Бесценным подарком для читателей к 970-летию со дня рождения Омара Хайяма стала новая книга ташкентской писательницы Ариадны Васильевой, которую она назвала «Талисман Омара Хайяма». Это очень впечатляющая историческая драма в 3-х действиях. Она переносит нас в XI век , в древний город Исфахан в период правления Султана Джамал ад - Дина Маликшаха из династии Сельджуков. Читать ее очень интересно и увлекательно, а для большинства читателей, считающих Омара Хайяма только поэтом и автором «Рубайята», будет еще и очень познавательна.
Знаете ли вы, кем на самом деле был великий Омар Хайям? И почему его так волновали загадки мирозданья? Он был, прежде всего, великий ученый, стремящийся познать Мир. Потому мы здесь читаем:
«От земной глубины, от далеких планет
Мирозданья загадки нашел я ответ…».
Так писал великий ученый - астроном и математик Омар Хайям еще в XI веке. А знаете ли вы на какие «Загадки Мирозданья» нашел ответ Омар Хайям?
В 1961 были году изданы научные «Трактаты» великого ученого, открытия которого опережали время на целые столетия на языках оригиналов. И все это переведено с персидского и арабского языков на русский язык. Но, к сожалению, об этом мало кто знает и у этих «Трактатов» значительно меньше почитателей, чем у «Рубайята», прославившего Омара Хайяма на весь мир, ведь его рубаи переведены на очень многие языки .
Знаете ли вы , что Омар Хайям – первооткрыватель бинома, а Ньютон лишь спустя века открыл его заново?! Знаете ли вы, что именно Омар Хайям первым точно вычислил время наступления Дня Весеннего равноденствия ( время вхождения Солнца в Овен )? Причем, он сделал это еще в XI веке, задолго до Мирзо Улугбека ! Вряд ли вы знали об этом, как и о том, что именно Омар Хайям со своими единомышленниками - друзьями стал создателем первого точного солнечного календаря в Исфахане!!
Ариадна Васильева восстанавливает историческую справедливость в отношении этого великого гения – выдающегося ученого-астронома и математика, открытия которого опережали время на столетия. Он даже не считал себя поэтом, хотя славу и известность Омару Хайяму принесли его замечательные рубаи. И, не случайно, историческая драма «Талисман Омара Хайяма» Ариадны Васильевой начинается с рубаи, которое читает хозяин караван - сарая в Исфахане, куда приехал Омар Хайям по приглашению Первого Визиря Султана Джамал ад- Дина Маликшаха:
«Стать бессмертным - напрасный,
поверьте мне труд
все, кто стар и кто молод,
в могилу сойдут,
не дано это царство земное навеки
никому…
Да и мы не останемся тут».
И добавляет от себя: «Хороший поэт написал». ( см. стр. 7) Он безмерно рад, что видит самого Омара Хайяма, почитателем поэзии которого был, и прочитав другое рубаи, признается; «Хорошие строки бегут впереди поэта». Рубаи Омара Хайяма были в те времена очень популярны в народе. И, надо признать, как мы уже отмечали , широкую известность, славу и бессмертие своему Творцу- Омару Хайяму , ему принесли прекрасные и мудрые рубаи. Хотя поэтом себя Омар Хайям и не считал. И там же в драме , Омар Хайям, оставшись наедине с теологом, философом Абу Хамидом Мухаммад ибн Мухаммад аль- Газали, тоже приглашенным в Исфахан, признается: «…Я не поэт!
«Признаюсь честно, балуюсь пером.
В минуту жизни трудную, когда
Тоска и грусть навалятся, как камень,
Я душу изливаю на бумаге,
Смеюсь и плачу над самим собой».
В основе этой исторической драмы – реальные события из жизни Омара Хайяма: в 1074 году его - молодого ученого, написавшего к тому времени три «Трактата» по математике в Самарканде, приглашают в Исфахан возглавить крупнейшую астрономическую обсерваторию того времени, где в 1077 году он завешает работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», а в 1079 году вводит в действие вместе со своими единомышленниками - друзьями и учеными точный солнечный календарь.
В середине 90- годов XI века, после закрытия обсерватории, вызванной сменой власти в Исфахане, Омар Хайям теряет возможность заниматься любимым делом - науками - астрономией и математикой - и совершает паломничество в Мекку. Будучи вольнодумцем , дерзким и смелым мыслителем, желавшим все познать и все узнать и раскрыть все тайны Мироздания , с этого времени он вынужден был, по свидетельству самого недружелюбно настроенного биографа Ибн Аль- Хафти «… придерживать поводья своего языка и пера из страха, а не из благочестия». Заниматься науками и философствовать стало опасно… И Омар Хайям ( будучи по образованию и врачом) работает врачом при наместнике Хорасана и тайно пишет свой философский трактат «О всеобщности бытия» на языке фарси…
Последние 10-15 лет жизни Омар Хайям провел в уединении на своей родине - в Нишапуре, продолжая писать рубаи. Омар Хайям с горечью признавался тогда:
«Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?
Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет?!
Тесна мне бытия печальная темница,-
о, если б дверь найти, что к вечности ведет…»
В эти трудные дни Омар Хайям дружил только с «Книгой исцеления» Ибн Сины и дочитал ее до раздела «О единстве и всеобщности» этого философского сочинения, но когда пришло время молитвы («намаза»), встал, помолился и умер… Это случилось 4 декабря 1131 года…
Омар Хайям думал, что имя его будет предано забвению … Но ошибался...
В Нишапуре – на родине Омара Хайяма воздвигнут прекрасный Мавзолей , достойный имени великого Творца- ученого и поэта. И век за веком уже почти целое тысячелетие всё новые поколения людей становятся почитателями таланта великого Омара Хайяма, ведь его рубаи особенно любимы и почитаемы во всем мире.
Плывут по водам Леты рубаи Омара Хайяма и дарят бессмертие своему Творцу…
« В прах и пыль превратились Султаны, Короли,
все, кто спрятан в бездонное лоно Земли…»
А звезда имени Омара Хайяма гордо сияет над нашей родной планетой Земля, даря бессмертие великому астроному и математику Омару Хайяму.
Мне кажется, что Омару Хайяму удалось , все таки, найти ту заветную дверь, что ведет к вечности и бессмертию. И не только найти эту дверь, но и открыть её… Хвала и честь Творцу, величайшему Мудрецу и мыслителю Востока, величайшему ученому астроному и математику, чьи открытия опередили время на века, великому врачу Омару Хайяму и великому поэту, автору «Рубайята». Слава вечная ему! Он был так многолик и так безмерно велик, что равных ему в XI веке не сыскать!!! В одном из своих рубаи Омар Хайям писал:
«Сомненья нет, что цель творенья – мы,
что разума источник зренья – мы
и если мирозданье наше – перстень,
то лучшее в нем украшенье – мы».
Читайте и наслаждайтесь новой книгой Ариадны Васильевой «Талисман Омара Хайяма». Вы перенесетесь в 1074 год в город Исфахан… И встретитесь на ее страницах с молодым 26-ти летним ученым Омаром Хайямом, полным надежд, окрыленным мечтой образовать Содружество Ученых единомышленников для совместной работы над созданием точного солнечного календаря, стремящимся к совершенствованию и восхождению к Истине, умевшим не только творить, но и любить, дружить и помогать тем, кто попал в беду… Вас ждут открытия и много интересного на страницах этой новой книги писательницы об Омаре Хайяме…
Она написана увлекательно и очень понятно. Пожалуй, Главные достоинства этой драмы, пожалуй, в ее соответствии историческому духу той эпохи, точность и краткость повествования, ясность и глубина содержания. И в этой связи невольно вспоминается, как формулировал свои требования к реалистической прозе великий реформатор русской литературы А.С.Пушкин:
«Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» («О русской прозе»). Так писал Александр Сергеевич еще 196 лет назад, а в заметке « Зрелой словесности приходит время…» (1828г.) признавался, что «прелесть нагой простоты так еще для нас непонятна…». И в самом деле, « прелесть нагой простоты» и сегодня могут подарить немногие… Ариадна Васильева сумела сделать это и в этом проявились не только её большой талант, но и мастерство писателя , которые еще раз проявились при написании этой исторической драмы.
Точность, лаконичность и простота слога – несомненные достоинства прозаического стиля исторической драмы «Талисман Омара Хайяма». Ничего ненужного, только самое необходимое в повествовании; точность в определениях, простота и лаконичность в правдивом изображении той эпохи, в конкретно- историческом изображении жизни высшего общества в Исфахане в период правления Султана Джамал ад- Дина Маликшаха из династии Сельджуков, жизни самого Омара Хайяма и его друзей – ученых, занимающихся уникальными научными исследованиями для создания солнечного календаря, жизни других персонажей драмы из различных социальных слоев общества… Это позволяет Ариадне Васильевой добиться главного – привлечения неподдельного интереса к книге и желания читать её, и узнать о жизни Омара Хайяма в те времена, как можно больше…. Ведь эта уникальная личность поистине неповторима, многолика и одарена во всем!
Стройность и логичность фабулы изображаемых событий , драматизм без всяких нарочитых эффектов с соблюдением исторического и социального принципов и передачей «местного колорита» - тоже можно отнести к несомненным достоинствам исторической драмы «Талисман Омара Хайяма». Ариадне Васильевой удалось не только передать исторический дух той эпохи, но и создать зримые образы героев драмы , соответствующие реально существовавшим личностями той эпохи, которым вольно или невольно пришлось стать участниками событий, изображаемых в этом произведении. Характеры героев, их типажи верны эпохе. Особенно удачны образы Омара Хайяма – главного героя , его друга теолога и философа аль - Газали, который и в жизни был частым собеседником Омара Хайяма и стал его Учителем на суфийском Пути восхождения к Истине.
Следует отметить, что именно Абу Хамиду Мухаммаду ибн Мухаммаду аль-Газали принадлежит заслуга в том, что суфизм признали одной из ветвей ислама и ортодоксальные исламисты вынуждены были легализовать его, что привело к расцвету суфизма. Выдающийся суфийский поэт, основатель Ордена Крутящихся дервишей Джалал ад-дин Руми называл аль Газали «Наставником Вселенной» и «Мудрецом среди смертных».Аль- Газали и Омар Хайям, как и Саади, Аттар, Руми признаны великими суфийскими Учителями Человечества , они оставили свои знания для идущих вослед, облегчая суфийский Путь Восхождения к Истине для них.
Не случайно и в драме «Талисман Омара Хайяма», именно аль-Газали «несравненный» ( по определению Омара Хайяма), обрадовавшись встрече с О.Хайямом , признается:
«… Я счастлив! Не могу наговориться. Мне повезло – я встретил, наконец, того, пред кем душа открытой будет до самых сокровенных глубин». И Омар Хайям « открылся по секрету», что «так устал беседовать с глухими…». Аль- Газали понятен «сокрытый смысл такого изреченья»: «… Так и есть: Мир глухоты! Погрязший во мраке невежества ».
Не случайно в одном из своих рубаи Омар Хайям писал:
« В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
уши мудрый заткни, рот надежно зашей.
Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
о сохранности глаз, языка и ушей ».
Его современник и историк суфизма теолог Газни аль-Худжвири считал, что именно суфийские Учителя придают истории Человечества определенную направленность, обеспечивая ее «приближение к Истине».
Суфии жили и живут по формуле –« в миру, но не от мира» (внутренне с Аллахом, сохраняя свое внутренние единение даже в толпе с Ним) следуя путем внутренней сути Шариата, очищая дух и тело от порочности, делая их красивыми и во внутренних качествах, что позволяет им подражать Пророку Мухаммаду… Не случайно, Суфизм привлекал столько интеллектуалов и ученых не только на Востоке, но и на Западе. Свою миссию суфийских Учителей Омар Хайям и аль – Газали выполнили достойно и вошли в историю суфизма. Образ Омара Хайяма раскрыт исторически верно и всесторонне благодаря удачному синтезу истории и вымысла, вплетая «романтическую » линию любви невольницы – девушки, угнанной в рабство и подаренной Султаном Омару Хайяму. Благородство и доброта Омара Хайяма по отношению к этому « несчастному выкидышу войны» впечатляют. Он не только приютил ее и относился к ней, как к дочери, окружив ее заботой и вниманием, но и сумел понять ее и ответить на чувства девушки и полюбить ее, и восхищаться ею, как своей возлюбленной, даря ей искренне свою любовь...Тема любви рабыни появляется в сюжете без всякого напряжения , что делает драму еще более интересной и увлекательной для читателей. При всей сжатости и концентрированности повествования в этой драме все мотивировано и все вытекает из взаимодействия обстоятельств и особенностей характеров героев и действующих лиц и воспринимается, как историческая правда и реальные события из жизни Омара Хайяма.
Это - драма гения, открытия которого опережали время на столетия… Он вынужден бросить занятия наукой математикой и астрономическими исследованиями…Сожжена Звездная башня… Убит великий Визирь- почитатель наук и покровитель ученых…Гибнет Султан… Глава религиозной знати Имам Фарух готов сгноить Омара Хайяма в глубокой яме, как безбожника и еретика, и вечному проклятию предать не только его, но и его учеников… Мечтателю и ученому Омару Хайяму уже нельзя оставаться в Исфахане… И он никогда больше не сможет заниматься астрономией…Эта драма великого ученого Омара Хайяма, приведшая к крушению всех его надежд и научных планов на будущее…
В одном из рубаи Омар Хайям признавался:
«Тайны мира, как я записал в тетради,
Головы не сносить, коль другим рассказать.
Средь ученых мужей благородных не вижу,
Потому на душе и молчанья печать».
( Рубаи 367)
А в другом рубаи писал:
«Для достойного – нету достойных наград.
Хочешь знать, существуют лишь адские муки?
Жить среди недостойных – вот истинный ад!»
( Рубаи 335)
Такова была участь таких людей, как Омар Хайям, в те далекие времена. Книга «Талисман Омара Хайяма» Ариадны Васильевой истинный подарок великому гению и нам, читателям, к его юбилею.
ФАРИДА БОБРИК,
читательница, член творческого клуба «Майсара»