Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.05.2018 / 18:31:37
Способы взаимодействия медиа с аудиторией изучали на семинаре "Школа реальной журналистики" в РЦНК в ТашкентеКачественно новый этап — информационное общество — предполагает новый этап развития журналистики. Процесс становления систем средств массовой информации и коммуникации в странах бывшего Союза на современном этапе отличается определённой долей стихийности и кратковременности. Сегодня в нашей стране функционируют более 1500 средств массовой информации, но в этой сфере все ещё не существует базового образовательного учреждения. Сегодня, считают специалисты, уже важно исследовать не само информационное пространство, а способы взаимодействия медиасферы с аудиторией. На первый план выходят проблемы эффективности информации, её оперативности, актуальности и социальной значимости, рейтинга СМИ и конкуренции. Эти и другие вопросы процесса создания журналистского текста как центрального структурного первоэлемента медиасферы обсуждались 24-25 мая 2018 г. в РЦНК в Ташкенте в рамках международного проекта «Школа реальной журналистики». Он был направлен на обучение молодых русскоязычных журналистов и практикующих студентов старших курсов факультетов журналистики Национального университета Республики Узбекистан и Узбекского государственного университета мировых языков. В течение двух дней ведущие российские журналисты и медиа-тренеры делились с молодыми коллегами своим опытом и навыками создания материалов самого сложного жанра — историй — от идеи до технологии. В мероприятии приняли участие главный редактор творческой лаборатории «Однажды» Дмитрий Соколов-Митрич; мастер курса режиссуры неигрового кино и телевидения, доцент Санкт-Петербургского института культуры, главный редактор видеостудии «Горизонт-media» Людмила Познякова; Генеральный директор АНО «Русские Репортеры», медиа-менеджер Дмитрий Михайлин; фотодиректор журнала «Русский репортёр» Валерий Дзялошинский. Дмитрий Соколов-Митрич рассказывал о том, как создаются истории, какое значение имеет заголовок в тексте, который несёт до половины информационной нагрузки журналистского произведения, и о том, как моделирование заключения формирует общественное мнение. Людмила Познякова заострила внимание на создании видео-историй, в которых картинка может быть выразительней текста и не требовать дополнительно авторского комментария. Валерий Дзялошинский поделился секретами создания содержательных фотоисторий в медиатекстах. Дмитрий Михайлин научил слушателей семинара, как умело продвигать созданную журналистом историю в сети Интернет. В эксклюзивном интервью для сайта «Культура. Уз» генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Русские репортёры» Дмитрий Михайлин поделился своими размышлениями о «семиотических ресурсах» новейших СМИ и перспективных целях нового международного проекта «Школа реальной журналистики», который стартовал в этом году: — У этого проекта две главных цели: во-первых, профессиональная поддержка журналистов в странах СНГ. Узбекистан шестая по счёту страна, которую мы посетили. Мы убеждены, чем более профессионально работают журналисты в СНГ, тем больше мы узнаём друг о друге и, соответственно, достигаем лучшего взаимопонимания между нашими народами. Во-вторых, это поддержка русского языка — эффективного средства межнационального и международного общения, объединяющего огромное постсоветское пространство. — На что вы делаете главный акцент на семинаре? — Мы учим журналистов рассказывать истории, потому что сегодня это самый востребованный жанр, которым, к сожалению, мало кто владеет хорошо. Вся жизнь состоит из историй людей, событий, стран и т.д. — В советские годы нас, студентов журналистского факультета МГУ, учили не «создавать истории», а правдиво отражать жизнь: «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете». Мы часто говорили об универсальности профессии журналиста: он волей-неволей «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Что изменилось с тех пор? — Журналист может жизнь препарировать под каким угодно углом зрения. Наша задача — уметь увидеть эти необычные истории в каждом обыденном случае и суметь донести их в новом свете до читателей, зрителей, пользователей интернета. При этом необходимо, чтобы новомодным и весьма опасным «упрощениям» противостоял профессионализм подлинный, полнокровный.
К нашей беседе во время кофе-брейка присоединилась Людмила Познякова, мастер курса режиссуры неигрового кино и телевидения, доцент Санкт-Петербургского института культуры, главный редактор видеостудии «Горизонт-media». Людмила Познякова на семинаре выделялась среди ораторов не столько принадлежностью к «слабому полу», сколько, напротив, своей железной волей, мужским характером и потрясающей способностью ни с кем не соглашаться и уметь аргументированно доказывать свою правоту в горячих творческих дискуссиях. Она выразила своё объективное отношение к проекту, ожидаемым и достигнутым результатам внедрения его в сложный противоречивый процесс существенных изменений в структурах редакций и всего информационного поля на постсоветском пространстве: — Эта программа под эгидой журнала «Русский репортёр», названная «Школа реальной журналистики» при поддержке президента РФ — Владимира Путина — направлена на знакомство и объединение с русскоязычными журналистами, проживающими в СНГ. Командировка в Ташкент — наша шестая поездка по городам СНГ. До этого были: Алматы, Бишкек, Тбилиси, Душанбе, Баку. В планах — Москва, Минск, Ереван, города Прибалтики. Мы не только знакомимся с этими народами, чтобы понять, чем дышат они сегодня, но главное и прежде всего, пытаемся объединить наши профессиональные журналистские усилия вне политики, — это очень важно, — чтобы рассказать об очень интересных, неравнодушных людях без географических границ в разных уголках бывшего Союза. Мы с вами знаем, что человек всегда был главным объектом журналистики, где бы он ни жил и к какой бы национальности и конфессии ни принадлежал. Объединяющим фактором, «опорой и поддержкой» нашего проекта является «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Вспоминая знаменитое утверждение Льва Николаевича Толстого о том, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» в романе «Анна Каренина», позволю себе «похулиганить» и перефразировать русского классика применительно к современной журналистике и сказать: «Мы все несчастны одинаково, а счастливы по-своему» в нашей профессии. Те проблемы, сложности времени, которые нам приходится решать в профессиональном труде, — они у нас общие, касающиеся наших недостаточных навыков, невысокой компетенции, каких-то недоработок, и поэтому размышлять и рассуждать вместе об этом гораздо эффективнее. Такая профессиональная кооперация, несомненно, даёт продуктивный результат. Чему мы учим? Мы учим журналистов быть конкурентными в современном мире, где всё меняется ежедневно. Лучших участников семинара из стран СНГ в ноябре 2018 года пригласят в Москву на недельный интенсив с участием ведущих российских журналистов. Это один из самых масштабных за последние годы международный журналистский проект. В этот же день, 24 мая 2018 года, по счастливому совпадению, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление об образовании университета журналистики и массовых коммуникаций. Создаваемый в системе высшего и среднего специального образования Узбекистана Университет журналистики и массовых коммуникаций будет заниматься подготовкой квалифицированных журналистских кадров, освоивших особенности сферы, теоретико-практические, философские и эстетические аспекты журналистики, основы современных медиатехнологий; широким привлечением студентов в научную деятельность в области развития журналистского образования. Вуз будет заниматься также развитием партнёрских связей с отечественными и зарубежными вузами и научными центрами для реализации учебных и научных программ; повышением педагогического потенциала университета путем отправки перспективных молодых выпускников в зарубежные образовательные учреждения и научные центры по программам магистратуры и докторантуры и другие. Прошедший семинар "Школа реальной журналистики" доказал эффективность таких международных партнёрских связей. Высокий интерес представителей средств массовой информации к мероприятию показал крайне высокую актуальность и потребность в дополнительном образовании, да и просто в человеческом общении журналистов Республики Узбекистан и России.
Гуарик Багдасарова
|
|