Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
07.10.2021 / 20:08:41
Навстречу 100-летию со дня рождения Народного художника Узбекистана Рахима Ахмедова. Одна из лучших картин, созданных им, это портрет заслуженного деятеля искусств Узбекистана Лайло Салимджановой. Она была одним из первых учеников художника![]() Представляем вниманию посетителей сайта ее воспоминания Я с гордостью называю себя его ученицей. В числе главных принципов педагогической деятельности моего учителя — не подавлять индивидуальность студента, а подсказать ему правильное решение; внушить уверенность в собственных силах и дать возможность начинающему художнику. Мне лично Рахим Ахмедович помог не только понять законы живописи, значение искусства, но прежде всего в становлении меня как художника и человека. С уверенностью могу сказать, что многие мои коллеги согласны с этими словами. Основные качества Рахим Ахмедовича — прямота, простота, смелость в своих высказываниях, когда дело касалось творческих вопросов, нетерпимость к недобросовестности, тогда он бывал и резок, и беспощаден. Но я навсегда запомнила Рахима Ахмедовича как мягкого и сердечного человека, стремящегося помочь каждому, кто к нему обращался с просьбой житейской или за советом, касающимся в искусстве. Как педагог Рахим Ахмедович, без преувеличения могу сказать, был — гениальным. Его объяснения были всегда просты и понятны. Молодые художниники, как правило, терялись, начиная новую работу — пугала белая поверхность холста. «Не бойтесь ни красок, ни холста! Смелее! Ничего, если сразу не все получается. Работайте, и успех придет! », — напутствовал нас Учитель. Но особенно любили мы вечерние беседы об искусстве, когда в опустевшем институте наступала тишина, а мы, забывая о времени, разговаривали с Учителем, который умел не только интересно рассказывать, темпераментно передавать смысл сказанного, но и «разговорить» самого молчаливого студента. С Рахимом Ахмедовичем мы проводили незабываемые месяцы летней практики в Хумсане. Он будил нас в 6 часов утра, и мы вместе с ним шли писать этюды. А нам, молодым и безмятежным в то время, так хотелось еще поспать! После завтрака Рахим Ахмедович смотрел этюды, давал советы, делал замечания, ругал или хвалил. А вечером мы делали наброски и вместе с ним обсуждали сделанное, говорили об искусстве, о великих художниках... В памяти каждого из своих учеников, а их много, Рахим Ахмедович, остался навсегда. И сегодня мы с уверенностью можем говорить о «школе живописи Рахима Ахмедова». Педагогическая деятельность Рахима Ахмедовича не была бы столь плодотворной и многолетней (более 55 лет!), если бы он не был замечательным художником, подтверждающим свои педагогические принципы собственным творчеством. Огромно количество созданных Рахимом Ахмедовым произведений, охватывающих самые различные жанры — от портрета и тематической картины до натюрморта и пейзажа. Вместе с тем было нечто общее, что объединяло Ахмедова — педагога и Ахмедова — художника: это создание «школы», — того фундамента, по которому можно уверенно идти по жизни. Добавлю, что на протяжении всех последующих лет Рахим Ахмедович, оставался моим добрым старшим другом, уважаемым учителем и авторитетным коллегой, к которому можно было всегда обратиться, когда возникали какие-либо сложные ситуации и встретить его понимание, искреннее участие и поддержку.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
| ![]() |
![]()
|