Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
03.04.2021 / 18:17:24

Вспоминая учителя. К 95-летию со дня рождения академика А.П. Каюмова


Так случилось,  что  в жизни мне всегда везло на хороших людей, которые своей душевной щедростью, добротой и хорошим отношением принимали самое деятельное участие в моей судьбе. Их немало, и  среди всех этих  людей особо выделяется фигура Азиза Пулатовича Каюмова, что сыграл в моей жизни  и судьбе исследователя определяющую роль. Представили ему меня, тогда  московского студента, в марте 1969 года. Он находился в Москве в командировке в ранге  председателя  Госкино Узбекистана. Это был относительно молодой человек сорока трех лет от роду, с коренастой фигурой, крупной головой, широкой грудью, сильными руками и ногами. В присутствии общих знакомых он расспросил меня о моем происхождении, о моих родителях, учебе. Отметил, что моя будущая специальность книговеда   и историка книжной  культуры  будет  востребована в республике.

            Вторая встреча с А.П. произошла спустя восемь лет в марте 1977г. после окончания мной аспирантуры. Вот тогда-то в качестве ректора Института культуры он принял меня на работу преподавателем на библиотечный факультет. Защита диссертации была назначена на 7 июня 1977г. и моё  присутствие в Москве уже в апреле было необходимо. А.П. распорядился выдать мне зарплату  с апреля по июль и напутствовал меня самыми добрыми пожеланиями. Я был на седьмом небе от счастья, а мои родители просили у Бога и желали  для А.П. все мыслимые блага. Позже, когда я уже работал у А.П. в Институте рукописей, а супруга училась в очной аспирантуре МГУ, не раз и не два в году (в 1980-1982 годах) он отправлял меня в Москву на длительные сроки с зарплатой на 3-4 месяца вперед с такими словами:  «муж и жена не должны расставаться надолго, тем более у вас мальчик растет. Я знаю, вы там вместе будете в  библиотеке  большую часть времени проводить, работой научной заниматься». Надо ли говорить как мы всей семьей были благодарны А.П., как любили и боготворили его.

            После выхода в свет летом 1978г. моей первой книжки, в которой был приведен обзор работ  по рукописной и литографской книге, А.П. пригласил меня на беседу и поставил  мне новую большую задачу. « У  нас в учебном плане, - говорил он, - значится предмет «История книги». Учебник московских авторов, по которому учатся  наши студенты, освещает историю книжной культуры западно-европейских стран и России. Нам необходим учебник по Средней Азии и Узбекистану. Вам, как автору исследования истории книги Узбекистана ХХв., сама судьба велит заняться 2,5 тысячелетней историей книжной культуры Среднеазиатского региона и Казахстана. Это тема для нескольких десятков кандидатских и докторских  диссертаций.

       Предлагаю приступить к этой работе немедленно. Один раз в месяц будем встречаться и обсуждать ход исследования. Первый совет: работать надо с утра, порядка с 4-5 утра. А ночью спать. Тогда после 6-7 часового сна все лучшие  мысли придут Вам в голову именно с утра». В сентябре 1979 г. А.П. был назначен директором Института рукописей Академии наук и в том же сентябре  он перевел меня к  себе, где с первых дней я вплотную занялся обширнейшей темой воссоздания истории письменности, рукописной  и первопечатной  (литографской) книги, искусства книги, истории книгоиздательского, библиотечного, библиографического, книготоргового дела последних 25 веков. Работа над темой и консультации с А.П. продолжались и после моего возвращения в Институт культуры в 1985г. Итоги наших с А.П. работ  в    несколько учебников и монографий по теме  знает   научная общественность. Теперь студенты и учебный процесс в Институте культуры надёжно снабжены фундаментальными учебниками «Ватан кутубхоначилиги тарихи.Қадимият ва ўрта  асрлар”, “ Ватан кутубхоначилик тарихи.  XIX асрнинг  иккинчи ярми – ХХ аср”, “Кутубхонашунослик, библиографияшунослик,  китобшунослик : назарияси ва тарихи”, “История книги в Туркестане. Древность.Средние века”, “Письменная  и книжная  культура Узбекистана. Древность. Средние века.” Несмотря на всю  безмерную любовь и уважение к А.П., я держался по отношению к нему так, чтобы не докучать ему, беречь его время, здоровье, силы.

Но в его трудные дни старался всегда быть рядом. В домашней обстановке он был совершенно иным, нежели в кабинете на работе. Он был приветлив, ласков, по-отечески заботлив, за столом всегда старался подложить кусок повкуснее. Без умной шутки, юмора, смеха он не мыслил себе жизнь. Во время любого выступления на публике или серьезной беседы в кругу коллег он всегда находил паузу для юмора и  шутки. Чувствовать себя в стихии аскии как рыба в воде, когда  моментально надо  ответить на шутку  еще более тонкой остротой было в крови братьев Азиза и Лазиза Каюмовых.

       Умный и одаренный человек, А.П. был талантлив во всем: в  выполнении  государственных дел в качестве депутата парламента, написании истории узбекской литературы, в изучении творческого наследия великого Алишера Навои и Захириддина Мухаммада Бабура, поэтов кокандской литературной среды  ХVIII- XIXвв., создании разнообразных научных работ гуманитарной тематики, а также в организации науки и научных исследований в республике, в руководстве  научными коллективами Самым дорогим и любимым он был в институте востоковедения им. Абу Райхана Беруни Академии Наук, членом совета по защите диссертаций  которого он был. Через его руки и научное руководство прошла добрая сотня соискателей ученых степеней и еще столько же  получили его научное воспитание.

 Везде, где  работал А.П., он создавал атмосферу подлинного творчества. Личным примером вселял в людей дух исследовательского и  художественного поиска, непрерывного научного роста. Например, за время работы в институте рукописей (1979-1998) им были созданы научно-исследовательские группы по таким новым для республики научным направлениям, как  согдология, палеография древних письменных памятников, тюркология, письменные памятники уйгурского письма, история  и теория письма (грамматология), книговедение и история книжной культуры, терминология и типология средневекового книжного дела, источниковедение и  текстология средневековых письменных памятников на арабском, фарси и тюркских языках, лингвистика, герменевтика,   источниковедение истории литературы, история средневековых антологий (тазкира), культурные и литературные связи Востока и Запада, а также продолжена разработка вопросов таких устоявшихся наук , как история литературы, литературоведение, кодикология и конечно же велась непрерывная работа  по описанию восточных рукописей и литографских книг, составлению  и изданию их каталогов. И как результат десятки новых книг, диссертаций, научных обобщений и открытий.

            … Азиз Пулатович оставил свой неповторимый след не только в научной жизни нашего государства, его творчество в форме  произведений и книг прочно вошло в общественное сознание народа, стало фактом биографии сотен людей, знавших его. В работе, своей деятельности во главу угла он всегда ставил интересы государства и народа, превыше всего ценил в людях порядочность, благородство, ум и умение  хорошо посмеяться над своими и чужими недостатками. Он ненавидел некомпетентность, непрофессионализм, стяжательство и взяточничество, все реликты и проявления старых полуфеодальных  отношений  между людьми. Кристально честный человек, он жил на советскую зарплату доктора наук, с конца 80х годов академика, был неприхотлив в еде, одежде, отказался в свое время от отдельной квартиры, выделенной ему правительством, мотивируя тем, что имеет дом и участок, а потом 20 лет ежеквартально выплачивал с зарплаты за кооперативную квартиру сына. Был большой оптимист, любил жизнь во всех её проявлениях, почитал семейные ценности, со своей супругой Инессой Владимировной  прожил в любви и согласии около 70 лет. Он относился ко всем с доброжелательностью, и все любили его в ответ на его сердечность, высокую и благородную эстетику.

 

 Эркин Ахунджанов, доктор исторических наук, профессор Ташкентского государственного  университета востоковедения.





Другие материалы рубрики

01.04.2021 / 14:56:55

В продолжение темы. Ей покорялись сцены мира

Двадцать девятого марта 2021 года торжественно отмечали 115-летие Тамары Артёмовны Петросян (1906-1991) - в Национальной библиотеке Узбекистана имени А. Навои, мемориальном доме-музее Тамары Ханум и Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ. Далее...

31.03.2021 / 18:44:57

В продолжение темы. В Ташкенте отметили 115 лет со дня рождения народной артистки ТАМАРЫ ХАНУМ

На карте примечательных очагов культуры Узбекистана мемориальный дом-музей Тамары Ханум занимает свое достойное место. Этот гостеприимный дом никогда не бывает пустующим, а традиционно особенно многолюдным становится ежегодно 29 марта. Далее...

29.03.2021 / 18:37:01

Легендарной актрисе, певице и танцовщице Народной артистке СССР Тамаре Ханум исполнилось 115 лет со дня рождения

Тамара Ханум – личность, чей масштаб не укладывается в привычный формат танцевального или вокального жанра. Её искусство настолько уникально и многогранно, а исполнительская манера так индивидуальна и неповторима, что и сегодня поклонники её творчества открывают для себя новые грани великой, поистине Народной артистки. Далее...

21.03.2021 / 15:24:02

Делать то, что нравится, – это свобода, а любить то, что ты делаешь, – это настоящее счастье

У нас в стране недавно появилось знаковое издание — медицинский журнал "Анатомика" с которым стоит познакомиться. А еще лучше- его надо читать Материалы журналы не просто рассказывают о тех, или иных проблемах в сфере здоровья, а , можно сказать, проникают в глубь избранной темы . Они открывают прямую дорогу к самым лучшим нашим врачам и в самые лучшие клиники. На его страницах редакция знакомит со знаковыми фигурами отечественной медицины. Далее...

23.02.2021 / 08:45:34

Владимир Познер: "Журналист не должен говорить своей публике, что такое хорошо и что такое плохо"

– Владимир Владимирович, как вам кажется или как вы считаете: у журналиста есть такая возможность или право рекомендовать своей аудитории, подсказывать ей что-то в сфере потребления, сфере услуг и так далее, как это делают многие блогеры, или это никак не вяжется с журналистской профессией? Далее...




  Самые комментируемые  
 
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)

 


19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


17.04.2024 / 14:29:09
Театр-студия имени Марка Вайля "Ильхом" представляет репертуар недели
 
17.04.2024 / 10:23:49
В столице республики с большим успехом продолжается Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори". Его программу украсила новая версия оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини "Богема"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте