Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.03.2020 / 14:36:33
Риштан. Впечатляющая история мастеров керамики династии НазировыхЗа тысячу с лишним лет ничего не изменилось в технологии изготовления традиционной риштанской керамики, получивший название по имени небольшого городка, с древних времен расположенного на перепутье дорог в Ферганском долине Узбекистана. С IX века, по данным историков, здесь проживали мастера-гончары, которые занимались производством глиняной посуды с нанесением щелочной глазури. И поныне, как в давние времена, гончарное дело - основной вид ремесла местных жителей. Здесь есть махалли, где проживают потомственные керамисты, имеющие предков - гончаров в 10-13 поколениях. К таким относятся гончары Камиловы, Далиевы. К примеру, в династии Камиловых немало знаменитых мастеров. Среди них особое место занимает Ибрагим Камилов, родившийся 1928 году в семье Усто Камила - представителя седьмого поколения. Потомственный керамист учился у своего отца и его братьев, тоже знаменитых устозов. Шестьдесят лет он проработал на Риштанском керамическом заводе. Именно там занимался восстановлением рецептов ишкоровой глазури и внедрением её в производство. Алишер Назиров - основатель новой династии керамистов Но есть в узбекском городе гончаров семьи, ставшие создателями новых династий. Они живут и творят среди нас, современников. К ним относятся керамисты Назировы. Династия берет начало от старшего брата - Алишера Назирова. Это известный не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами, мастер, с творчеством которого знакомы специалисты и любители народно-прикладного искусства во всем мире. Семья, в которой родились и выросли братья, была далека от гончарного производства. Ее глава - Насиржан- ака получил педагогическое образование и всю жизнь преподавал детям узбекский язык и литературу. Мама - Карамат-опа работала рядовым продавцом в общепите. Вместе растили шестерых детей - поровну мальчиков и девочек. В многодетной семье, где оба родители работающие люди, всем детям приходилось помогать по хозяйству, а старшим еще и брать на себя заботу о младших. Ребята росли трудолюбивыми. Взрослые не уставали повторять сыновьям народную мудрость: "Парню и 40 профессий мало!". Серьезно о будущем Алишер Назиров стал задумываться в возрасте 12 лет. Школьников тогда часто водили на экскурсии на местный керамический завод Мальчик с огромным интересом трогал глину, пытался из нее что-то слепить. Ему повезло. Его учителями в профессии стали лучшие мастера своего дела - Усто Ибрагим Камилов, Усто Элибой Далиев, Усто Абдукадыр, его сын Кимсанбой Абдукадыров, о которых ученик всегда с большой благодарностью вспоминает. Родители во всем поддерживали сына. Им нравилось его увлечение народным промыслом. Тем более у Алишера с детства проявился талант к рисованию. В школе его стенгазеты всегда становились лучшими, в армии - солдату пригодились эти навыки. Когда он стал проявлять интерес к гончарному делу, особенно когда занялся росписью традиционных узбекских ляганов, его работы вызывали удивление и восхищение. Мама мечтала, чтобы ее мальчик стал знаменитым керамистом. К сожалению, до широкого признания Карамат-опа не дожила. Первый весомый успех увидел только отец. Насиржан- ака успел порадоваться за сына.
Обучение гончарному искусству нелегкий и длительный процесс. Только получение профессиональных навыков ручной формовки на гончарном круге будущих изделий растягивается на несколько лет. Немало труда и терпения требует умение красиво делать роспись сосуда или другой домашней утвари, ведь изделие его создатель сначала должен увидеть в голове, а потом претворить задуманное в жизнь. Причем, каждый раз - это новый рисунок, не повторяющий предыдущие. После окончания школы Алишер Назиров поступил на работу на Риштанский керамический завод. С конца восьмидесятых до 1996 года был его главным художником, с 1997 года и по сей день возглавляет Риштанское отделения Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд», с 80-тых годов прошлого столетия - постоянный участник выставок в Узбекистане и за рубежом. Но особенно значимой в своей жизни считает поездку на стажировку и обмен опытом в Японию, которая положила начало долгосрочному сотрудничеству мастера с японскими специалистами.
Поездка оказалась достаточно длительной. Представитель Узбекистана прошел стажировку у мастера школы Кутани - учителя Исожичи Асакура. В его мастерской он создал более 80 работ. Тогда же они были представлены зрителям на персональной выставке, открывшейся в японском городе Комацу, который как и Риштан в Узбекистане, является центром традиционной керамики Японии. Через два год он вновь побывал там с очередной персональной выставкой. Еще через год участвовал во Всемирной выставке керамики, которая ежегодно проводится в Комацу. За четверть века, прошедших с тех пор, его работы побывали в самых разных уголках земного шара. Они экспонировались в России, Японии, Китае, США, во многих странах Европы, хранятся в экспозициях многих музеев мира, а также частных коллекциях. По мнению, самого устоза, из недавних событий запомнилась поездка в 2018 году в Ригу. Там проходил V Международный фестиваль восточного искусства и музыки RUMI FEST. Персональная выставка нашего керамиста открывала международный форум искусства. А накануне открытия Алишер Назиров побывал в студии местной радиостанции. Запись этой встречи есть ютубе. Она достаточно продолжительная - более получаса, но смотрится на одном дыхании. Интерес, который проявили латвийские журналисты к творчеству узбекского мастера оказался огромным. Они расспрашивали о судьбе самого керамиста, истории развития данного вида народно-прикладного искусства в Узбекистане, традициях и философии керамистов, технологии производства, многом другом. Надо отдать должное нашему мастеру - он не только талантливый гончар, но и великолепный рассказчик, способный увлеченно поведать о тонкостях дела, которым занимается. Думаю, не все даже в Узбекистане знают, что большую роль в традиционной керамике, в том числе риштанской, играет символика. Гранат, к примеру, состоящий из огромного количества зерен, символизирует плодородие, и не только в гончарном деле, в вышивке и ковроткачестве тоже. Жгучий перец - используется в росписи как оберег. Конечно, представителей СМИ интересовало, насколько риштанские гончары придерживаются традиционной технологии в изготовления своих изделий. Отвечая на этот вопрос, Алишер Назиров подчеркнул, что он сам и его коллеги, как их предки, занимаются производством традиционных ремесленных изделий по древней технологии с использованием только натурального местного сырья. Роспись делают исключительно вручную, эскизы заранее не готовят. В глину не добавляют химикаты - только натуральное сырье. Обжиг происходит при температуре в 1050-1070 градусов, позволяющей уничтожить все, что может повредить здоровью человека. Одним словом, полная импровизация и в результате - создание настоящих произведений искусства. Алишер Назиров рассказал также латвийским радиослушателям, что его родной город стал центром керамики неслучайно. Удивительно, но факт - на всей его территории имеется красная глина, которая чудесным образом подходит для изготовления посуды. При обработке становится податливой для создания самых разных форм, прекрасно обжигается, а потом покрывается глазурью. Причем, за пределами Риштана залежей такой глины нет. Что касается глазури, то мастера делают ее сами и только из натуральных компонентов. Важная составляющая - зола из высокогорных растений, произрастающих в окрестной предгорной местности. Люди пытались их культивировать, выращивать на плантациях, только потерпели неудачу. Корневая система трав уходит на глубину до 12 метров. Искусственно пересадить и заставить цвести в другом месте не удалось. Интересно, что глазурь каждый мастер делает сам и по собственной методике. Пятнадцать лет ушло у Алишера Назирова на обучение гончарному мастерству и долгие годы на создание собственного стиля, отличного от стилей других керамистов. Свой интерес к профессии и навыки он передал младшему брату Бахтиеру, ставшему его первым учеником. А пятнадцать лет назад осуществилась самая заветная мечта мастера - он открыл собственную школу, где обучает мальчиков, начиная с 12 лет. - Когда они приходят в мастерскую, у них, как и у меня много лет назад, разбегаются глаза, - говорит устоз. - Но мастер не просто учит ремеслу. Так получается, что ученик проводит с ним больше времени, чем дома. Поэтому, когда родители приводят ребенка, они испокон веков говорят: «Мясо ваше, а кости наши - когда кость есть, мясо всегда нарастет!» Получается, мастер по статусу становится выше родного отца. Он передает свой жизненный опыт, а ученик должен его беспрекословно слушаться. Философия росписи - это в каком-то смысле и внутренний мир мастера тоже. Самое важное для меня - передавать эти знания своим ученикам. Многочисленные ученики мастера уже работают самостоятельно: Джахангир Насруллаев, Хусанбой Исанов , Максум Мамаджонов, Хает Рахимов, Икром Камбаров. Бахтиер Назиров - младший брат, первый ученик, соратник в творчестве Но самым главным учеником является, конечно, Бахтиер Назиров, теперь уже сам солидный мастер, широко известный в Узбекистане и за рубежом. Он тоже работает в стиле, созданным старшим братом и учителем. В 2012 году Алишер Назиров благословил братишку на собственное дело. Тот открыл собственную мастерскую, в которой трудится Бахтиер-ака и его сын Диербек - продолжатель династии риштанских керамистов Назировых. С Бахтиером Назировым автор этих строк познакомилась случайно - на одной из выставок-ярмарок, проходившей в Ташкенте, мне приглянулась миниатюрная пиала, бирюзово-голубая, сверкающая, с оригинальным узором внутри. Захотелось ее приобрести. Только продавец не уступал в цене. Пришлось изрядно торговаться. Дважды отходила от витрины ремесленника. Потом возвращалась. С третьей попытки приобрела изящную вещицу. На очередном Арт базаре, спустя какое-то время, мы встретились с Бахтиером-ака как старые знакомые. Потом мастер пригласил меня на свою персональную выставку, которая состоялась в столице осенью 2017 года в музее Камоллиддина Бехзода. Рассказывая о подготовке выставки, он тогда отметил, что мысль об ее открытии впервые высказал Председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нур.
В Узбекистане существуют самые разнообразные школы по изготовлению керамической посуды. Риштан отличает своеобразная цветовая гамма. В других регионах гончары используют похожую цветовую гамму – Гурумсарай, Хорезм, но у них это сине-голубая глазурь. Бренд Риштана – бирюза и все ее оттенки. Другая особенность риштанцев – использование самых разных растительных орнаментов – цветов, цветущих плодовых деревьев, уже созревших плодов, особенно гранатов – символа плодородия, благополучия, процветания и достатка. Оказавшись тогда на выставке, я не знала на чем глаза остановить, они буквально разбегались от разнообразия изделий, необыкновенной их красоты. Хотелось многое приобрести. Особенно глянулся кувшин для вина с узким высоким горлом и пузатыми боками. Верхняя часть сосуда была покрыты красочной глазурью, а вот низ оставался терракотовым по цвету глины. Их в экспозиции оказалось несколько. Только, видать, кувшинчики запали в душу ни мне одной. На момент моего посещения музея все они оказались проданными. Утешенье нашла в горшочке для запекания, по форме напоминающем казан. Приобрела его и не прогадала. Хороша в нем получается димлама - национальное узбекское блюдо из мяса и овощей, да и мясо тушится превосходно. А кувшин для вина Бахтиер-ака делает мне на заказ. Надо отметить, что керамисту часто приходится выполнять заказы клиентов. Недавно к нему обратился один коллекционер. Для него мастер сейчас делает целую партию замечательных колокольчиков. Он, как старший брат Алишер, частый гость на самых различных международных выставках и фестивалях керамики. Дружит и поддерживает партнерские деловые связи с коллегами из России, Японии, Италии, Турции и многих других стран. В том же 2017 году, когда состоялась его персональная выставка в Ташкенте, Бахтиер-ака был приглашен на фестиваль «Круг русского иван-чая» (копорского чая), который прошел в российском городе Екатеринбурге. Вернее, организаторы мероприятия из Екатеринбурга, а сам фестиваль ежегодно действует в селе Чусовая на расстоянии трехсот километров от областного центра. Как известно, Петра I ввез чай и кофе в Россию и заставил эти напитки употреблять. Ранее русские люди утоляли жажду иван-чаем, который много веков считался национальным напитком россиян. Он, кстати, является лечебным и его употребление в России сейчас получило широкое распространение. О риштанском керамисте организаторы мероприятия узнали из интернета. Кроме Б. Назирова пригласили также известного узбекского артиста, кукловода Мансура Куриязова, который в рамках фестиваля дал театральное представление, с восторгом принятое юными зрителями и взрослыми. Программа праздника оказалась очень интересной. В первый день состоялось соревнование любителей-рыболовов, закончившееся приготовлением большой ухи и ее дегустацией. На второй день открылась ярмарка-выставка, где мастера показали свои работы. По просьбе организаторов, Б. Назиров изготовил чайную посуду со светлым орнаментом внутри, чтобы любители копорского (иван-чая) чая смогли насладиться не только вкусом этого напитка, но и его внешним видом. Закончился фестиваль в третий день массовыми народными гуляниями. Взрослые и дети играли в русские национальные игры, в том числе в лапту, девушки водили хороводы, пели, выступали с концертами народные коллективы.
На 2020 год программа поездок Б. Назирова особенно насыщенная. Он надеется. что к лету, проблемы в мире, связанные с коронавирусом, будут разрешены. В июне у него запланирован мастер -класс для студентов, которые обучаются у российского гончара-керамиста Игоря Егорова. Вместе с женой - Натальей Степченковой они создали гончарную мастерскую "ТолшА" (Толша). Мастерская расположена в живописном месте на правом берегу Оки. Их основное направление деятельности - зольные обжиги и зольные глазури. -Мы изготавливаем их сами, - подчеркивают керамисты. По их словам, для знакомства с этим направлением побывали Японии. Росписи обучались в Италии. Очень любят экспериментировать, стремятся к созданию собственного стиля в гончарном искусстве. В мастерской "Толша" Бахтиер-ака будет работать вместе с сыном. Далее с 10 по 15 июля запланирована поездка в американский город Санта-Фе (штат Нью-Мехико), где ежегодного проходит фестиваля «Международный рынок народного искусства» (IFAM). В августе - снова визит в Россию. На тот раз в город Скопин, недалеко от Тулы. Он знаменит местной фабрикой керамики. Там проводятся гончарные мастер-классы. Скопинская фабрика - не только массовое производство, но и авторские работы: больше десятка местных авторов - члены Союза художников. Раз в три года Скопин становится площадкой для Международного фестиваля по гончарному ремеслу. В нем-то нашего мастера пригласили принять участие. И наконец - путешествие в Литву, где в городе Тракай состоится выставка ремесленников Европы. Этот городок районного масштаба - старинное селение со средневековой историей - династиями великих литовских князей, рыцарскими битвами, развитием ремесел. Продолжатель семейного дела Так сложилось, что продолжает дело братьев сын Бахтиера Назирова - Мухаммаддиер (Диербек). Он уже с полным правом считается потомственный гончаром. Как настоящий мастер прошел полную школу обучения этому нелегкому ремеслу, владеет всеми его процессами и техниками - искусству ручной формовки, росписи, технике фриттования (спекания) ишокоровой глазури. Его учителями были Усто Кисанбой Ганижанов, Алишер Назиров и, конечно же, отец. Диербек стажировался в России, у коллег из " Дымов керамика" и до сих пор сотрудничает с ними, а также в Токио в мастерской Мия Тузука в 2003 году. Свою задачу он видит в сохранении и распространении традиции народного искусства Риштана, собственного стиля династии Назировых, созданного дядей и учителем Алишером Назировым и развиваемого всеми ее представителями. С 2009 года самый младший гончар из этого семейства участвует в выставках и фестивалях керамистов, в том числе зарубежных. Проводит мастер-классы для коллег, желающих освоить навыки изготовления и росписи узбекской керамики риштанской школы. Так, в июне нынешнего года планирует провести собственный мастер-класс в мастерской российских партнеров "Дымов керамика", с которыми у Бахриера-ака и Диербека налажены давние дружеские и деловые связи.
Если судьбе будет угодно и ваши пути пройдут по Ферганской долине через небольшой узбекский городок Риштан, не пожалейте времени- посетите мастерские братьев Назировых. Их дома вам укажет любой местный житель. В каждом кроме мастерской вы найдете музей керамики, где представлены самые разные произведения авторов. Здесь всегда рады гостям, готовы показать не только изделия, но и сам процесс изготовления глиняной посуды. Кроме того, оба брата прекрасные ошпазы. Для своих гостей они частенько готовят плов по собственной технологии и любят угощать путешественников. Не получилось побывать в Узбекистане, не печальтесь. Когда есть желание - обязательно приедете! Для начала можете заглянуть на странички в Фейсбуке Бахтиера и Диербека Назировых или в интернет-магазин Алишера-ака. Там представлена самая разная домашняя утварь, созданная настоящими художниками и ставшая произведениями искусства. Уверяю вас - получите огромное удовольствие от увиденного! Надежда Степанова, фото из семейного архива керамистов Назировых.
|
|