Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.05.2025 / 10:16:02

ВОЗВРАЩАЯСЬ К 30 АПРЕЛЯ: об авторском концерте "Энергия Пространства" композитора Игоря Пинхасова


На нечто новое – услышанное, увиденное, узнанное – не хочется откликаться сразу, сиюминутно. Чтобы записать свои впечатления о концерте в органном зале 30 апреля, я все-таки решила сначала послушать реальные звуки космоса, почитать музыковедов о крутых поворотах теории музыки ХХ и ХХI веков, прислушаться к тревожному звучанию мира и новых нормативах мышления. Думаю, совершенно нормально, что мы еще не раз будем возвращаться к своим впечатлениям от Энергии Пространства Игоря Пинхасова. 

    Почему до сих пор во всем мире слушают классиков XIX века? Физиологи нам рассказывают, что музыка Моцарта лечебна, потому что резонирует с естественными колебаниями организма человека. Наша интуиция нацелена на поиски гармонии звуков.  Даже печаль и скорбь не выражались диссонансами секунд. Тихий плач, разрывающий ребра груди, то место, где, видимо, живет живая душа, рождался такой музыкой, с последними звуками которой «не убий, не укради» заливалось в организм  сильнейшим лекарственным средством.

    ХХ век принес в историю человечества хаос. Удивление, восторг, ужас – вот эмоции познания замысловатой жизни кварков. Какую пучину испуга точат в сердце обывателя термины «Темная материя», «Черная дыра», озеро Забвения на обратной стороне Луны?

   А войны? Вечером можно побрататься, выстрелить шампанским, как это случилось на Рождество на Западном фронте Первой мировой войны в 1914 году, а утром снова прицеливаться друг в друга из окопа.

    На хаос или, как принято сейчас говорить, турбулентность понятий и верований, стирание грани между хорошо и плохо или, по крайней мере, признание их неоднозначности, музыка ответила эмансипацией диссонанса. Как говорят музыковеды, это новая слуховая ситуация современной музыки. Если ранее диссонанс всегда преображался в гармоничное созвучие, то современный слух считает диссонансы нормой нашего времени.

    Но не нам, слушателям, разбираться в алгебре гармонии. Что мы слышим? На что откликается сердце?  Диссонанс – это носитель раздражения, беспокойства, отсутствие логической опоры и покоя. Но разве не это основные мотивы современности? И разве мы не хотим, чтобы композитор разделил с нами нашу озабоченность, наши вопросы, нашу боль. Художник не ответит на вопросы. Но главное, что мы хотим от искусства, – почувствовать себя не одинокими, понять и поверить, что вместе мы справимся.

    В органном зале Государственной консерватории Узбекистана 30 апреля прозвучала мировая премьера Игоря Пинхасова Энергия Пространства. Четыре части взволнованных звуков необычного сочетания органа, рояля, синтезатора и струнного оркестра. Не прячась за лирикой слов, композитор назвал действия Вибрация, Импульсы, Безмолвие, напрямую подсказывая, что слушать будет напряженно и нелегко.

    Бесконечность Пространства, осознанная человечеством, потрясает нас тонким вибрированием и громогласным безмолвием. Не дело композитора оправдываться и объяснять словами свое создание. Острое реагирование, ощущение окружающей действительности, присущее настоящему художнику, заставляет описывать мир скрежетом, после которого вернуться домой и тихо заснуть невозможно.

   Четвертая часть Энергии Пространства вдруг разливается гармонией. Хочется воскликнуть:  «Наконец! Спасибо. Конечно - это наша Планета Земля». Но нет! Земля вовсе не заботится о нас больше, чем о каждой бабочке и каждой черепахе. Мы вместе с органом и звуками скрипок можем воскликнуть: «Как прекрасно!», но это всего лишь наш человеческий взгляд, а все живые на Земле видят тайгу не обязательно зеленой, закат - не ярко-золотистым, океан - не пенно-синим.

    Очень символично, что в Энергии Пространства Игорь Пинхасов сам исполнил партию синтезатора, послушно следуя указаниям дирижера. Композитор стал не сочинителем на пьедестале, а как бы соавтором вместе со всеми исполнителями и слушателями этого действа, мировой премьеры в Ташкенте Энергии Пространства.

    Как хорошо задумано, что в этом же концерте прозвучала другая премьера – The Way. Совершенно понятная, динамичная музыка дороги, кажется, даже созвучная другим музыкальным путям-дорогам то ли My Way Фрэнка Синатра, то ли Дороге Любэ. А может быть, мне, слушателю хочется и в новом услышать давно знакомое.

   Кажется, совсем недавно мы присутствовали так же на премьере Nikola Tesla. Очень верное решение - вставить в концертную программу произведение, давно понравившееся публике. А я не устаю удивляться широте интересов композитора Игоря Пинхасова.

   Ташкент – удивительное место. Мы принимаем, вслушиваемся во все интересное в мире. 30 апреля одновременно была мировая премьера в органном зале, в большом зале Консерватории заканчивался фестиваль французской музыки, а на открытой площадке дворца Форумов начинался фестиваль джазовый. В 2018 году перед началом исполнения оратории «Страсти по Матфею» ведущая концерта Инесса Гульзарова сказала:

   - После нас должна остаться и такая музыка. Даже если её варианты других авторов уже не раз звучали.

    Это и есть Парадоксы времени (для синтезатора, гобоя, рояля и струнного оркестра), очень вовремя и к месту прозвучавшие 30 апреля. Время как никогда заставляет выбирать: дороги, привязанности, впечатления.

    Одно из первых произведений электронной музыки, ставшее широко известным, - звуковая картина атмосферы планеты Солярис. В фильме Тарковского звучит переложение Эдуарда Артемьева для  фотоэлектронного оптического синтезатора фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха. Произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)». В этой электронной музыке еще слышится поиск гармонии. Щемящее чувство сострадания почти заплаканным глазам Баниониса – это далеко не в последнюю очередь работа композитора.

    Тарковский пояснял идею своего фильма так: «Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень». После создания «Соляриса» прошло 50 лет. Познание поднялось не на одну, а на не поддающееся подсчету число ступеней, а нравственность недоуменно разводит руками, не понимая, куда ставить поднятую ногу. Музыка нашего мгновения не может не ответить этой дисгармонии своими методами и своими методами просит и призывает нас стать в тысячу раз умнее, в тысячу раз осмотрительней.  

   Где бы мы ни жили – в своем доме или на 15-м этаже высотки, где бы мы ни пили чай – в чайхане на айване или на своей кухне, – мы живем в Ташкенте, где Игорь Пинхасов создает именно такую музыку.

 

Ангелина Однолько





Другие материалы рубрики

13.05.2025 / 16:33:33

Мелодии весны: концерт молодых голосов профессора Мухамедовой

В Органном зале Государственной консерватории состоялся концерт "Весны чарующие звуки", ознаменовавший собой демонстрацию вокального мастерства молодых талантов – воспитанников профессора кафедры академического пения и оперной подготовки Галины Иминовны Мухамедовой Далее...

13.05.2025 / 12:06:45

11 мая на сцене Дворце международных форумов "Узбекистон" состоялось триумфальное выступление оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса

На концерте прозвучали Пятая симфония Петра Чайковского и "Четыре последние песни" для сопрано и симфонического оркестра Рихарда Штрауса Далее...

12.05.2025 / 14:22:35

Ярким украшением программы Международного фестиваля джаза в Ташкенте стал концерт знаменитого американского трубача, обладателя премии Grammy Криса Ботти и его ансамбля

Этот музыкальный форум проводится Фондом развития культуры и искусства Узбекистана при поддержке ЮНЕСКО Далее...

09.05.2025 / 18:20:48

"Голоса юных музыкантов" на исторической сцене

6 мая на сцене Большого зала Республиканской Специализированной музыкальной школы имени В.А. Успенского прошёл концерт под символичным названием "Голоса юных музыкантов", посвящённый 85-летию этого выдающегося учебного заведения, сыгравшего огромную роль в становлении и развитии многих поколений профессиональных музыкантов Узбекистана Далее...

09.05.2025 / 18:18:09

Юные пианисты Ферузы Мухамедовой

В концертном зале имени Муталя Бурханова Государственной консерватории Узбекистана прошёл концерт фортепианной музыки Далее...





12.05.2025 / 14:14:08
Академия Художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок открыли в Центральном выставочном зале Академии Республиканскую ретроспективную художественно документальную выставку "Художники Узбекистана о войне"
 
06.05.2025 / 10:17:04
Рустам Базаров. "Жизнь, как она есть"
 


06.05.2025 / 10:12:45
На сцене ГАБТ им. А. Навои состоялся незабываемый гала-вечер "Па-де-де" с участием прима-балерины Большого театра России Светланы Захаровой и знаменитого скрипача Вадима Репина, который еще и дирижировал когда это было необходимо
 
05.05.2025 / 11:21:47
Муми-тролль в Eco Cafe: как комета принесла тепло
 


08.05.2025 / 18:47:17
ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА "ТАЙМЕТОВ. ВЕСТНИК ПОБЕДЫ"
 
07.05.2025 / 11:16:18
Прошел первый показ документальных фильмов "Лица Победы" — совместного проекта Международного информационного агентства Sputnik Узбекистан и Русского дома в Ташкенте
 


12.05.2025 / 14:21:26
Несколько дней назад в Милане состоялась презентация книги итальянского автора Giulio Ravizza об Игоре Савицком
 
06.05.2025 / 16:14:15
Фестиваль международного журнала Интерпоэзии в Ташкенте
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2025 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте