Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.05.2020 / 16:51:15
Позади более полувека работы на радио и телевидении. Чем эти годы дороги, что более всего запомнилось…БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Национальная телерадиокомпания Узбекистана все более активно заявляет о себе, особенно отчетливо это видно в дни, когда по всем направлениям идет борьба с совершенно безжалостным коронавирусом. Из-за карантина все редакции работают очень малыми силами, на пределах своих возможностей. И делают это достойно. Как говорится, пройдет и это, все встанет на место. А для меня путь в журналистику начался с чтения книг в школе, а потом во время учебы в университете. В годы моего детства и юности во всех домах постоянно звучало радио, меня очень привлекали «Последние известия». Там дикторами были какие-то совершенно удивительные люди с невероятно привлекательными голосами. И прежде всего, когда о новостях республики в 8.15 утра рассказывали замечательные дикторы Михаил Азатьян, Кадыр Максумов, Туйгуной Юнусходжаева, Нелли Ситникова и другие их коллеги. Слушая их, читая хорошие книги, я все больше утверждался в мысли стать журналистом, я мечтал, что это откроет мне весь мир… Потом так оно и произошло. Самые первые шаги были сделаны на республиканском радио, в «Пионерской зорьке», которая в ту пору была очень популярна среди ребят. На Хорезмскую, 49, где радиовещание располагается до сих пор, я пришел, будучи студентом филфака ТашГУ, по рекомендации нашего очень уважаемого преподавателя литературы Александры Николаевны Давшан. Когда я однажды рассказал ей, что мечтаю стать журналистом, она посоветовала мне пойти на радио, познакомиться с ее супругом, уже известным тогда радиожурналистом Энеем Давшаном. Он тогда руководил детской редакцией, которая готовила «Пионерскую зорьку». Так я и сделал. Именно Эней Акимович – умнейший и добрейший человек, мастер радиоэфира – открыл мне дорогу в этот волшебный мир, где ты делаешь какие-то открытия по жизни буквально каждый день. Здесь мне было очень интересно все – подготовка материала, запись интервью, чтение за кадром, у микрофона… Потом была довольно большая пауза из-за того, что на последнем курсе в университете существенно возросли нагрузки, времени для работы на радио совсем не оставалось, надо было завершать учебу на филфаке. И вдруг в новом здании, на Выставочной, где мы учились на 5 курсе, появляется очень симпатичный человек лет тридцати, знакомится со мной и моим однокурсником Володей Волосевичем, говорит, что он руководитель редакции любимых мной «Последних известий» Георгий Стойлик, и он нас приглашает на работу в эту редакцию! Честно скажу, радости нашей не было предела. Как потом выяснилось, нас рекомендовал Георгию Всеволодовичу Эней Акимович Давшан. Мы пришли в редакцию осенью 1966 года в новое четырехэтажное здание Радиокомитета той поры, которое только-только было достроено после известного ташкентского землетрясения, потому нагрузки были для всех большие. Но это была и хорошая школа жизни, и школа журналистики высокого класса. В тот период все редакции работали, как хорошо отлаженный механизм. Главным редактором «Сунги ахборот» («Последних известий») был поистине великий узбекский радиожурналист Абдукарим Абдуазимов. Во главе русского выпуска стоял журналист просто экстра-класса – Георгий Стойлик, он был выпускником журфака МГУ. Прекрасно знавшие свое дело журналисты Борис Михайлович Иткин, Стелла Сливкина возглавляли промышленную редакцию, в пропаганде это были Назирбай-ака Таджибаев и Роман Меламед, в спортивной редакции на первой позиции были потрясающий комментатор Роман Турпищев и Константин Тимохин. И у нас на радио была очень хорошая редакция музыкальная – главный редактор Елена Зубарева, редакторы одна другой лучше – Ляля Георгиевская, потом Ляля Вишневская, Женя Джетере, Людмила Раджабова и другие. В числе лучших на радио все время были незабываемая Лола Самохвалова и ее молодая коллега Таня Полонская. Какие классные передачи музыкальные и литературные они делали, сейчас даже трудно представить! Стоит отдельно сказать о руководителях Узгостелерадио того времени. Они хорошо знали, как управлять таким количеством редакций на радио и на телевидении и добиваться самых хороших результатов, чтобы радиослушатели и телезрители были довольны. Вечная память нашему председателю того времени Убайдулле Якубовичу Ибрагимову, его первому заму Александру Петровичу Берлянду, заместителям – Убаю Бурхановичу Бурханову (телевидение), Расулу Рахмановичу Рахманову (радио), Хеляму Рахимовичу Худайбердыеву (иновещание). Нас учили работать быстро, качественно и с самой большой отдачей. У нас часто даже не было времени просто пообедать. Кроме работы над выпусками новостей, над сюжетами, мы очень много ездили по республике и вели репортажи с места события. Особенно сложными и ответственными были комментарии в прямом эфире с участием первых лиц. Помню, как мы с А.Абдуазимовым поехали на пуск первой очереди Сырдарьинской ГЭС. В назначенное время вышли в прямой эфир, мы должны были вести репортаж с места события до того самого момента, когда приедет и начнет выступать руководитель республики того времени Шараф Рашидов. А он задерживается и задерживается… Абдукарим-ака был готов к этому, мне было сложнее, уже не знал о чем рассказывать радиослушателям… Абдуазимов видит это и говорит тихо: «Все, дальше я поведу». Уверенно стал что-то еще рассказывать о важности этого события, потом читать хорошие стихи, созвучные теме трансляции, и так до самого приезда руководителя… Не менее интересными и очень волнующими были прямые трансляции из нашей студии в здании Дворца дружбы народов, тоже об особо важных событиях, но в культурной жизни страны. Параллельно с основной работой одно время готовил и вел из Ташкента программу «Новости Узбекистана» на радиостанцию «Маяк» в Москве. Десять минут эфира на Всесоюзном радио – это было тогда очень круто… Не забыть также репортажи для радио об особо важных событиях, которые довелось вести на Ташкент из Москвы, Софии, Тбилиси, Алма-Аты, Душанбе, других городов Союза. Потом, когда я уже набрался опыта, стали доверять делать самые настоящие радиопередачи. Это было очень интересно, но и уровень ответственности был очень высокий. Некоторые коллеги не выдерживали такое напряжение и шли в угловой магазин – снять стресс и пропустить рюмочку, можно сказать, в кредит. У продавца, очень понятливого человека, была для этого специальная книжица, которая называлась «Грамзапись». По получении гонорара должники исправно шли в этот магазин и закрывали свои небольшие долги… А теперь одно лирическое отступление… В то время помощником председателя работал мой давний друг, журналист и хороший литературный критик Юрий Подпоренко. Вместе с ним и отличным дизайнером и верстальщиком Валерой Дачкиным мы умудрялись тогда еще выпускать совсем неплохую кооперативную газету «Для всех». И она очень хорошо расходилась по всей республике, так же как и выпущенная нами позднее газета «Деловой партнер Узбекистана». А о Юрии Владимировиче я вспомнил еще и потому, что он написал мне очень хорошее стихотворение к моему дню рождения в сентябре 1985 года. Оно совсем небольшое, но для меня очень значимое, потому позволю себе напечатать его здесь.
Боря, Боря, добрый гений Неприкаянных, больных. Боже, если бы все евреи состояли из таких.
Верю – будет жизнь без гадства, Без подонков, подлецов. Чтоб порядочность богатством Значилась в конце концов.
А пока – давай держаться, Не грустить, не унывать. Человеческое братство Понемногу создавать.
Проработав на любимом радио более 23 лет, я понял, что надо идти дальше… Некоторое время был помощником у двух председателей Гостелерадио, сначала у Наима Явкачевича Гаипова, потом у Ганжи Якубовича Якубова. Они делали свое дело хорошо, работать с ними было и интересно, и легко. Далее осуществилась моя давняя мечта, и я в 1989 году перебрался в очень популярную в ту пору редакцию информационной программы «Ахборот» на Узбекском телевидении.
Здесь мы проходили другую школу жизни и творчества – телевизионную, тогда эта программа шла в прямом эфире, дикторами были уже в те годы знаменитые Галина Мельникова, Насиба Ибрагимова, Рано Джураева, Георгий Ирлин и другие их великолепные коллеги. Но и редакция здесь была им под стать, очень сильная во всех отношениях. Редакторами и корреспондентами были такие люди, которых можно назвать телевизионной элитой того времени… Может быть поэтому недавно сын незабвенной нашей коллеги и мастера телерепортажа Кимье Ходжаевой – Акмаль назвал недавно на Фейсбуке эту нашу редакцию «Золотой командой «Ахборота». Но об этом в следующий раз.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|