Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.03.2020 / 23:17:15
Незабываемые встречи. Как Аркадий Райкин и Владислав Стржельчик в 1983 году покорили ташкентскую сцену, а наш коллега Рахимджан Султанов уговорил Райкина заговорить по-узбекски…Два великих мастера сцены были тогда на самом пике своей артистической славы. В дни, когда торжественно отмечалось 2000-летие Ташкента, пригласить их на юбилейные концерты, проходившие в громадном зале Дворце Дружбы народов, казалось бы, дело невозможное. Но в ту пору «Узбекконцерт» возглавлял удивительный человек, великолепный организатор концертной жизни Ташкента Амо Рубенович Назаров и он это смог сделать. Кстати, уже будучи на пенсии, однажды встретив меня возле радиокомитета, он сказал, что вот, мол, Андриано Челентано в Москве гастролировал, а в Ташкенте – нет. При нем такого бы не было… А теперь о самом главном – о приезде на гастроли в Ташкент в те незабываемые дни Аркадия Райкина и Владислава Стржельчика. В городе об этом говорили везде и всюду, ташкентцы доставали билеты как могли и шли на эти концерты. Мне очень повезло, я наблюдал за этим праздником искусства не из зала, а со сцены. Видел, как им все это было нелегко. В день они давали аж целых три концерта. А оба были уже в довольно хорошем возрасте… Чувствовалось, что «Узбекконцерт» их уговорил на такую напряженную программу. В первом отделении блистал своим мастерством и талантом Владислав Стржельчик, ведущий актер прославленного ленинградского БДТ и популярный киноактер. Роли, сыгранные им в театре, в фильмах "Адъютант его превосходительства", " Майор Вихрь", "Ханума", "Война и мир", "Блокада" и других картинах были вершинами мастерства. Выступление Стржельчика производило большое впечатление и его встречали и провожали аплодисментами. Но особенно впечатляющим было второе отделение, когда на сцене появлялся великий Райкин. Что тут творилось … Это трудно передать словами. В зале все время звучали аплодисменты, зрители встречали каждую миниатюру просто восторженно. После каждого номера стоял хохот неимоверный. Таким образом ташкентцы благодарили всенародно любимого артиста за огромный талант, умение преподнести миниатюру так, как никто другой… Но зрители при этом не знали того, что видел я из глубины сцены. Выходил Райкин к публике со своей неповторимой улыбкой, стройный, седой, в отличном костюме, уходя же со сцены превращался в старого, немощного человека, поддерживаемого ассистентами, он тут же буквально падал на расстеленный там матрас и мгновенно засыпал до следующего концерта… Так было весь вечер и где-то было боязно за артиста, который работал с таким перенапряжением... Отличной наградой за терпение и долгое ожидание было замечательное интервью Аркадия Исаковича для нашего радио, где я тогда работал. Он говорил о радости встречи с ташкентской публикой, о том, как ему нравится наш город, о хорошем будущем нашего Ташкента, отмечавшего в те дни свой большой юбилей. Его выступления в те дни в нашей столице стали отличным подарком для горожан. Надо сказать, что Ташкент был по-своему дорог Райкину. Отсюда во время войны, в составе фронтовых артистических бригад, он не раз выезжал, чтобы выступить с концертами для солдат и офицеров, которые вели кровопролитную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. И еще один довольно важный эпизод, связанный с Аркадием Исаковичем и Узбекистаном уже много позже, когда Театр Райкина приехал на гастроли из тогдашнего Ленинграда в Москву. Творческий коллектив представил москвичам свой отличный, получивший широкую известность спектакль «Его величество театр!». Мы попросили нашего московского корреспондента радио Рахимджана Султанова взять для очень популярной в ту пору юмористической программы «Табассум» интервью у Райкина и прислать фрагмент спектакля. Он отлично справился с тем заданием, записал с Аркадием Исаковичем интереснейшую беседу, организовал запись всего спектакля, что было тогда совершенно невозможно. Но особый сюрприз нас ждал в самом конце пленки. Райкину Султанов предложил сказать по-узбекски «смейтесь друзья, это продлит вашу жизнь» . Он ахнул, услышав такую неожиданную просьбу, и сказал Рахимджану Ахмедовичу так: «Товарищ корреспондент, может быть, мне встать перед вами на колени тоже…» Коллега не растерялся и сказал, что если для радио это надо, вопрос не подлежит обсуждению… Райкин прорепетировал нужную фразу несколько раз и сказал на узбекском языке то, что надо для нашей передачи! И это все было четко зафиксировано на той пленке… Просматривая в Google материалы для этого рассказа, увидел снимок – неизвестный фотограф снял в Ташкенте Аркадия Райкина с нашей великой Тамарой Ханум. И тут же вспомнилось, что тогда они были объединены родственными связями… Дело в том, что совсем в другие годы, в бывшем концерном зале имени Свердлова , выступал совсем молодой в ту пору сын великого артиста – Константин Райкин. Выяснилось, что в то время он был женат на Алагез Салаховой – внучке Тамары Ханум и дочери известного азербайджанского художника Таира Салахова. Такая вот преемственность поколений… БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|