Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.03.2020 / 21:27:33
Андрей Слоним - рыцарь красоты, добра и любвиЛюбители оперного искусства, да и просто хорошей музыки, знают, ценят и любят Андрея Евсеевича Слонима, режиссёра-постановщика, театрального сценографа, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, организатора многочисленных культурно-просветительных благотворительных концертов и творческих встреч. С деятельностью ведущего режиссёра Республики неразрывно связана жизнь и история её Государственного Академического Большого театра им. А.Навои. В этом году у Андрея Евсеевича особый юбилей – 30 лет, отданных самому большому театру Узбекистана. Ведущий мастер оперной режиссуры и сценографии Андрей Слоним представил на сценах Узбекистана и в зарубежных гастролях более 70 опер, целый ряд драм, не только режиссёрских, но и сценографических решений опер и балетов, сотни концертов. С неизменным успехом он поддерживает и воспитывает в зрителях уже нескольких поколений любовь к высокому искусству, к Добру, Красоте, к непреходящим и вечным ценностям. У Андрея Евсеевича это хорошо получается, потому что он сам полон света, щедрости таланта, мягкого, иногда чуть грустного юмора, и вместе со своей супругой Людмилой Слоним, известным концертмейстером и композитором, неизменно выступающей с ним на концертных вечерах, являет собой редкий пример любви и преданности. Наверно легче назвать те произведения из оперной мировой классики, которые обошли его внимание. В его репертуаре: Дж. Верди («Риголетто», «Травиата»); Дж.Россини («Севильский цирюльник»); П.Чайковский (Евгений Онегин», «Пиковая Дама»), Дж. Пуччини («Флория Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Богема»); Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур»); В. Моцарт («Свадьба Фигаро», «Волшебная Флейта»), П. Масканьи («Сельская честь»); А. Дворжак («Чёрт и Кача»), Н. Римский-Корсаков «Царская невеста»,(«Моцарт и Сальери»), И. Стравинский («Мавра»), Ж. Оффенбах («Сказки Гофмана»); С. Рахманинов («Алеко»); М. Мусоргский («Борис Годунов») и другие. Наряду с мировой и русской классикой Андрей Слоним обращается к произведениям композиторов Узбекистана, среди них опера Н.Закирова «Путь к трону» на сюжеты трагедий В. Шекспира «Гамлет» и «Макбет», а также – первая постановка на сцене нашего театра оперы М.Бафоева «Хамса» по мотивам всех великих поэм Алишера Навои. А.Слоним - автор сценографии к балетам «Спартак» А. Хачатуряна, «Дон Кихот» Л. Минкуса, а также «Спящая красавица» П. Чайковского на сцене «Тойота-сити-балет» (Япония, совместный проект «Тойота-сити- балет» и ГАБТ), автор сценографии ко многим своим оперным спектаклям, осуществленным как в Узбекистане, так и в Москве на сцене Театра-студии оперы Государственной Академии музыки им. Гнесиных («Пиковая дама» П.Чайковского, «Ведьма» В.Власова и В.Фере). Многогранность таланта Андрея Слонима находит отражение также в вечерах-композициях и концертах, сочетающих оперное, камерное исполнительство и поэтическое слово и посвящённых творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Блока, Тургенева, Есенина, Глинки, Чайковского, Шуберта, Шумана, Шаляпина, Обуховой, Козловского, Лемешева и других деятелей искусства. Во многих своих проектах он выступает и как исполнитель поэтической лирики. Начиная с 2015 года, вот уже пятый раз Андрей Слоним принимает участие в Екатеринбургском фестивале "ЦАРСКИЕ ДНИ", посвящённом трагической дате в истории царского рода Романовых и самой России, выступая в московском концертном зале «Царский» и в Доме-музее П. И. Чайковского в Алапаевске вместе с солистками ГАБТ, среди которых известные Рада СМИРНЫХ, Анастасия ЮДИНА, Надежда БАНДЕЛЕТ-ГОЛЕНДЕР, Лятифе АБИЕВА. А в Москве на разных площадках вместе с молодыми певцами российской столицы он приготовил и провёл четыре вечера памяти И.С.Козловского, вечер "Я К ВАМ ПИШУ...", посвященный образу женщины XIX века, и музыкально-поэтический вечер "Я СЕЙЧАС ВСЕ ЗА ВОЛГУ СМОТРЕЛА", через романс и поэзию прочерчивая "ось" от Пушкина к "серебряному веку". Вклад Андрея Слонима в современную культуру ярок и щедр. И всё же – беру на себя смелость утверждать! – большинство публики недостаточно хорошо знает всю красоту его многогранного творчества. Пора познакомиться с ним ближе! Имею в виду авторскую публицистику и поэзию Андрея Евсеевича. Она особенная, впрочем, как и сам её автор. Полна устремлённости к истинной красоте, к открытости без фальши, к душевной доброте без позы, к светлой чистоте без нарочитости и к возрождению ЧУДЕСНОГО в жизни… В его поэзии и прозе чувствуется почти детская непосредственность и грустный юмор умудрённого жизнью человека, который знает, что жизнь – это тоже театр. В них философия и боль души, и отеческая забота. Досконально зная игру на сцене и за её кулисами, наш Рыцарь тем больше ценит искренность и истинность порывов человеческой души. Наверно потому возник цикл его эссе, названных «Быть или казаться?»; « У Времени в плену»? Или – «на Крыльях Времени?» и созвучные строки его стихов. Цитирую выбранные фрагменты из его поэзии и прозы: Повсюду противоречивостьНесёт значение своё.В молчании – красноречивость, В многоречивости – враньё.В открытости – замок на двери,А в замкнутости – взор широк.Во гневе – раны и потери,Во кротости – гордынь клубок… В игре в любовь – живое чувство,А в страсти – имитаций лик.Ведь смерть на сцене – иль искусство,Иль – высшей правды скорбный миг!Затишье – перед бурей грозной, Ночь, темнота – и зоркий глаз,Что видит в недрах бездны звёзднойВсю цепь рождений в смертный час. В покорности – настырность воли,В злодействе – слабости печать.В усмешке – горечь тяжкой доли,А в плаче – духа благодать.Злой крик – и сказанное робко,Что в шуме слышно не всегда.Обрыв – и узенькая тропкаКо храму. Иль – Бог весть куда…«…Много лет спустя, при переезде из старого дома на новую квартиру я наткнулся в нижнем ящике старого шкафа на коробку с танцующим мишкой. Как и в далёком детстве, я вставил ключ в отверстие и завёл игрушку. Медведь исправно завибрировал, начал двигать передними лапами и кружиться на месте. И почему-то стало горько и грустно. … повстречав немало таких «танцующих мишек» среди как будто вполне реальных людей и дел, которые очень хотят казаться настоящими, динамичными– я снова вспомнил и его дрожание лап, и пуговичные глазки, и неумение совершить то, что по природе своей ему вовсе не дано. И стремление КАЗАТЬСЯ подвижным, весёлым и живым – хоть всё, что он умел делать, выполняли набор механических шестерёнок и сила заводной пружины… Быть или казаться, быть или казаться? Всё более непросто искать в смешении направлений, стилей и дозволенной вседозволенности искры настоящего. …Полу-игра, полу-любезность,Полу-сердитость, полу-страсть.В полсилы полу-бесполезностьПолу-достигнуть полу-власть…Полу-устой, полу-забава,Полу-понятье, полу-чушь…Полу-триумф и полу-слава, Полу-отчёты полудуш… Полу-степенность, полу-спешка,Полу-молчок, полу-порыв.Полу-упрёк, полу-насмешка,Полу-роман, полу-разрыв…Полу-прикол, полу-серьёзность,Полу-весомость полуправд,Полу-покой, полу-нервозность,Полу-привычки, полу-нрав…Полу-резон полу-суждений,Полуфинал, полу-почин,Полу-пролог полу-рождений,Полу-итог полу-кончин. А полусумрак, мглой манящий,Всё ждёт, что в полуснах глубин Сумеет кто-то настоящийРазбить цепь горьких половин…
В уходящей вглубь веков галерее сказок это подлинное живёт, расцветает в каждую эпоху новыми красками. И всё ждёт, когда же озабоченное в бегах человечество снова всмотрится в их образы, воспримет то главное, ради чего они были не только созданы, но бережно, слово в слово рассказаны детям, внукам, правнукам, пра-правнукам… … будучи ещё детьми, и в более солидном по годам возрасте мы сознательно или подсознательно жаждем Чуда, которое может возвысить нашу душу над обычным и обыденным. … кто не знает короткую и простую историю о снесённом Курочкой золотом яичке и о том, как оно разбилось? Только вот кое в чём некая загвоздка. Спросите любого, О ЧЁМ эта на вид такая коротенькая сказочка? Как ни странно, внятный ответ практически не прозвучит. А между тем – как же легко мы, слушатели разных возрастов и жизненных опытов – проходим мимо факта, что Курочка-ряба снесла ЗОЛОТОЕ, А НЕ ПРОСТОЕ ЯИЧКО! Да, об этом повествуется как-то «хроникально-просто». Но ведь именно так, в кажущейся простоте и обыденности в мире людей свершается ЧУДО ТВОРЧЕСТВА! Но, как и в привычном земном мире - никто этому чуду дивиться и не думает. Совсем наоборот – Дед и Баба ищут чудесному золотому яичку самое простейшее, бытовое употребление. Они хотят попросту разбить его и съесть, как сотни других простых яиц. Но не разбивается это золотое яичко, не предназначено оно для столь утилитарного употребления, да и не поддаётся такому простому воздействию, иными словами – НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ПЕРВОМУ ВСТРЕЧНОМУ! А что дальше, совсем-совсем рядом? «Мышка пробежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось». Кто из нас всерьёз задумывался в смысл того, ЧТО произошло? А тут – вполне житейская история о том, как банальная серая мышка совершенно случайно, бездумно смахнула ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО, и оно разбилось, уже не доставшись никому. Никто не смог приобщиться к его таинственной непохожести на тысячи ПРОСТЫХ яичек. Казалось бы – всё ясно, и драматургии этой мини-сказки развиваться больше и некуда. Нет! Плачет Дед, плачет Баба (видимо, о том, что им не досталось это непонятное яйцо, да и пропало без толка!). А Курочка говорит уже нечто настораживающее: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба! Я никогда больше не буду нести золотые яички, а буду нести – только простые!». Иными словами – раз вы до Чуда, до некого Дара не дозрели ни умом, ни душой – вот вам, милые мои, снова Обыкновенность, которая всем привычнее и удобнее!..» Да, именно так, приспосабливаясь к спокойной обыкновенности, обыденности и утилитарности духа, человек не только перестаёт ценить чудесное в жизни и творчестве, но раздражается и негодует уже при его появлении, словно нарушены рамки приличия… А между тем
«…какой бы век ни вершил свой путь, в нём остаются незыблемыми и неизменными некие свойства и понятия, которыми наделены мы высшей силой. В любых точках этой бесконечной оси совершенно одинаково звучат слова Любви, преклонения перед Красотой и Гармонией. Везде и неизменно всё то, что пытается, и зачастую не без успеха – взломать гармонию мира – объективно оценивается как Зло и деструкция. На любом отрезке Времени Ромео и Джульетта остаются Ромео и Джульеттой, Моцарт – Моцартом, Алишеру Навои – Алишером Навои… А слава Герострата, который спалил в пожаре один из архипелагов высшей цивилизации, слава Понтия Пилата, который ВОЗДЕРЖАЛСЯ, когда достаточно было его весомого слова во имя земного спасения высшей Истины – пылают болезненными предупреждениями в лабиринтах Времени. Так «у Времени в плену»? Или – «на Крыльях Времени?». О, как убийственно непрост этот вопрос! Смертельно больной Моцарт, создающий одновременно и самое светлое и таинственно озарённое свое творение «Волшебная Флейта», и обращённый к глубинам жизни и смерти «Реквием»! Как бы подсознательно ощущающий краткость отпущенного ему земного срока, и торопящийся поведать нам, грядущим – хотя бы часть огромных таинств, к которым прикоснулся душой. Как и Пушкин, как и Лермонтов, как и Есенин… Как великий живописец Рафаэль, на кратком своём земном пути раскрывший нам таинство ранимости Красоты и трагичность грядущих испытаний. Страх, застывший во взоре Сикстинской Мадонны – явственное свидетельство того, что она видит и цену будущих мук во имя Человека её божественного Сына. И многие, многие бедствия и испытания, в которое будет ввергнуты людские цивилизации. Ещё одно, важное – почти никогда все те, кого люди впоследствии оценят как истинно великих – не восприняли при жизни истинной оценки того, что им довелось воссоздать. Вот трагическая череда парадоксов привычности расхожего людского сознания. Более, чем сдержанный приём пушкинского «Евгения Онегина», внешне оглушительные официальные провалы первых премьер «Травиаты» Верди, «Кармен» Бизе, чеховской «Чайки», вульгарно-социологическое ослепление и глухота тех, кто соприкоснулся с откровениями Пастернака, Бродского и даже не попытался их услышать и понять! Этих примеров – не счесть. Да, тот, кому удаётся в своих оценках мировосприятия и творческом обобщении раскрыть новое и непривычное – всегда отгорожен от ближних неким барьером непониманий. Расхожее выражение – «слишком опередил своё время». Стало быть – снова перед нами – очередной «пленник» Времени? Или же, напротив, ему довелось, как легендарному Икару, получив невиданные крылья, взлететь над обыденным и расхожим. И увидеть нечто, пока не понятное собратьям, а затем попытаться им об этом поведать? Значит, в самом деле неким Избранникам Время дарует эти особые Крылья? Но сколь же трагична и горька зачастую цена их обретения…»
«Хлеба и зрелищ!», требовала во все времена толпа. А что сегодня услужливо предлагают жизнь и экран, соперничая в гримасах дисгармонии и жестокости с боями гладиаторов? «… Ну, а в сегодняшних примерах что предстаёт перед нашим взором, чем питается наш слух? Свобода воли? Найдём ли мы её в обильных примерах смакования жестокости и насилия на экране и сцене? … И медленно, но верно - совсем как песчинки из верхней сферы песочных часов! – из душ постепенно утекают сострадание, желание задуматься, стремление сделать чужую боль своей – и помочь, и поддержать… Как разорвать это кольцо странностей? Как ощутить не мнимую «свободу вседозволенностей», а подлинную свободу воли, умеющей делать верный, мудрый выбор? … Наша жизнь полна неожиданных поворотов, виражей, изменений полюсов. В ней порой преходящее кажется главным, а то, что истинно весомо – ускользает от осознания. И как бы ни было трудно, но, наверное, всё чаще надо остановиться, оглянуться – и более точно определить своё место в пересечении координат жизни… И в некий определяемый не нами момент что-то главное и важное непременно постучится в ворота нашего духа, чтобы обновить его и наполнить новыми стремлениями, надеждами, предвкушениями свершений… На проводах как ноты – птицы.Застывший зной давяще-жгуч.А дождь, так жаждущий пролиться,Чего-то ждёт в скопленьях туч.Все звуки, запахи завислиВ стоп-кадре вздыбленной волны.Как скалолазы, туго мыслиПолзут по тверди крутизны. Себя в тот миг не узнаваяВ зеркальности стекла простой,Чего-то ждёт душа живаяВ беззвучной комнате пустой.Вокруг вопросы без ответов,Задач неведомый секрет,Весь круг столь правильных советов, – И многочисленные «нет»… Но в черноте небес нависшейРаскатом гром пророкотал.Как будто тайной силой высшейК прорыву некий дан сигнал. Блеск молний в выси неоглядной,Луч обновленья душ и сил.И всей неистовостью жаднойВдруг ливень землю оросил. А ветер, взвихрив занавески,Влетел в окно, чтоб пробудитьПризнаньем сладостным и вескимОт дрёмы душу. Чтобы нитьНе рвалась, – и была в ответеЗа радость, боль, за зеркала.И чтоб душа – и в тьме, и в светеЦвела, трудилась – и жила…
В поэзии Андрея Слонима находят отражение и живопись, и музыка, и драматургия. Он умеет рисовать словами, создавая живописные образы: Ты войди, войди, попробуй,В опустевшие те сени,А войдя, душой потрогайИсчезающие тени...Как в тиши глухой окликнутьТо, что уж – за поворотом?В суть не вникнуть, не приникнутьК тем словам, манившим взлётом!.. («Ретро»)В строках его стихов звучат ритм и мелодия: Тихая грусть...И – наизустьНежность напева без слов.Сизый туман,Лесть и обманЛипких, навязчивых снов. Где-то вдали – Тайны Земли,Их никогда не раскрыть...
Драматический диалог царского восхождения и трагического конца: – «Вдруг в краски жизни вкрался новый цвет! Вот – белый ландыш… Он обрызган красным… Ведь это – цвет войны и крови… Нет Надежды в рока голосе бесстрастном…» – «Вот новый жребий наш, что небом дан. Здесь – госпиталь… В нём – все, кто тяжко ранен…»– «Пусть стихнет крик души и боль от ран Пред нашим нежным, кротким состраданьем…»– «Пожар жестокий над страной горит, Собратья в рукопашный бой вступили…»– «Нам сказано: « Вы больше не цари!..»– «Но Вера и Любовь остались в силе»… – «Жива Любовь… И трепетна она, Светла её небесная одежда…»– «И вера нерушима и сильна, Как над землёй парящая Надежда!– «Она зовёт… Но рядом – стон тоски, Как странный сон, что той последней ночью Был прерван… Раскололся на куски…»– «А дальше – только тьма…»– « И – многоточье…»
Звучит боль и забота души о прошлом, настоящем и будущем: Во всём огромном, как и в малом,Исчезла звонкость. Не понять, – Что в безразличии усталомДух растревожило опять?Что за улыбчивостью маскиДней, что ушли, и что – придут! –Как за сюжетом доброй сказки, Скрывало остроту развязкиНагрянувших душевных смут? Нет... Осознать не удаётся,Куда душе путь устремлятьВдаль от того, что не вернётся,К тому, что может не настать?..
О творчестве в музыке, стихах и прозе АНДРЕЯ СЛОНИМА и вместе с ним рассуждала АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА, поэт и философ.
|
|