Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.04.2021 / 20:16:29
Литературная гостиная музея С. Юдакова: "ТАКОЙ УДАЧНЫЙ СЕМИНАР!"Литературная учеба – вот, пожалуй, главное, что стало определяющим в последнее время для объединения «Данко», что при Русском культурном центре Узбекистана. Поэтому неудивительно, что второй в текущем году семинар вызвал большой интерес у пишущей братии, он был посвящен поэтическому мастерству. Но началось заседание литобъединения с печального известия. Довольно интересный поэт Гухарик (Гуарик) Багдасарова сказала, что буквально недавно ушел из жизни ее хороший творческий знакомый – дудукист Вячеслав Каграманян, упомянутый в мемуарной прозе Александра Фица (публикуется на сайте «Культура.уз»). В. Каграманян скончался от тяжелой болезни, но до последнего дня оставался жизнелюбивым человеком. Многие годы он по зову души играл на дудуке во время траурных процессий на Боткинском кладбище, а потому и вошел навсегда в историю нашего города. «Данковцам» очень повезло, что музыкант приходил на заседания ЛиТО в музее С. Юдакова. Он всегда носил с собой дудук, сделанный своими руками, и по просьбе окружающих играл на нем армянские народные мелодии. Звучал его дудук и в «Данко», а также на некоторых крупных литературно-творческих вечерах с участием «данковцев», прежде всего Г. Багдасаровой. Она поделилась своими воспоминаниями о талантливом и безвременно ушедшем от нас музыканте и зачитала свое стихотворение, написанное в его память. Еще о нем коротко и очень по-доброму высказались и другие участники семинара, в том числе А. Маркарян, А. Кирдянов, Е. Абалян. …Семинар по поэтическому мастерству блестяще провела известный в интернет-пространстве поэт и прозаик Наталья Бондаренко. Она, явно обладая педагогическим даром, сумела всех подключить к работе. Она рассказала о некоторых стихотворных размерах, привела примеры их применения поэтами-классиками, рассказала и о некоторых приемах, которыми активно пользовались наши предшественники, а современники, к сожалению, напрасно пренебрегают. Важность повышения знаний в области стихосложения осознали все участники заседания, ну или почти все. Так, Т. Грушина, Е. Абалян, С. Мартыненко, А. Чембарисова, Г. Жданова и другие с радостью высказались за продолжение семинарских занятий, обещали тщательно выполнить домашнее задание – написать свои стихотворения в предложенных размерах и с использованием рассмотренных под руководством руководителя семинара приемов, усиливающих эффект поэтического высказывания. Член Союза писателей Узбекистана О. Бордовский выразил желание провести и свой, авторский семинар. И даже ратовавшая ранее за «ненадобность учебы» А. Маркарян заинтересовалась рассмотренными вопросами. И, пожалуй, только, в общем-то, уже состоявшийся поэт Г. Багдасарова привела цитату поэта А. Вознесенского о том, что «формальные поиски не так уж и нужны» (привожу неточно). На что руководитель ЛиТО «Данко» А. Кирдянов заметил, что Вознесенский считал себя учеником Бориса Пастернака, а потому писал в подражание мэтру, а значит, повторял и классические размеры, то есть учился. Став самостоятельным, он позволил себе быть свободным от «правил». В общем, семинар прошел плодотворно и, получив домашнее задание от Н. Бондаренко, «данковцы» и гости объединения стали знакомить друг друга со своими новыми (и не очень) произведениями. Особенно запомнились выступления О. Бордовского, Н. Свириденко, С. Мартыненко. А Гаухария Жданова прочла не только свои стихи, но и одно стихотворение Андрея Вознесенского, с которым великолепно выступает с эстрады как декламатор. Она покорила всех незаурядным актерским мастерством. Уже собираясь по домам, А. Кирдянов, А. Чембарисова и Т. Грушина договорились провести своеобразный флеш-моб, посвященный очередному дню рождения композитора Сулеймана Юдакова (приходится на 16 апреля): позвонить друг другу и прочесть стихотворение о музыке. – Хотелось бы собраться в милом дворике Дома композиторов (в котором располагается музей С. Юдакова) и там, на свежем воздухе, прочесть стихи о музыке под девизом «Есть только музыка одна» в посвящение Юдакову, да не позволяет это сделать пандемия коронавируса, – посетовал А. Кирдянов. – Но все равно мы 16 апреля вспомним о талантливом авторе бессмертной оперы «Проделки Майсары» и чудесного балета «Юность Насреддина». А пока будем находиться под впечатлением от семинара: он оказался таким удачным! * * * Из стихотворений, прозвучавших на заседании ЛиТО «Данко»:
Гухарик (Гуарик) Багдасарова (г. Ташкент) ПЕСНЯ ДУДУКИСТА Вячеславу Каграманяну В осенней тишине на дудочке играет музыкант. Он сделал ее сам, вдохнув в свирель свой дух. Дудук грустит, скорбит, поет и плачет в его руках. Он сердцу вторит, как друг другу, как брату брат. Ты издавна, мудрец, любимый мой, родной дудук! Зачем ты плачешь, боли не тая, мой верный друг? Быть может, ты, как я, тоскуешь по родной земле? А может, ты, как я, за все благодаришь свою судьбу? Дудук запел, как зов далекий пастуха в горах, Как гимн ковчегу Ноя у подножия Арарат: «Я буду плакать голосами покаянными людей, Чтоб не грешили и меньше лили слезы из очей. И радоваться звонко на радугу после дождей – Знамение завета между небом и талой землей: Плодитесь, размножайтесь, наполняйте очаги Любовью, светом, крылатой музыкой души!» Армянский азиат второго поколенья, как ни суди, Играя на дудуке в осенней хмари, в заботе и тоске – На Боткина в Ташкенте, Ереване, Степанакерте... Он стал, как бог, почти бессмертным во плоти. (Стихотворение приводится по коллективному сборнику «Двадцать весен», редактор А. Маркарян. – Ташкент, 2021).
Алексей КИРДЯНОВ Фото автора, Сергея МАРТЫНЕНКО и Татьяны ГРУШИНОЙ
|
|