| Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
|
|
23.12.2025 / 10:07:49
Посвящение Людвигу ван Бетховену: к 255-летию со дня рождения![]() 16 декабря – день, отмеченный в календаре музыке золотыми буквами. В этот день 255 лет назад родился Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор, титан, перевернувший представление о музыке, творчество которого стало мостом, между классицизмом и романтизмом, символом несгибаемой воли и глубочайшей человечности. Он был ключевой фигурой классической музыки. Именно в эту знаковую дату, в рамках празднования 90-летия Государственной консерватории Узбекистана, в зале Союза композиторов и бастакоров Узбекистана состоялся концерт студентов класса профессора кафедры специального фортепиано Наргиз Шамильевны Полатхановой. Этот фортепианный вечер стал не просто академическим выступлением, а живым и трепетным диалогом нового поколения узбекистанских пианистов с вечным гением. Программа концерта была выстроена не хронологически, а скорее драматургически, что позволило продемонстрировать многогранность бетховенского наследия – от изящных классических ранних опусов до философской глубины позднего периода. Таким образом, слушателям удалось совершить путешествие по внутреннему миру композитора, а исполнителям – раскрыть разные грани своего мастерства. Фортепианный вечер открыл лауреат международных конкурсов – Азизбек Максудов. В его исполнении прозвучали Шесть вариаций на оригинальную тему F-Dur op.34. Пианисту удалось подчеркнуть контрастность каждой вариации, сохранив при этот внутреннюю целостность произведения. Его игра отличалась четкостью фактуры, отточенной техникой, глубокой эмоциональностью, что задало хороший старт всему концерту. Программу продолжила Соната №4 Es-Dur op.7, которую исполнила лауреат международных конкурсов Назима Абдураззакова. Это сочинение, нередко называемое «большой сонатой», относится к раннему периоду творчества композитора требующее виртуозности и глубокого понимания формы. Абдураззакова блестяще справилась с виртуозным размахом и драматическими контрастами. Лиризм медленной части был передан с внутренней сосредоточенностью, тогда как финал отличался энергией и ясностью ритмического рисунка. Ярким драматургическим акцентом концерта стало Рондо-каприччио «Ярость по поводу потерянного гроша» op. 129 в исполнении лауреата международных конкурсов Оминабону Шукириллаевой. Это произведение, насыщенное юмористическим началом требует от пианиста виртуозности, точного чувства темпа и умения передать характерную бетховенскую иронию. Исполнение Оминабону отличалось живописью, технической свободой и убедительной передачей образной сферы сочинения, вызвав живой отклик у слушателей.
После огненной вспышки наступила глубокая, сердечная лирика. Прозвучала Соната №26 Es-Dur op. 81а («Прощание») в исполнении лауреата международных конкурсов Ясмин Якубовой. Это программная соната наполнена конкретными эмоциями. Якубовой удалось подчеркнуть идейно-образный контраст между частями, раскрыв как драму расставания, так ожидания и возвращения. Ее игра отличилась певучестью звука, вниманием к мелодической линии и эмоциональной глубиной. Особое место в монографическом Фортепианном вечере заняли бетховенские миниатюры Семь багателей ор.33, к которым обратилась Мария Вахрушева. Эти небольшие пьесы – словно альбом мгновенных зарисовок, каждая из которых со своим характером. Пианистка продемонстрировала тонкое понимание жанра. Ее исполнение отличалось изяществом и вниманием к деталям. Вахрушевой удалось показать, что даже в малой форме Бетховен гениален. Завершала фортепианный вечер Соната №31 As-Dur, op. 110 в прочтении лауреата международных конкурсов Лемары Абляевой. Этот запредельной духовной глубины сонатный опус один из вершинных в творчестве позднего Бетховена, где отчаяние, скорбь и страдание преодолеваются могучей волей к жизни и светлой, почти неземной фугой. Интерпретация Лемары Абляевой отличалась философской глубиной и стремлением к постижению внутреннего смысла сочинения. Это было не просто исполнение, а проживание музыки, оставившее у слушателей чувство причастности к великому таинству.
В целом концерт класса профессора Наргиз Шамильевны Полатхановой продемонстрировал высокий уровень исполнительской и педагогической школы. Все студенты показали хорошую техническую подготовку, правильное осознание содержания и формы музыкальных произведений великого Бетховена. В этом, безусловно, большая заслуга профессора Полатхановой, воспитанники которой наглядно продемонстрировали систему ее педагогических принципов: безупречную школу, бережное отношение к авторскому тексту, развитие индивидуальности ученика и главное, воспитание не просто пианистов, а мыслящих музыкантов, способных к диалогу с великой музыкой. Концерт «Приношение Людвигу ван Бетховену» в день 255-летия композитора прошел на одном дыхании: доставив удовольствие слушательской аудитории, он стал довольно значимым событием в музыкальной жизни Ташкента. Айше Неметулаева, студентка 1 курса магистратуры Государственной консерватории Узбекистана
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

















