театра была представлена музыкальная драма «Муканна» по одноименной пьесе Хамида Алимджана. Кроме того, его произведение «Айгуль и Бахтиёр» стало основой для Второй симфонии Мирсадыка Таджиева. И даже сегодня на тексты его стихотворений создаются и широко исполняются произведения эстрадного жанра, поскольку всем известно, что залогом хорошей песни, трогающей сердца, является, прежде всего, поэтический текст, лежащий в её основе. - Я также много в своё время работал на стихи Зульфии и Хамида Алимджана. Когда Зульфия слушала эти мои сочинения – она опускала глаза и прятала свои слёзы от посторонних глаз. Председатель Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, заслуженный деятель искусств республики, профессор Рустам Абдуллаев представил Хамида Алимджана как в опере «Садокат» («Верность»), так и в вокальном цикле «Весна пришла…» на стихи Зульфии. Образ поэта нашёл своё развитие в музыкально-поэтическом цикле «Хижрон» («Разлука»). Музыкально-поэтический цикл «Разлука» на стихи Зульфии занял первое место на Международном фестивале в Москве. «Его часто исполняли во многих странах мира и в настоящее время к нему обращаются молодые вокалистки ГКУз на концертах, различных музыкальных вечерах и выпускных экзаменах», – вспоминает Рустам Абдуллаев. Великое наследие нашего земляка Хамида Алимджана имеет непосредственное отношение к музыкальной жизни Узбекистана. К нему неоднократно обращались композиторы разных поколений. Несмотря на то, что поэт прожил неполных 35 лет, он оставил внушительное творческое наследие: им было написано свыше 230 отдельных произведений, из которых более 140 – поэтических и 64 – литературоведческих. Множество из них послужило основой для создания музыкальных опусов. Образ самого поэта также можно увидеть и в некоторых музыкальных произведениях. Например, Рустам Абдуллаев представил Хамида Алимджана как в опере «Садокат» («Верность»), так и в вокальном цикле «Весна пришла…» на стихи Зульфии. Композитор в беседе со мной признался, что создал этот образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения… Его музыкальные эпосы прославляют любовь во всех её аспектах: это взаимная любовь мужчины и женщины и это, в целом, любовь к жизни, Отечеству, родной земле. Композитор убеждён, что человека держит на земле Любовь, об этом ещё Пушкин сказал: «Одной любви музыка уступает, / но и любовь – мелодия…» - Я, вообще, всегда нахожусь в состоянии влюблённости, - признаётся Рустам-ака. – Это чувство помогает мне творить новые произведения. В ходе беседы Рустам Абдуллаевич охотно рассказал о том, что его сочинения часто звучат в репертуаре ГАБТ им. А. Навои, например, опера «Садокат» шла с аншлагом более 300 раз на сцене нашего Большого театра. Любители классической музыки отслеживают сочинения общечеловеческого характера известного композитора в афишах Большого зала Государственной консерватории Узбекистана, ведь «мир чувств не имеет границ, и только музыка способна передать его без перевода». - Я учился с девяти лет играть на рубабе, дойре, танбуре, хиджаке и других национальных инструментах и пел народные узбекские песни, так что с детства хорошо знал душу узбекской национальной музыки. Подростком в 11-13 лет я уже играл в Народном театре в моём родном городе Хиве. Потом поехал в Ташкент и поступил в Музыкальное училище имени Хамзы. В 20 иностранных государствах я играл фортепианные концерты. Пять фортепианных концертов и несколько симфонических произведений успешно были представлены в моём исполнении в Республике Корея, Таиланде, России, Казахстане и многих других странах. Есть идеи, которые могут воплотить только классические инструменты – симфонический оркестр может воссоздать возвышенные человеческие идеи, заложенные в творениях русских и европейских композиторов, таких как Чайковский, Шостакович, Верди, Бизе. Ансамбли народных инструментов ближе к народу. Я прошёл все этапы освоения разных инструментов. Их очень точно охарактеризовал известный певец, заслуженный артист Узбекистана, мой тёзка Рустам Абдуллаев: «Рубаб – это струнный инструмент с мягким бархатистым звуком... Танбур с его глубоким и тягучим звучанием, в свою очередь, создаёт основу для медитативных и философских размышлений, а дойра – традиционный ударный инструмент, который добавляет мелодии динамику и энергию»[1]. Моя нынешняя задача – выразить себя и свои идеи, волнующие меня сегодня, как через национальную, так и симфоническую музыку. За последние годы композитор завершил Песню для рояля с оркестром «Хижрон» («Разлука»), послужившей прелюдией к опере «Садокат» («Верность»): её уже исполняли во многих странах мира. Маэстро думает, как лучшим образом донести до слушателей «Концерт для фагота» и «Концерт-фантазию» для трубы с оркестром, премьера которого состоялась в Москве (солист – выдающийся трубач М. Мухитдинов). Одно из самых трогательных камерных произведений композитора – «Прерванная песня» в пяти частях для фортепиано. Она посвящена памяти безвременно ушедшей 19-летней вокалистки Ширин Абдуллаевой. В настоящее время с аншлагом в ГАБТ имени А. Навои идёт монументальный балет в сопровождении оркестра «Жалолиддин Мангуберди». Он посвящён борьбе национального героя за свободу своего народа. В настоящее время мастера волнует, как и кто наилучшим образом сможет осуществить постановку его симфонических фантазий, воплощённых в хореографической сюите для солиста, хора, хореографического ансамбля и симфонического оркестра - “Легенде о Лязги”. «В мире известны девять вариаций «Лязги», - поясняет композитор Рустам Абдуллаев. - В ГАБТе имени А. Навои представлены три вида древнего хорезмийского танца. У меня есть семь его музыкальных вариаций. Эти произведения композитора, основанные на народных мелодиях хорезмского региона, особенно близкого ему по духу, завораживают слушателя ярким всплеском эмоций. Автор «Лязги» стремится приблизить звучание рояля к тембрам узбекских народных инструментов. В музыке «Лязги» удивительно гармонично сочетаются стремительный динамизм, проникновенная лирика, задорный юмор и темперамент творца, готового самому сорваться и идти в пляс. Это уникальное произведение ждёт своего счастливого часа воплощения на театральной сцене у нас или за рубежом, ведь у искусства нет границ и нет предела совершенству.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
| ![]() |
![]()
|