Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.03.2018 / 14:13:22
Музыка ХХ века в концерте форума-фестиваля "Континент ФА"Форум-фестиваль “Континент ФА” набирает обороты, достигая апогея. Кульминационной вершиной в разнообразной программе форума-фестиваля стал концерт Национального симфонического оркестра, состоявшийся в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. В программе мероприятия прозвучали три сочинения композиторов ХХ века для двух фортепиано, из которых два произведения для фортепиано с оркестром. Следует отметить удивительную цельность программы, центром которой является фигура Дмитрия Шостаковича и его произведение, с которого и начался этот вечер. Одночастное Концертино для двух фортепиано Шостаковича исполнили ученики инициатора-вдохновителя и разработчика проекта настоящего форума-фестиваля заслуженной артистки Узбекистана, профессора кафедры специального фортепиано ГКУз Адибы Шариповой, лауреат международных конкурсов, студент II курса бакалавриата ГКУз Санжарбек Азимов и ведущий пианист-концертмейстер РСМАЛ имени В.Успенского Людмила Латыпова. Ансамблисты сумели донести до слушателей замысел композитора, создать яркую исполнительскую интерпретацию Концертино, что было тепло встречено аудиторией. Данное сочинение Шостакович написал в 1953 году для своего сына Максима, обучавшегося в то время игре на рояле, и это определило общий характер и стилевые особенности музыки – по-юношески бодро, в жизнерадостной и веселой, ясной и доступной восприятию форме. Это произведение написано очень пианистически удобно так как Шостакович помимо композиторского, имел и фортепианное образование. В 1923 году он окончил Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году — по классу композиции. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру как концертирующий пианист и композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, Шостакович исполнил конкурсную программу, а также сонату собственного сочинения, был удостоин почётного диплома. Прозвучавший затем впервые в Ташкенте, Концерт для двух фортепиано с оркестром (вторая и третья части) Владислава Успенского в исполнении Национального симфонического оркестра под управлением Гайрата Абророва и солистов - педагогов ГКУз Эльнуры Мирзакамаловой и Васили Умаровой открыл слушателям мир музыки петербургского композитора, ученика Дмитрия Шостаковича и Бориса Арапова. Символично, что Арапов который в годы второй мировой войны был в эвакуации в Узбекистане, работая Янгиюле и написал здесь оперу “Ходжа Насреддин” по повести Леонида Соловьева “Возмутитель спокойствия”. Авторами либретто были В. Виткович и Гафур Гулям. В 1944 году спектакль “Ходжа Насреддин” был поставлен в Ташкенте силами Областного Янги-Юльского театра музыкальной драмы и комедии. В музыке второй и третьей частей Концерта ощущается влияние Шостаковича, от которого В. Успенским были восприняты некоторые драматургические приемы развития музыкального материала, а также инструментовки. Пианисты проявили единство исполнительских намерений, высокое качество ансамбля и звукового баланса с оркестром. Шотландская баллада для двух фортепиано и большого симфонического оркестра Бенджамина Бриттена – произведение яркое и самобытное, оригинальное по замыслу, эпико-романтическое сочинение, впитавшее в себя традиции драматической сюжетности с увлекательной фантастикой, пристрастие к тому, что не поддается логике и разуму, преобладание рационального начала над эмоциональным, сосредоточенностью над раскрытием чувств. Это масштабное фортепиано-симфоническое полотно подобно монументальной фреске. Для воплощения образного содержания Шотландской баллады Бриттен использовал большой состав симфонического оркестра с расширенной медной духовой группой, арфой, ударными, дополненными цимбалами, бонгами и другими инструментами. Такого рода состав в сочетании с двумя солирующими фортепиано способствовал расширению темброво-колористических возможностей оркестра. Исполнение Шотландской баллады в Узбекистане имеет свою традицию. В 1979 году ее впервые исполнили с филармоническим симфоническим оркестром Узбекистана Авраам Литвинов и Лия Шварц, замечательные пианисты и педагоги консерватории. В 1988 году Шотландскую балладу исполнили заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессор Офелия Юсупова и Тамара Игноян с филармоническим оркестром Узбекистана под управлением Народного артиста Узбекистана, профессора Захида Хакназарова. В 1990 году пианисты исполнили Шотландскую балладу в концертном зале “Бахор” с филармоническим симфоническим оркестром Узбекистана под управлением всемирно известного дирижера Алексея Гуляницкого. В 1991 году О. Юсупова и Т. Игноян исполнили Шотландскую балладу в Таджикистане в концертном зале Таджикского института искусств с симфоническим оркестром под управлением Азиза Ниезмамедова, в свое время учившегося в Ташкентской консерватории. Продолжая и развивая традицию исполнения Шотландской баллады Бриттена в Узбекистане, дирижер Гайрат Аброров, Национальный симфонический оркестр, солисты заслуженная артистка Узбекистана, профессор кафедры специального фортепиано ГКУз Адиба Шарипова и пианистка–концертмейстер ГАБТа и старший преподаватель кафедры камерной музыки и концертмейстерского мастерства ГКУз Диляра Ахметшина внесли в музыку британского классика новое ощущение, обогатили тембровые краски, формы взаимодействия солистов и оркестра, что было высоко оценено слушателями. По мнению дирижера Гайрата Абророва: “Шотландская баллада отличается богатством образного содержания и, естественно, одной из главных проблем ее исполнения было постижение художественного содержания, углубление в сущность исполняемой музыки”. Партитура предоставляет исполнителям широкий простор для проявления творческой инициативы при том, что в ней предельно ясно и четко обозначены все исполнительские приемы и штрихи с чисто английской скрупулезностью и тщательностью, выверенные до мельчайших деталей нотного текста. Несомненно, исполнение данных сочинений в рамках форума-фестиваля “Континент ФА” стало значимым событием в истории фортепианно-ансамблевого и фортепианно-симфонического исполнительства в Узбекистане. Иногамов Донат Джураевич самостоятельный соискатель базовой докторантуры (PhD) кафедры истории музыки и критики ГКУз.
|
|