Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.12.2019 / 20:14:40
105 лет со дня рождения Маруфа Хакимовича ХакимоваДВА РАССКАЗА МАРУФА ХАКИМОВИЧА ХАКИМОВА 60-80-е годы – это «золотое время «Узбекфильма». Создавались великолепные картины, которые вошли в «Золотой фонд» советского и мирового кино. Появлялись имена молодых режиссёров, сценаристов, операторов, художников, отлично и слаженно работал коллектив студийного ред. совета. Редакция была своеобразным мозгом киностудии. Именно здесь высококлассные специалисты отбирали киносценарии для постановки будущих фильмов. И во главе редакции стоял удивительный человек Маруф Хакимович Хакимов. Он относился к тому поколению, которое можно назвать первооткрывателем, пионером, людей, совершивших прорыв, - в экономике, науке, промышленности, в сельском хозяйстве, культуре и искусстве. Маруф Хакимович был ярким представителем узбекской интеллигенции. Он прожил интересную насыщенную жизнь. Он сам писал, был журналистом, прошел войну и мог выявить по-настоящему талантливое произведение. Я не помню, чтобы на довольно бурных редсоветах, он когда-либо повышал голос. Он тонко руководил процессом, внимательно выслушивая мнение и замечания членов нашей редакции. В конце он подводил итоги обсуждения, выделяя главное, что может поднять уровень сценария, сделать его интереснее, глубже. Он пользовался огромным уважением среди кинематографистов. Я в то время был рядовым редактором и занимался «самотёком». Надо было отбирать непрофессиональные, часто графоманские сценарии и писать авторам вежливые отказы. Это была не очень благодарная работа, потому что именно в адрес подписанта неслись угрозы и обещания обратиться в вышестоящие инстанции, «вплоть до прокуратуры!». Я не общался очень тесно с главным редактором. Этого требовала субординация. Маруф Хакимов Из воспоминаний дочери Лолы Маруфовны Хакимовой об отце: «Мой отец был очень добрым, великодушным, щедрым и необыкновенно тонким человеком, но вместе с тем очень закрытой и легко ранимой личностью. В 1934 году он поступил на сценарный факультет ВГИКа. В 1936 году были арестованы его отец Хакимжон и дядя Олимжон Саркаровы. Папа ушёл с 3 курса, не дожидаясь исключения по политическим мотивам. Участие в боевых действиях для него началось летом 1942 года в окопах Сталинграда, куда он был направлен после окончания шестимесячных курсов Ташкентского военного общевойскового командного училища в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Сталинское знамя» и в звании младшего лейтенанта артиллерийских войск. Войну он закончил старшим лейтенантом». Однажды, неожиданно для меня в мой кабинет вошел Маруф Хакимович. Поинтересовался чем я занимаюсь. И вдруг, к моему удивлению, он пригласил меня в наш буфет. Кроме хорошей столовой, здесь был студийный буфет, который пользовался большой популярностью. Это был своеобразный клуб, где можно было за чашкой чая (или с чем-то покрепче…) обговорить какие-то события, поделиться планами. У буфетчицы Розы всегда была хорошая закуска, напитки, в том числе и спиртные. Мы с Маруфом Хакимовичем присели за крайний столик. Подошла Роза, и снова Маруф Хакимович удивил меня. Он заказал коньяк (!) и соответствующую закуску. Сначала мы говорили на общие темы. Он спрашивал меня о моих планах, задумках. Моё имя он всегда произносил с уважительной приставкой «хон». Он хорошо знал моего покойного отца Ильхома Исхакова и тогда, ещё в то время живую, маму - Хабибу Зияхонову. Мы выпили по рюмочке хорошего армянского коньяка, и он попросил Розу принести ещё. Он стал рассказывать о себе, о своём детстве, юности. Говорил он горячо, эмоционально, стараясь не пропустить подробностей. Я только слушал. Вот его первый рассказ, каким я его запомнил… Маруф Хакимов второй слева в однополчанами. 1944 год, весна … Лейтенант Маруф Хакимович Хакимов, присутствовал на вокзале в качестве переводчика и военкора. Был свидетелем в сложнейшей операции по депортации крымских татар 18—20 мая 1944 года. Он рассказывал какой ужас и кошмар пережил в эти дни. Симферопольский вокзал был настоящим адом. Солдаты с обнажёнными штыками, злые крики офицеров, плач детей, рыдания женщин накладывались на гудки паровозов. Людей с силой заталкивали в товарные вагоны для перевозки скота. Один за другим уходили составы. Маруф Хакимович со слезами на глазах говорил, что в тот день он чуть не умер от разрыва сердца. Он поседел за эти дни. Потому что проклятия неслись и в его адрес. С одной стороны, был долг, воинская присяга, а с другой – горе, ненависть и беспомощность людей. В какой-то момент к нему подбежала девочка лет пятнадцати Мевлие в порванном платье, с кровавыми ссадинами на лице. Беспрерывно рыдая, она бросилась именно к Маруфу Хакимовичу, потому что, услышала узбекскую речь. Мевлие стала молить о помощи. Выяснилось, что предыдущие два дня она гостила у своей русской подруги на другом конце города и ничего не знала о происходящем. Когда Мевлие вернулась домой, калитка была распахнута, во дворе в беспорядке валялись вещи. Ничего не понимая, она вбежала в комнату. Здесь, склонившись над сундуком возился в их вещах какой-то человек. Мевлие закричала: «Что вы здесь делаете?» Солдат обернулся, он был сильно пьян. Вместо ответа он схватил Мевлие и повалил её на пол и попытался завладеть ею. Девочка ожесточенно сопротивлялась, кусалась, царапалась. В конце концов, ей удалось вырваться из рук негодяя. Она прибежала на вокзал в поисках родственников. Кто-то из соседей сообщил ей, что они уехали в предыдущем составе. В этой сутолоке она услышала узбекскую речь и бросилась к молодому лейтенанту, внешне напоминавшем её соплеменников. Сбивчиво она рассказала, что с ней произошло. Лейтенант Хакимов не раздумывая послал наряд в дом Мевлие. Мародера арестовали. Потом Маруф помог ей сесть на поезд, отдал свой сухпаёк и сказал примерно в каком направлении ушёл поезд с ее родителями.
Вспоминает Лола Хакимова: «На войне было много боли, крови, страданий, смертей, много чего хотелось побыстрее забыть. Девочку эту он запомнил, ещё потому, что сам в подростковом возрасте пережил почти тоже самое. В конце 20-х годов, когда всю их семью и ближайших родственников должны были сослать на Украину, в Ворошиловград, также был вокзал, но только в Ташкенте, конвоиры с собаками, погрузка в товарняк и в последнюю минуту до отправки произошло чудо. По приказу Первого секретаря Цк КПБ Узбекистана Акмаля Икрамов всех Саркаровых приказали выйти из вагона. Прошло много лет… Однажды Маруф Хакимович приехал в город Андижан к родственникам на свадьбу. Вдруг на улице к нему подбежала и бросилась на шею незнакомая женщина. Она одновременно плакала и целовала изумленного Маруфа Хакимовича. В какой-то момент ему даже показалось, что это сумасшедшая. «Вы меня не узнали?» - с трудом проговорила женщина, - «Это я, Мевлие, та самая девочка, которую вы спасли!» Только теперь Маруф Хакимович понял, кто перед ним. Да, это была та самая девочка в порванном платье на Симферопольском вокзале в жаркие майские дни 1944 года… Женщина рассказала, что, благодаря ему, тогда удалось ей найти своих близких в Узбекистане. Позже всей семьей они поселились недалеко от города Андижан. «Узбекистан для нас вторая Родина. Ваша страна дала нам хлеб, кров, работу, мирную жизнь. Но сердце наше в далеком Крыму…». В последующие годы семья Маруфа Хакимовича общалась с семьей Мевлие. Она имела свой дом, хозяйство, большую семью, трое детей, четверо внуков. Родители, к сожалению, уже ушли из жизни, похоронены на узбекской земле. Маруф Хакимович узнал, что Мевлие является активисткой движения за возвращение крымских татар на свои исконные земли. И она часто повторяла, что он является «Ее спасителем».
Когда Маруф Хакимович рассказывал эту историю, глаза его были полны слёз. Он помолчал, потом сказал мне: «Знаешь, жизнь – лучший драматург…» После долгой паузы он тихо продолжил: «Ты знаешь, я верю, что у меня есть Ангел-Хранитель! Несколько раз я был на грани жизни и смерти. И там в окопах Сталинграда и в тяжелейших боях при освобождении Крыма, и после войны.»
Шухрат Аббасов и Маруф Хакимов за работой над сценарием Вспоминает Лола Хакимова: «Он прошёл войну без единой царапины, только с легкой контузией, полученной в окопах Сталинграда. После войны он должен был служить в отделе культуры Советской военной администрации в Берлине. Создавались комфортные условия - вилла в Потсдаме, служебная машина, горничная для семьи. Он уже должен был вызывать семью в Германию, но в самый последний момент всеми правдами и неправдами в декабре 1945 года он смог демобилизоваться… Большинство его коллег, оставленных для восстановления культурных учреждений, в 1949 году, сразу после возвращения на Родину, были арестованы.» …Буфет уже опустел. Мы остались одни. Коллеги - Аскад Мухтар, Мирмухсин, Сергей Бородин, Зиннат Фатхуллин, Маруф Хакимов Маруф Хакимович рассказал вторую удивительную историю из своей жизни. Летом 1963 года Маруф-ака в составе делегации, находился в Югославии. Одним из пунктов этой поездки была столица Социалистической Республики Македонии, город Скопье. Членов делегации поселили в самой лучшей, комфортабельной гостинице. «Хочешь узнать страну, иди на базар». Маруф Хакимович вспомнил эту поговорку и утром, 25 июля двинулся на местный базар. Многолюдный, шумный рынок был разноязычен, слышалась сербская, болгарская, албанская речи, македонское наречье, сходное с греческим. Маруф Хакимович с интересом разглядывал изобилие продуктов, овощей и фруктов южной республики, разнообразные сувениры, поделки ремесленников. Он долго выбирал, чтобы купить детям и супруге. В этот момент кто-то неожиданно обнял его за плечи. «Здравствуйте, Маруф Хакимович!». Он оглянулся. Перед ним стоял, улыбающийся человек. «Не узнали? - засмеялся незнакомец, - Я - Фотис Панаётис. Помните?». «Фотис? Как вы… Как вы здесь?» Они крепко обнялись. В 1949 году, спасаясь от фашистского режима, в числе тысяч политэмигрантов, Фотис Панаётис попал в Ташкент, стал работать на киностудии «Узбекфильм». Жена, София, тоже македонка, поступила работать на телевидение, в кино редакцию. У Фотиса был опыт работы в кинематографе и его с удовольствием приняли сначала на должность звукооператора, а позже второго кинооператора. В то время «Узбекфильм», как весь Ташкент, был очень интернационален. Кроме узбеков и русских, на студии работали татары, казахи, таджики, евреи, армяне, корейцы, азербайджанцы… И, в том числе – греки-македонцы, - Тасис Дормусоглу, кинооператор Трайко Эфтимовски и Фотис Панаётис. Прошло время. Фотис принял решение возвращаться на Родину. В оформлении документов активное участие принял и Маруф Хакимович. Его слово оказалось решающим на собрании, где выносился вердикт. «Если бы не Маруф-ака, долго мне пришлось бы ждать характеристики райкома партии!»- говорил Фотис, прощаясь со студийцами. Он приехал в Македонию, в свое родное село, километрах в пятидесяти от города Скопье. Фотис помог выбрать сувениры для Маруфа Хакимовича и предложил: «Маруф Хакимович, сейчас поедем ко мне в гости». Маруф–ака отказывался, ссылаясь, что его начнут искать члены делегации. Но Фотис был непреклонен. «Утром я отвезу вас в вашу гостиницу, честное слово! Ну, я очень прошу вас! Хочу, чтобы вы познакомились с моей семьей, родителями!». В конце концов, Маруф Хакимович согласился, и они поехали в село, где жил Фотис. Близкие и приятели Фотиса Панаётиса встретили гостя из Ташкента, как самого дорого и уважаемого человека. Оказывается, Фотис часто рассказывал о жизни в Узбекистане, о работе на киностудии и о главном редакторе – Маруфе Хакимовиче. Гостеприимное застолье затянулось до поздней ночи. Поднимали бокалы с домашним вином, говорили красивые тосты. Рано утром они выехали в Скопье. Это было с 25 на 26 июля 1963 года. В тот день произошло сильнейшее землетрясение. Магнитуда толчка составила 6,9 по шкале Рихтера, а по некоторым данным, в эпицентре было больше десяти баллов. Большая часть города была разрушена. В результате землетрясения 1 070 человек погибли, около 3 000 получили ранения, примерно 75 % жилых домов были разрушены или серьёзно повреждены. В том числе именно то крыло гостиницы, где находился номер Маруфа Хакимовича. Все постояльцы этого крыла погибли. «Как на многолюдном базаре, в далеком Скопье Вас нашел Панаётис и увёз к себе?» - Ведь это вас спасло от неминуемой гибе-ли?!. - спросил я потрясенно. В те «атеистические» времена было не принято говорить на темы «божественного провидения». Маруф Хакимович поднял глаза наверх и тихо произнес: «Наверное, мне помог ОН…» Наш разговор в уютном буфете «Узбекфильма» состоялся за несколько дней до неожиданной кончины Маруфа Хакимовича… Видимо, он что-то предчувствовал и ему хотелось выговориться, рассказать об удивительных случаях, происшедших с ним. Вспоминает Лола Хакимова: «3 июня1979 года я буду помнить до конца жизни. В то воскресное утро, мой папа, который никогда в руках не держал веника, подмёл двор, тротуары на улице и почистил арык перед домом, заглянул ко всем соседям. По дороге в сауну навестил больную тетю… Через 3 часа его привёз незнакомый русский мужчина со словами: «Ему стало плохо по дороге из бани». Скорая не успела... …Почему он выбрал именно меня, молодого редактора и начинающего сценариста, до сих пор остается для меня загадкой. А его рассказы заставили меня менее критически взглянуть на мистику, эзотерику, «знаки судьбы» и на вопрос – «Есть ли Бог?..» Вспоминая этого светлого человека, я отчетливо понял, что их судьбы подобны целой Эпохи.
Джасур Исхаков
|
|