Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.04.2018 / 16:14:44
Сергей Параджанов в Ташкенте. Презентация нового оригинального проекта в галерее Zero Line8 апреля в 16.00 в галерее ZERO LINE состоялось открытие выставки "Сергей Параджанов в Ташкенте". Сергей Параджанов (1924-1990) – лауреат множества кинопремий, культовый режиссёр XX века, сценарист и художник. Экспозицию составляют уникальные фотокадры, на которых запечатлён Параджанов в период своего краткого пребывания в Ташкенте в конце 1980-х годов. В конце 1980-х годов режиссёр Сергей Параджанов собирался в Ташкент на кинофестиваль. Узнав, что в это время у его друга, узбекского кинорежиссёра Али Хамраева умерла мать, для её могилы он привёз ограду из разрушенного старинного монастыря. Как рассказывают свидетели тех событий, Параджанов скупил все цветы на кладбище и сам расположил их на могиле, создав красочную инсталляцию из цветов. Так художник и режиссёр выразил соболезнования и отдал дань памяти почившему человеку. Его приезд в Ташкент, поездки по городу, посещение вместе с другими представителям киноискусства школы, а также посещение мест захоронений запечатлено на представленных сегодня фотографиях. Параджанов, армянин по национальности, родился в Грузии, долгое время жил и работал на Украине, экранизировал литературное наследие Азербайджана, – таким образом режиссёр предстает как посланец мира между этими народами, за что он сам всегда ратовал. На выставке представлены фрагменты из фильмов Сергея Параджанова, которые признаны шедеврами мирового кинематографа: "Тени забытых предков" (посвящен быту и обрядам гуцулов, этнической группы украинцев, проживающих в Карпатах), "Цвет граната" (о жизни армянского поэта 18 века Саят-Нова), "Легенда о Сурамской крепости" (в основе лежит древняя грузинская легенда о строительстве крепости Сурами), "Ашик-Кериб" (по мотивам азербайджанской народной сказки в изложении М. Лермонтова). Мировая известность пришла к Сергею Параджанову после съемки культовых фильмов "Тени забытых предков" (1965) и "Цвет граната" (1968), благодаря которым режиссёр считается одним из основателей "новой советской волны" и "поэтического кинематографа". Не будучи классическим диссидентом, Сергей Параджанов, однако, открыто критиковал советскую культурную политику, выступал против цензуры и судебных расправ над украинской интеллигенцией. В результате режиссёр в 1974 году был осужден по политическим мотивам за однополые отношения. Он пробыл в тюрьме 4 года и был освобождён под давлением советской творческой интеллигенции и международной кампании. Вернулся в кинематограф Сергей Параджанов только в 1983 году: снял ряд фильмов, в том числе "Легенду о Сурамской крепости" (1984) и "Ашик-Кериб" (1988). Сергей Параджанов оставил после себя большое количество художественных работ: рисунков, коллажей, ассамбляжей, инсталляций, мозаик, кукол, шляп, картин, скульптур и других поделок. Возможно, что любовь к старинным вещам, которые являлись зачастую материалами для его арт-объектов, берёт начало в детстве художника, ведь его отец был антикваром. Сам Параджанов, называл свои коллажи "спрессированными фильмами": в них он был свободен от цензуры и запретов властей, ограничивавших его в фильмах настоящих. Создание коллажей, рисунков, написание новелл спасло Параджанова от отчаяния и безумия во время тюремного заключения. Искусствоведы выделяют тюремный период как один из значительных этапов пути Параджанова-художника. В пространстве выставочного зала представлена инсталляция, которая включает в себя предметы, несущие глубокое символическое значение в фильмах и арт-объектах Параджанова. Ковёр со сложным орнаментом, старинная восточная сабля, женский образ в армянском национальном костюме, гранаты. Гранаты в армянской культуре символизирующие плодородие и богатство (в Армении гранатовые деревья увешаны плодами круглый год), для Параджанова являются звучными визуальными аккордами, наполненными необыкновенной энергетикой. Гранаты кочуют из одной кинокартины Параджанова в другую, сопровождая его героев на жизненном пути: от рождения, сквозь праздники, любовные отношения, странствия, до самой смерти… Гранаты у художника многозначны, потому и на выставке можно встретить не только разрубленный гранат (как в фильме "Легенды о Сурамской крепости"), который рядом с саблей возлежит на белой ткани, окроплённой кроваво-красным цветом ("Цвет граната"), но и белые гранаты (в фильме "Ашик-кериб"), и разных оттенков синего. Синих гранатов хоть и нет в фильмах Параджанова, но такая поэтическая вольность от организаторов выставки вполне пришлась бы по вкусу великому режиссеру, художнику, сказочнику двадцатого века.
Виктория Ерофеева, искусствовед
|
|