Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.10.2021 / 20:08:41
Навстречу 100-летию со дня рождения Народного художника Узбекистана Рахима Ахмедова. Одна из лучших картин, созданных им, это портрет заслуженного деятеля искусств Узбекистана Лайло Салимджановой. Она была одним из первых учеников художникаПредставляем вниманию посетителей сайта ее воспоминания Я с гордостью называю себя его ученицей. В числе главных принципов педагогической деятельности моего учителя — не подавлять индивидуальность студента, а подсказать ему правильное решение; внушить уверенность в собственных силах и дать возможность начинающему художнику. Мне лично Рахим Ахмедович помог не только понять законы живописи, значение искусства, но прежде всего в становлении меня как художника и человека. С уверенностью могу сказать, что многие мои коллеги согласны с этими словами. Основные качества Рахим Ахмедовича — прямота, простота, смелость в своих высказываниях, когда дело касалось творческих вопросов, нетерпимость к недобросовестности, тогда он бывал и резок, и беспощаден. Но я навсегда запомнила Рахима Ахмедовича как мягкого и сердечного человека, стремящегося помочь каждому, кто к нему обращался с просьбой житейской или за советом, касающимся в искусстве. Как педагог Рахим Ахмедович, без преувеличения могу сказать, был — гениальным. Его объяснения были всегда просты и понятны. Молодые художниники, как правило, терялись, начиная новую работу — пугала белая поверхность холста. «Не бойтесь ни красок, ни холста! Смелее! Ничего, если сразу не все получается. Работайте, и успех придет! », — напутствовал нас Учитель. Но особенно любили мы вечерние беседы об искусстве, когда в опустевшем институте наступала тишина, а мы, забывая о времени, разговаривали с Учителем, который умел не только интересно рассказывать, темпераментно передавать смысл сказанного, но и «разговорить» самого молчаливого студента. С Рахимом Ахмедовичем мы проводили незабываемые месяцы летней практики в Хумсане. Он будил нас в 6 часов утра, и мы вместе с ним шли писать этюды. А нам, молодым и безмятежным в то время, так хотелось еще поспать! После завтрака Рахим Ахмедович смотрел этюды, давал советы, делал замечания, ругал или хвалил. А вечером мы делали наброски и вместе с ним обсуждали сделанное, говорили об искусстве, о великих художниках... В памяти каждого из своих учеников, а их много, Рахим Ахмедович, остался навсегда. И сегодня мы с уверенностью можем говорить о «школе живописи Рахима Ахмедова». Педагогическая деятельность Рахима Ахмедовича не была бы столь плодотворной и многолетней (более 55 лет!), если бы он не был замечательным художником, подтверждающим свои педагогические принципы собственным творчеством. Огромно количество созданных Рахимом Ахмедовым произведений, охватывающих самые различные жанры — от портрета и тематической картины до натюрморта и пейзажа. Вместе с тем было нечто общее, что объединяло Ахмедова — педагога и Ахмедова — художника: это создание «школы», — того фундамента, по которому можно уверенно идти по жизни. Добавлю, что на протяжении всех последующих лет Рахим Ахмедович, оставался моим добрым старшим другом, уважаемым учителем и авторитетным коллегой, к которому можно было всегда обратиться, когда возникали какие-либо сложные ситуации и встретить его понимание, искреннее участие и поддержку.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|