Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
19.03.2020 / 14:36:33

Риштан. Впечатляющая история мастеров керамики династии Назировых


За тысячу с лишним лет ничего  не изменилось в технологии изготовления традиционной риштанской керамики, получивший название по имени небольшого городка,  с древних времен расположенного на перепутье дорог в Ферганском долине Узбекистана. С IX  века, по данным историков, здесь проживали мастера-гончары, которые занимались производством глиняной посуды с нанесением щелочной глазури. И поныне, как в давние времена, гончарное дело - основной вид ремесла местных жителей.

Здесь есть  махалли, где  проживают потомственные керамисты, имеющие предков - гончаров в 10-13 поколениях. К таким относятся   гончары Камиловы, Далиевы. К примеру, в династии  Камиловых немало знаменитых мастеров. Среди них особое место  занимает Ибрагим Камилов, родившийся 1928 году в семье Усто Камила - представителя седьмого поколения.  Потомственный керамист учился у своего отца и его братьев, тоже знаменитых устозов. Шестьдесят лет он проработал на Риштанском керамическом заводе. Именно там занимался восстановлением рецептов ишкоровой глазури и внедрением её в производство. 

Алишер  Назиров - основатель новой династии керамистов 

Но есть в узбекском городе гончаров  семьи, ставшие создателями новых  династий. Они живут и творят среди нас, современников. К ним  относятся керамисты  Назировы. Династия берет начало от старшего брата  - Алишера Назирова.  Это известный не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами, мастер, с творчеством которого знакомы специалисты и любители народно-прикладного  искусства во всем мире. 

Семья, в которой родились и выросли братья, была далека от  гончарного производства. Ее глава - Насиржан- ака получил педагогическое образование и всю жизнь преподавал детям узбекский язык и литературу. Мама -  Карамат-опа работала рядовым продавцом в общепите. Вместе растили  шестерых детей - поровну мальчиков и девочек. В многодетной семье, где оба родители работающие люди, всем  детям приходилось помогать по хозяйству, а старшим еще и брать на себя заботу о младших.  Ребята росли трудолюбивыми.

Взрослые не уставали повторять  сыновьям  народную мудрость: "Парню и  40 профессий  мало!". Серьезно о будущем Алишер  Назиров стал задумываться в возрасте 12 лет. Школьников тогда часто водили  на экскурсии  на местный керамический завод  Мальчик  с огромным интересом трогал глину, пытался из нее что-то слепить. Ему повезло.  Его учителями в профессии стали лучшие  мастера своего дела  -  Усто Ибрагим Камилов, Усто Элибой Далиев, Усто Абдукадыр, его сын Кимсанбой Абдукадыров, о которых ученик всегда с большой благодарностью вспоминает.  Родители во всем поддерживали  сына. Им нравилось его увлечение народным промыслом. Тем более  у Алишера с детства проявился талант  к рисованию. В школе его стенгазеты всегда становились лучшими, в армии - солдату пригодились  эти  навыки. Когда он стал проявлять интерес к гончарному делу, особенно когда занялся росписью традиционных узбекских ляганов,  его работы вызывали удивление и  восхищение. Мама  мечтала, чтобы ее мальчик стал знаменитым керамистом. К сожалению, до широкого признания Карамат-опа не дожила. Первый весомый  успех  увидел только  отец.  Насиржан- ака успел порадоваться  за сына. 

- В пятнадцать лет заработал свои первые деньги, - вспоминает мастер. - В народе  есть  традиция - особо дорогие сердцу  вещи прикладывать ко лбу. - Мама всегда так делала, когда я, старший  из сыновей, приносил  домой зарплату. Заработанные сыном деньги ей были очень дороги!

Обучение гончарному искусству нелегкий и длительный процесс. Только  получение  профессиональных навыков ручной формовки на гончарном круге будущих изделий растягивается  на несколько лет. Немало труда и терпения требует умение красиво делать роспись сосуда или другой домашней утвари,  ведь изделие его  создатель сначала должен увидеть в голове,  а потом  претворить  задуманное в жизнь. Причем, каждый раз  - это новый  рисунок, не повторяющий предыдущие.  

После окончания школы Алишер Назиров  поступил на работу на Риштанский керамический завод.  С конца восьмидесятых до 1996 года был   его главным художником, с 1997 года  и по сей день возглавляет Риштанское отделения Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд», с 80-тых годов прошлого столетия -  постоянный участник выставок  в Узбекистане и за рубежом. Но особенно значимой в своей жизни считает поездку на стажировку и обмен опытом  в Японию, которая  положила начало долгосрочному   сотрудничеству мастера  с японскими  специалистами.     

- Их всегда интересовала узбекская керамика, в том числе Риштанская школа,-  отмечает  Алишер Назиров. - В-первую очередь, конечно, технология обжига, а также изготовления щелочной глазури. Меня же привлекала возможность ближе познакомиться с творчеством коллег, их инструментами и технологией,  попытаться  применить их у себя. 

Поездка оказалась достаточно длительной.  Представитель Узбекистана прошел стажировку у мастера школы Кутани - учителя Исожичи Асакура. В его мастерской он создал более 80 работ. Тогда же они были представлены зрителям на персональной выставке, открывшейся в японском городе Комацу, который  как и Риштан в Узбекистане, является  центром традиционной керамики Японии. Через два год он вновь побывал там с очередной персональной выставкой. Еще через год участвовал во Всемирной выставке керамики, которая ежегодно проводится  в Комацу.

За четверть века, прошедших с тех пор, его работы побывали в самых разных уголках  земного шара. Они экспонировались в России, Японии, Китае, США, во многих странах  Европы, хранятся в экспозициях многих музеев мира, а также  частных коллекциях.

По мнению,  самого устоза,  из недавних событий запомнилась поездка в 2018 году в Ригу. Там проходил  V Международный фестиваль восточного искусства и музыки RUMI FEST. Персональная  выставка нашего  керамиста  открывала международный форум искусства. А накануне открытия Алишер Назиров побывал  в студии местной радиостанции. Запись этой встречи есть ютубе. Она достаточно продолжительная - более получаса, но смотрится на одном дыхании. Интерес,  который проявили латвийские  журналисты к творчеству узбекского  мастера оказался огромным. Они  расспрашивали о судьбе  самого  керамиста, истории развития  данного вида народно-прикладного искусства в Узбекистане, традициях и философии  керамистов, технологии производства, многом другом. Надо отдать  должное нашему мастеру - он не только талантливый гончар, но и великолепный рассказчик, способный увлеченно поведать о тонкостях дела, которым  занимается.      

Думаю, не все даже в Узбекистане  знают, что большую роль в традиционной  керамике, в том числе риштанской, играет  символика. Гранат, к примеру, состоящий из огромного количества зерен, символизирует плодородие, и не только в гончарном деле,  в вышивке и ковроткачестве тоже. Жгучий перец - используется в росписи как оберег.  

Конечно, представителей СМИ интересовало, насколько риштанские гончары придерживаются традиционной технологии в изготовления своих изделий.  Отвечая на этот вопрос, Алишер Назиров подчеркнул, что   он сам и его коллеги, как их предки, занимаются производством традиционных ремесленных изделий по древней технологии с использованием только  натурального  местного сырья. Роспись делают исключительно вручную, эскизы заранее  не готовят. В глину не добавляют химикаты - только натуральное сырье. Обжиг происходит при температуре в 1050-1070 градусов, позволяющей уничтожить все, что может повредить  здоровью человека.  Одним словом, полная импровизация  и  в результате - создание  настоящих произведений искусства. 

Алишер Назиров  рассказал  также латвийским  радиослушателям,  что  его  родной город стал  центром керамики  неслучайно. Удивительно, но факт - на всей его территории имеется красная глина, которая чудесным образом  подходит для изготовления посуды. При обработке  становится податливой для создания самых разных форм, прекрасно обжигается, а потом покрывается глазурью. Причем, за пределами Риштана залежей такой глины нет. Что касается глазури, то мастера делают ее сами и только из натуральных компонентов. Важная  составляющая - зола из высокогорных растений, произрастающих в окрестной предгорной местности. Люди пытались их  культивировать, выращивать на плантациях, только  потерпели неудачу.  Корневая система трав уходит на глубину до 12 метров. Искусственно пересадить и заставить цвести в другом месте не удалось.   Интересно, что глазурь  каждый мастер делает  сам и по собственной методике.         

Пятнадцать лет  ушло у Алишера Назирова  на обучение гончарному мастерству и долгие годы  на создание собственного стиля, отличного от стилей других керамистов. Свой интерес к профессии  и навыки он передал младшему брату Бахтиеру, ставшему  его  первым учеником.  А пятнадцать лет назад  осуществилась самая заветная мечта мастера - он открыл собственную школу, где обучает  мальчиков, начиная с 12 лет.

- Когда они приходят в мастерскую, у них, как и у меня много лет назад, разбегаются глаза, - говорит  устоз. - Но мастер не просто учит ремеслу. Так получается, что ученик проводит с ним больше времени, чем дома. Поэтому, когда родители приводят ребенка, они испокон веков говорят: «Мясо ваше, а кости наши - когда кость есть, мясо всегда нарастет!» Получается, мастер по статусу становится выше родного отца. Он передает свой жизненный опыт, а ученик должен его беспрекословно слушаться. Философия росписи - это в каком-то смысле и внутренний мир мастера тоже. Самое важное для меня - передавать эти знания своим ученикам. 

Многочисленные ученики мастера уже работают самостоятельно:  Джахангир Насруллаев, Хусанбой Исанов , Максум Мамаджонов, Хает Рахимов, Икром Камбаров. 

Бахтиер Назиров - младший брат, первый ученик, соратник в творчестве  

Но самым главным  учеником является, конечно, Бахтиер Назиров, теперь  уже сам солидный мастер, широко известный  в Узбекистане и за рубежом. Он тоже работает в стиле, созданным старшим братом и учителем. В 2012 году Алишер Назиров благословил братишку на собственное дело. Тот открыл собственную мастерскую, в которой трудится Бахтиер-ака и его сын Диербек -  продолжатель династии риштанских  керамистов Назировых.

С Бахтиером Назировым автор этих строк познакомилась случайно - на одной из  выставок-ярмарок, проходившей в Ташкенте,  мне приглянулась  миниатюрная пиала, бирюзово-голубая, сверкающая,  с оригинальным узором внутри. Захотелось  ее приобрести. Только продавец не уступал в цене. Пришлось изрядно торговаться. Дважды отходила от витрины ремесленника. Потом возвращалась. С третьей  попытки приобрела изящную вещицу. 

На очередном Арт базаре, спустя какое-то время,  мы встретились  с Бахтиером-ака  как старые знакомые. Потом  мастер пригласил меня  на свою персональную выставку, которая  состоялась   в столице осенью 2017 года в музее Камоллиддина Бехзода.   Рассказывая о подготовке выставки, он тогда отметил, что мысль об ее   открытии  впервые высказал  Председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нур.  

- Предложение меня заинтересовало, - вспоминает  керамист. - Поддержку оказала также  директор музея имени К. Бехзода Гулабаз Каршиева. На создание новых керамических изделий, ведь ремесленник делает  свою продукцию на продажу и тем живет, организационные вопросы ушло около восьми месяцев. Всего в экспозиции, которая  заняла практически всю выставочную площадь первого этажа музея,  было представлено более трехсот керамических изделий - предметы домашнего обихода самого разнообразного назначения – ляганы, вазы для фруктов и цветов, кувшины и кувшинчики, чайные  наборы, кассы, сосуды для хранения воды (хумы) и многое другое.

В Узбекистане существуют  самые разнообразные школы по изготовлению  керамической посуды. Риштан отличает своеобразная цветовая гамма. В других  регионах  гончары используют  похожую цветовую гамму – Гурумсарай, Хорезм, но у них это сине-голубая глазурь. Бренд  Риштана – бирюза и все ее оттенки. Другая особенность риштанцев – использование самых разных растительных орнаментов – цветов, цветущих плодовых деревьев, уже созревших плодов, особенно гранатов – символа плодородия, благополучия, процветания и достатка.  

Оказавшись тогда  на выставке,  я не знала на чем глаза остановить, они  буквально разбегались от разнообразия изделий, необыкновенной их красоты. Хотелось многое приобрести. Особенно глянулся кувшин для вина с узким  высоким горлом и пузатыми боками.  Верхняя часть сосуда была   покрыты  красочной глазурью, а вот  низ оставался терракотовым по цвету глины. Их в экспозиции оказалось несколько. Только, видать, кувшинчики запали в душу ни  мне одной. На момент моего посещения музея все они оказались проданными. Утешенье нашла в горшочке для запекания,  по форме  напоминающем казан. Приобрела  его и не прогадала. Хороша в нем  получается  димлама - национальное  узбекское блюдо из  мяса и овощей, да и мясо тушится превосходно.   А кувшин для вина Бахтиер-ака делает мне на заказ. 

Надо отметить, что керамисту часто приходится выполнять заказы клиентов. Недавно к нему обратился один коллекционер. Для  него  мастер сейчас делает целую партию замечательных колокольчиков. Он, как старший брат Алишер,  частый гость  на самых различных  международных  выставках  и фестивалях керамики. Дружит  и поддерживает  партнерские деловые связи  с коллегами из России, Японии, Италии, Турции и многих других стран. В том же 2017 году, когда состоялась  его персональная выставка в Ташкенте, Бахтиер-ака был  приглашен на фестиваль  «Круг русского иван-чая» (копорского чая), который  прошел в российском городе Екатеринбурге. Вернее, организаторы мероприятия из Екатеринбурга, а  сам фестиваль  ежегодно действует в селе Чусовая на расстоянии трехсот километров от  областного центра.   

Как известно, Петра I  ввез чай и кофе в Россию и заставил эти напитки употреблять. Ранее  русские люди утоляли жажду  иван-чаем, который много веков считался  национальным напитком россиян. Он, кстати, является лечебным и его употребление в России сейчас получило широкое распространение. О риштанском  керамисте организаторы  мероприятия узнали из интернета. Кроме Б. Назирова пригласили также известного узбекского артиста, кукловода Мансура Куриязова, который  в рамках фестиваля дал театральное представление, с восторгом принятое юными зрителями и взрослыми. 

Программа праздника оказалась очень интересной. В первый день состоялось  соревнование любителей-рыболовов, закончившееся приготовлением большой ухи и ее дегустацией. На второй день открылась  ярмарка-выставка, где мастера показали свои работы. По просьбе организаторов, Б. Назиров  изготовил чайную  посуду со светлым орнаментом внутри, чтобы любители  копорского (иван-чая) чая смогли насладиться не только вкусом этого напитка, но и его внешним видом. Закончился фестиваль в третий день массовыми  народными гуляниями. Взрослые и дети играли в русские национальные игры, в том  числе в лапту, девушки водили хороводы, пели, выступали с концертами народные коллективы. 

- Было  интересно и весело, - отметил Бахтиер-ака. По его мнению,  подобные  праздники не только знакомят стороны с народным творчеством друг друга, но и во многом содействуют налаживанию новых связей, укреплению дружбы и добрососедства. 

Не менее интересно проходит другой праздник, в котором в течение нескольких последних лет мне выпадает удача участвовать, - отмечает  гончар. - Это международный  фестиваль керамистов, проводимый ежегодно в Японии. Здесь уже не обойдешься показом своих  готовых работ. Главным условием участие  в нем является подготовка и проведение мастер-класса! Если ты усто - будь готов  показать, как работаешь! Сюда перекупщики не попадут ни при каких условиях!  Участие в  подобном   форуме - одно удовольствие, - считает мастер. 

На 2020 год программа поездок Б. Назирова особенно насыщенная. Он надеется. что к лету, проблемы в мире, связанные с коронавирусом, будут  разрешены. В июне  у него запланирован мастер -класс для студентов, которые обучаются у российского  гончара-керамиста  Игоря Егорова.  Вместе с женой - Натальей Степченковой они создали гончарную  мастерскую "ТолшА" (Толша).  Мастерская  расположена в живописном месте на правом берегу  Оки.  Их основное направление деятельности - зольные обжиги и зольные глазури. -Мы изготавливаем их сами, - подчеркивают керамисты. По их словам, для знакомства с этим  направлением побывали Японии. Росписи обучались  в Италии.  Очень любят  экспериментировать, стремятся к созданию собственного стиля в гончарном  искусстве. 

В мастерской "Толша" Бахтиер-ака будет работать вместе с сыном.  Далее с 10 по 15 июля запланирована поездка в американский город  Санта-Фе (штат Нью-Мехико), где ежегодного проходит фестиваля «Международный рынок народного искусства» (IFAM). В августе   - снова визит в Россию. На тот раз в город  Скопин, недалеко от Тулы. Он знаменит  местной фабрикой керамики. Там проводятся гончарные мастер-классы. Скопинская фабрика - не только массовое производство, но и авторские работы: больше десятка местных авторов - члены Союза художников. Раз в три года Скопин становится площадкой для Международного фестиваля по гончарному ремеслу. В нем-то нашего мастера  пригласили принять участие. И наконец - путешествие в Литву, где  в городе Тракай   состоится  выставка  ремесленников Европы.   Этот городок районного  масштаба - старинное селение со средневековой историей - династиями великих литовских князей, рыцарскими битвами, развитием ремесел.   

Продолжатель  семейного дела

Так сложилось, что продолжает дело братьев сын Бахтиера Назирова -  Мухаммаддиер (Диербек). Он уже с полным правом считается потомственный гончаром. Как настоящий мастер прошел полную школу обучения этому  нелегкому ремеслу, владеет всеми  его процессами и техниками  - искусству ручной формовки, росписи,  технике фриттования (спекания) ишокоровой глазури. Его учителями были  Усто Кисанбой Ганижанов, Алишер Назиров  и, конечно же,  отец. Диербек стажировался  в России, у коллег  из " Дымов керамика" и до сих пор сотрудничает с ними, а также в Токио в мастерской Мия  Тузука в 2003 году. Свою  задачу он видит в сохранении и распространении  традиции народного искусства Риштана, собственного стиля династии Назировых, созданного  дядей  и учителем  Алишером Назировым и развиваемого всеми ее представителями. С 2009 года самый младший гончар  из этого семейства участвует в выставках и фестивалях  керамистов, в том числе зарубежных. Проводит мастер-классы для  коллег, желающих освоить навыки изготовления  и росписи узбекской керамики  риштанской  школы. Так, в июне нынешнего года планирует провести собственный  мастер-класс в  мастерской российских  партнеров  "Дымов керамика",  с которыми у Бахриера-ака и Диербека налажены давние дружеские  и деловые связи.   

  

Если судьбе будет угодно и  ваши пути пройдут по Ферганской долине через небольшой узбекский городок Риштан, не пожалейте времени- посетите мастерские братьев Назировых. Их дома вам укажет любой местный житель. В каждом кроме мастерской вы найдете  музей керамики, где представлены  самые разные произведения авторов. Здесь всегда рады гостям, готовы показать не только изделия, но и сам процесс изготовления глиняной посуды. Кроме  того, оба брата прекрасные ошпазы. Для своих гостей они частенько готовят плов по собственной технологии и любят угощать путешественников. 

Не получилось побывать в Узбекистане, не печальтесь. Когда есть желание - обязательно приедете! Для начала можете заглянуть на странички в  Фейсбуке  Бахтиера и Диербека Назировых или в интернет-магазин Алишера-ака. Там представлена  самая разная домашняя утварь, созданная настоящими художниками и ставшая произведениями искусства. Уверяю  вас - получите огромное удовольствие от увиденного!

Надежда Степанова,

фото из семейного архива  керамистов Назировых.





Другие материалы рубрики

14.03.2020 / 21:27:33

Андрей Слоним - рыцарь красоты, добра и любви

Любители оперного искусства, да и просто хорошей музыки, знают, ценят и любят Андрея Евсеевича Слонима, режиссёра-постановщика, театрального сценографа, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, организатора многочисленных культурно-просветительных благотворительных концертов и творческих встреч Далее...

13.03.2020 / 21:20:57

Прощальные журавли Марка Бернеса

История семьи Газдановых, потерявших всё во время войны, стала знаменита на весь мир во многом благодаря песне "Журавли" - последней песне Марка Бернеса Далее...

11.03.2020 / 14:23:06

Старейшина узбекского музыкознания: человек, учёный, педагог Т. С. Вызго

Заслуженный деятель искусств Узбекистана, доктор искусствоведения Тамара Семеновна Вызго (1906-1998) принадлежит к числу музыковедов, чья научная деятельность была неразрывно связана с формированием и развитием узбекского музыкознания Далее...

27.02.2020 / 21:25:11

Малоизвестные факты из жизни Геннадия Хазанова

Это самый знаменитый "студент кулинарного техникума", ставший впоследствии легендарным пародистом и знаменитым актером, суеверный человек, верящий в предсказания астрологов и свое светлое будущее. Конечно же, речь идет о Геннадии Викторовиче Хазанове – одном из выдающихся людей своего времени Далее...

15.02.2020 / 22:37:33

Правила жизни Леонида Броневого

У этого артиста нет ни одной главной роли. Тем не менее, Леонид Сергеевич Броневой – неоспоримая звезда первой величины. Киноактера любят миллионы. Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" Далее...




  Самые комментируемые  
 
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".

 


15.11.2024 / 21:10:26
Московский педагог проводит мастер-классы для актеров Русского драмтеатра Узбекистана
 
15.11.2024 / 17:18:00
Одним из самых впечатляющих спектаклей , показанных на сцене ГАБТа им. А. Навои , стала опера Джузеппе Верди "Травиата" в постановке народного артиста Узбекистана Феруддина Сафарова
 


21.11.2024 / 11:28:03
В Ташкенте проходит фестиваль французского кино
 
19.11.2024 / 15:13:51
Успех узбекских кинематографистов .Фильмы узбекских кинорежиссеров получили высокую оценку на прошедшем в Туркменистане IV кинофестивале "Куркут ота".
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте