Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.03.2018 / 00:01:21
Архиепископ Лука: "Я полюбил страдание…"18 марта 2018 года в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви состоялся вечер-концерт светлой памяти архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) — великого святителя, великого медика, великого человека (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 27 апреля [9 мая] 1877, Керчь, Таврическая губерния — 11 июня 1961, Симферополь). Автор проекта и композиции, ведущий — режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним вместе с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним, а также ведущими солистами ГАБТ имени А. Навои: заслуженной артисткой Узбекистана Ольгой Александровой, лауреатами международных и республиканских конкурсов: Рахимом Мирзакамаловым, Лятифе Абиевой, Анастасией Юдиной, Радой Смирных — подготовили захватывающую комплексную программу. В ней прозвучали: рассказ о жизни и деятельности архиепископа Луки, а также русские романсы, авторские стихи Андрея Слонима. Понятна сложность замысла такого вечера, весь комплекс непростых задач его подготовки и воплощения — и отрадно отметить, что эти непростые проблемы были успешно решены построением своеобразного спектакля-концерта. В таком органичном музыкально-поэтическом синтезе для многих зрителей заново открылся путь страдальца и героя, прошедшего через ХХ век с его бурями и потрясениями с необыкновенным чувством сострадания ко всем людям и желанием им помочь: "Я полюбил страдание…". Пройдя через все круги ада походных госпиталей Русско-Японской войны 1904 года и Второй мировой войны, трёхкратного ареста и пребывания в сталинских лагерях, получив позднее признание властей за Божий дар духовного и физического исцеления людей, архиепископ Лука ушёл из жизни в высоком сознании, что судьба исполнилась, потому что он знал, для чего был рождён, гоним, востребован простыми людьми. Он верил, что как при жизни, так и после неё, его Слово будет по-прежнему необходимо всем страждущим на этой грешной земле. В 1955 году Войно-Ясенецкий ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года он диктует мемуары. Он завещал потомкам 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также 12 толстых томов проповедей. В постсоветское время вышла его автобиографическая книга "Я полюбил страдание…". Вечер, подготовленный и проведенный по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, был традиционно открыт его ёмким и содержательным вступлением. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа рассказал о жизни Войно-Ясенецкого, и в частности, о его архиепископской и научной деятельности, а также медицинской практике в Ташкенте (1917-1923); (1926-1929); (1934-1937); с вынужденными перерывами из-за сфабрикованных арестов по идеологическим воззрениям святителя. Так, 24 июля 1937 года архиепископ Лука был арестован в третий раз. В вину Войно-Ясенецкому вменялось создание "контрреволюционной церковно-монашеской организации", а также вредительская деятельность — убийство пациентов на операционном столе и шпионаж в пользу иностранных государств и т.д. и т.п. В начале Великой Отечественной войны святитель отправил телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину: "Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука". С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он работал по 8—9 часов, делая 3—4 операции в день, что в его возрасте приводило к неврастении. Тем не менее, каждое утро он молился в пригородном лесу (в Красноярске в это время не осталось ни одной церкви). В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". В начале 1946 года профессору Войно-Ясенецкому за фундаментальный труд "Очерки гнойной хирургии" (который по сей день является одним из "настольных" трудов практически каждого хирурга!) была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам. Лука Войно-Ясенецкий был единственным священнослужителем, удостоенным этой премии. Епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия (1959), лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Архиепископ Лука в течение своей жизни не раз подвергался жестоким репрессиям и провёл в ссылке, в общей сложности, 11 лет. Постановлением Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2000 года, в соответствии с законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий полностью реабилитирован. Украинская православная церковь причислила архиепископа Луку к лику святых 22 ноября 1995 года. В августе 2000 года он канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Дни памяти: 29 мая (11 июня) и 5 (18) марта — день обретения его мощей в 1996 году. Оси времен поистине пересекались в повествовании о личности и судьбе архиепископа Луки. Андрей Слоним вспомнил удивительные подробности периода послереволюционного периода, когда выдающийся врач и священник архиепископ Лука оставил о себе негасимую славу великого хирурга, диагноста, знатока человеческой души. А когда пресловутое давление НКВД на его деятельность становилось особо тягостным — дед Андрея Евсеевича, другой выдающийся врач края, профессор Моисей Ильич Слоним, находившийся в добрых отношениях с В.Ф. Войно-Ясенецким — дважды, невероятными усилиями, способствовал его хотя бы временному освобождению и возвращению к целительской деятельности. Эти две ипостаси — святителя и целителя — были неразрывно связаны всю долгую и полную испытаний жизненный путь архиепископа Луки. Музыкально-поэтическая программа вечера памяти архиепископа Луки полностью соответствовала обширной и глубокой теме вечера и была созвучна его чаяниям. Этот смысл самоотверженного служения Богу через готовность помогать людям даже тогда, когда сам молящийся больше всего нуждается в поддержке Господа — был заложен в избранных и нечасто звучащих произведениях русской музыки, прозвучавших в концерте. Торжественно и трепетно прозвучали произведения по характеру как бы светские, но по духу наполненные высочайшей духовностью и глубоким погружением в мир души человека, ищущей правды и исхода. Взаимопроникновением высшего и земного начал особо отличались романсы: "Когда на суд безмолвных, тайных дум…" Д. Кабалевского на стихи В.Шекспира в переводе С. Маршака (Рахим Мирзакамалов); "Колокола" В. Калинникова (стихи "К.Р." — Великого князя Константина Романова) и "Ангел" А. Варламова на стихи М. Лермонтова (Ольга Александрова). Пронзительно задушевно из уст Анастасии Юдиной прозвучало обращение к Богу в малоизвестном романсе А. Алябьева на стихи А. Бистрома — из И.В. Гёте "Я вижу образ Твой…". Картину тихого молитвенного озарения тонко передала Лятифе Абиева в романсе П.Чайковского на стихи А.К. Толстого "Горними тихо летела душа небесами…". Она же тонко и трагично раскрыла крушение мечты о счастье юной Марфы в арии из оперы Н. Римского-Корсакова "Царская невеста". Фактически, впервые в мире был исполнен в этот вечер на сцене романс "Пошли нам, Господи, терпенья…" неизвестного композитора на стихи С. Бехтеева в проникновенном исполнении Анастасия Юдиной. Стоит сказать о том, что минувшим летом уникальные ноты этого романса были подарены в Екатеринбурге представителям любимой нами ташкентской "команды" исполнителей и режиссера-ведущего. Они с успехом уже в третий раз участвовали в Международном фестивале "Царские дни". Эти ноты были найдены в архиве великих княгинь вскоре после расстрела царской семьи, и по-видимому, до сих пор не были "озвучены". Трагический накал этого романса живо напомнил проповеди и письма архиепископа Луки своим близким, которые дошли до наших дней. В письмах сыну Михаилу Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий сообщал о своих религиозных взглядах: "… в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера… Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять… "… если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его". Эта вера в высшее начало и божественную защиту наполнила особым смыслом и светский романс "Мы вышли в сад…" М. Толстого на стихи А. Толстой, который вдохновенно исполнила Рада Смирных. Романс этот неразрывно связан и со светлой и трепетной "усадебной" романтикой духа, устои которой были безжалостно сметены октябрьскими событиями. И вновь прозвучал авторский романс Людмилы Слоним на стихи Е. Евтушенко "Идут белые снеги" в удивительно искреннем исполнении Рады Смирных. На этот раз все собравшиеся уловили неразрушимую связь его музыки и слов с беззаветным служением архиепископа Луки своей великой Родине и народу — и с осознанием его ответственности за каждый миг его земной жизни. А романс-молитва Г. Свиридова на стихи А. Исаакяна в переводе А. Блока "Изгнанник" был исполнен в просветлённом экстазе Анастасией Юдиной. И это была отнюдь не только сердечная молитва матери о сыне. Именно так, возможно, во время своих скитаний по тюрьмам и лагерям молился новомученик и исповедник отец Лука за всех праведников и грешников, "не ведающих, что творят". Узнав о прошедшем 75-летнем юбилее великого физиолога, академика Ивана Петровича Павлова, ссыльный профессор посылает ему 28 августа 1925 года поздравительную телеграмму. Сохранился полный текст ответной телеграммы Павлова Войно-Ясенецкому: "Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветствием и приношу за него сердечную благодарность. В тяжёлое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих по-человечески, остаётся одна опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов". В этот вечер прозвучало ещё много светских романсов и духовных песен под чуткий аккомпанемент на рояле музыкального руководителя и концертмейстера Людмилы Слоним, заставлявшей зрителей прислушаться к каждому проникновенному аккорду, западавшему в душу. Болью за вековые испытания России звучала ария Шакловитого из оперы "Хованщина" в страстном исполнении Рахима Мирзакамалова. Этот яркий исполнитель подарил зрителю и евангельскую "Легенду" П.И.Чайковского, и полный затаённой боли романс Г.Свиридова "Богоматерь в городе", и экспрессивно-драматичный романс того же автора на стихи С. Есенина "Есть одна хорошая песня у соловушки…". Импрессионистические рахманиновская "Сирень" и "Растворил я окно…" П.Чайковского в утончённом исполнении Ольги Александровой вселили в души слушателей образ гармонии души и светлой надежды… Андрей Слоним дополнил возвышенную исповедальную атмосферу концерта своими тематическими стихотворными произведениями. В каждом из них бился нерв внутренней встревоженности автора за судьбы мира и за собственную судьбу как естественный поиск ответа на те вопросы, которые ставит жизнь перед творческой личностью и во времена Войно-Ясенецкого, и в нашем современном, всё более усложняющемся мире. Зрители долго не расходились после концерта, обмениваясь друг с другом своими впечатлениями и невольно приходили к следующему выводу. В судьбе архиепископа Луки не только наши современники, но и далёкие потомки будут находить ответы на главные вопросы о высших ценностях жизни, которые мучают человечество испокон веков. В канун Навруза концерт в епархии внушил всем присутствующим — на сцене и в зале —надежду и радость, так как вечер был наполнен теплом души и глубиной сердца. А отзывы зрителей и их рукоплескания выражали благодарность всем участникам концерта за их талант ума, души и духовности, а также благоговейную светлую память великого святителя, великого медика и великого человека, архиепископа Луки.
Гуарик Багдасарова фото - Михаил Левкович
|
|