Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
14.05.2025 / 10:16:02
ВОЗВРАЩАЯСЬ К 30 АПРЕЛЯ: об авторском концерте "Энергия Пространства" композитора Игоря Пинхасова![]() На нечто новое – услышанное, увиденное, узнанное – не хочется откликаться сразу, сиюминутно. Чтобы записать свои впечатления о концерте в органном зале 30 апреля, я все-таки решила сначала послушать реальные звуки космоса, почитать музыковедов о крутых поворотах теории музыки ХХ и ХХI веков, прислушаться к тревожному звучанию мира и новых нормативах мышления. Думаю, совершенно нормально, что мы еще не раз будем возвращаться к своим впечатлениям от Энергии Пространства Игоря Пинхасова. Почему до сих пор во всем мире слушают классиков XIX века? Физиологи нам рассказывают, что музыка Моцарта лечебна, потому что резонирует с естественными колебаниями организма человека. Наша интуиция нацелена на поиски гармонии звуков. Даже печаль и скорбь не выражались диссонансами секунд. Тихий плач, разрывающий ребра груди, то место, где, видимо, живет живая душа, рождался такой музыкой, с последними звуками которой «не убий, не укради» заливалось в организм сильнейшим лекарственным средством. ХХ век принес в историю человечества хаос. Удивление, восторг, ужас – вот эмоции познания замысловатой жизни кварков. Какую пучину испуга точат в сердце обывателя термины «Темная материя», «Черная дыра», озеро Забвения на обратной стороне Луны? А войны? Вечером можно побрататься, выстрелить шампанским, как это случилось на Рождество на Западном фронте Первой мировой войны в 1914 году, а утром снова прицеливаться друг в друга из окопа. На хаос или, как принято сейчас говорить, турбулентность понятий и верований, стирание грани между хорошо и плохо или, по крайней мере, признание их неоднозначности, музыка ответила эмансипацией диссонанса. Как говорят музыковеды, это новая слуховая ситуация современной музыки. Если ранее диссонанс всегда преображался в гармоничное созвучие, то современный слух считает диссонансы нормой нашего времени. Но не нам, слушателям, разбираться в алгебре гармонии. Что мы слышим? На что откликается сердце? Диссонанс – это носитель раздражения, беспокойства, отсутствие логической опоры и покоя. Но разве не это основные мотивы современности? И разве мы не хотим, чтобы композитор разделил с нами нашу озабоченность, наши вопросы, нашу боль. Художник не ответит на вопросы. Но главное, что мы хотим от искусства, – почувствовать себя не одинокими, понять и поверить, что вместе мы справимся. В органном зале Государственной консерватории Узбекистана 30 апреля прозвучала мировая премьера Игоря Пинхасова Энергия Пространства. Четыре части взволнованных звуков необычного сочетания органа, рояля, синтезатора и струнного оркестра. Не прячась за лирикой слов, композитор назвал действия Вибрация, Импульсы, Безмолвие, напрямую подсказывая, что слушать будет напряженно и нелегко. Бесконечность Пространства, осознанная человечеством, потрясает нас тонким вибрированием и громогласным безмолвием. Не дело композитора оправдываться и объяснять словами свое создание. Острое реагирование, ощущение окружающей действительности, присущее настоящему художнику, заставляет описывать мир скрежетом, после которого вернуться домой и тихо заснуть невозможно. Четвертая часть Энергии Пространства вдруг разливается гармонией. Хочется воскликнуть: «Наконец! Спасибо. Конечно - это наша Планета Земля». Но нет! Земля вовсе не заботится о нас больше, чем о каждой бабочке и каждой черепахе. Мы вместе с органом и звуками скрипок можем воскликнуть: «Как прекрасно!», но это всего лишь наш человеческий взгляд, а все живые на Земле видят тайгу не обязательно зеленой, закат - не ярко-золотистым, океан - не пенно-синим. Очень символично, что в Энергии Пространства Игорь Пинхасов сам исполнил партию синтезатора, послушно следуя указаниям дирижера. Композитор стал не сочинителем на пьедестале, а как бы соавтором вместе со всеми исполнителями и слушателями этого действа, мировой премьеры в Ташкенте Энергии Пространства. Как хорошо задумано, что в этом же концерте прозвучала другая премьера – The Way. Совершенно понятная, динамичная музыка дороги, кажется, даже созвучная другим музыкальным путям-дорогам то ли My Way Фрэнка Синатра, то ли Дороге Любэ. А может быть, мне, слушателю хочется и в новом услышать давно знакомое. Кажется, совсем недавно мы присутствовали так же на премьере Nikola Tesla. Очень верное решение - вставить в концертную программу произведение, давно понравившееся публике. А я не устаю удивляться широте интересов композитора Игоря Пинхасова. Ташкент – удивительное место. Мы принимаем, вслушиваемся во все интересное в мире. 30 апреля одновременно была мировая премьера в органном зале, в большом зале Консерватории заканчивался фестиваль французской музыки, а на открытой площадке дворца Форумов начинался фестиваль джазовый. В 2018 году перед началом исполнения оратории «Страсти по Матфею» ведущая концерта Инесса Гульзарова сказала: - После нас должна остаться и такая музыка. Даже если её варианты других авторов уже не раз звучали. Это и есть Парадоксы времени (для синтезатора, гобоя, рояля и струнного оркестра), очень вовремя и к месту прозвучавшие 30 апреля. Время как никогда заставляет выбирать: дороги, привязанности, впечатления. Одно из первых произведений электронной музыки, ставшее широко известным, - звуковая картина атмосферы планеты Солярис. В фильме Тарковского звучит переложение Эдуарда Артемьева для фотоэлектронного оптического синтезатора фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха. Произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)». В этой электронной музыке еще слышится поиск гармонии. Щемящее чувство сострадания почти заплаканным глазам Баниониса – это далеко не в последнюю очередь работа композитора. Тарковский пояснял идею своего фильма так: «Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень». После создания «Соляриса» прошло 50 лет. Познание поднялось не на одну, а на не поддающееся подсчету число ступеней, а нравственность недоуменно разводит руками, не понимая, куда ставить поднятую ногу. Музыка нашего мгновения не может не ответить этой дисгармонии своими методами и своими методами просит и призывает нас стать в тысячу раз умнее, в тысячу раз осмотрительней. Где бы мы ни жили – в своем доме или на 15-м этаже высотки, где бы мы ни пили чай – в чайхане на айване или на своей кухне, – мы живем в Ташкенте, где Игорь Пинхасов создает именно такую музыку.
Ангелина Однолько
| ![]() |
![]()
|