Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
09.02.2019 / 20:42:11

Сергей Юрский — "великий комбинатор"


Восьмого февраля  2019 года утром стало известно, что ушёл из жизни на 84 году  советский  и российский актёр Сергей Юрский. Народный артист России Сергей Юрский родился 16 03 1935 года в Ленинграде. После занятий на юридическом факультете Ленинградского государственного университета и окончания Ленинградского театрального института работал в знаменитом Большом драматическом театре (БДТ) под руководством Георгия Товстоногова. С 1978 года жил в Москве и работал в театре имени Моссовета. Член редколлегии «Континента». Являясь убеждённым поклонником системы К.С. Станиславского в изложении Михаила Чехова, он создал «АРТель АРТистов Сергея Юрского» (1992). Именно она была призвана воплотить его давнюю мечту о создании «театра для людей». В последние годы С. Юрский  вылепил галерею блистательных театральных персонажей – от Фомы Опискина до героев Гоголя, Ионеско, Бергмана.

Снимался в кино- и телефильмах: "Человек ниоткуда" (режиссер — Э. Рязанов), "Крепостная актриса", "Время — вперед!", "Республика ШКИД", "Золотой телёнок" и "Маленькие трагедии" (режиссер — М. Швейцер), "Выбор цели", "Место встречи изменить нельзя" (режиссёр — С. Говорухин), "Любовь и голуби" (режиссёр — В. Меньшов), "Чернов/Chernov" (режиссёр — С. Юрский), "Le Boneure" (пр-во Франции), "Королева Марго" (режиссер — А. Муратов), "Охотник за черепами".

Как прозаик, он  дебютировал в 1977 г.: автор нескольких книг поэзии и прозы («Кто держит паузу», «В безвременье», «Жест», "Узнавание", "Сюр", «Содержимое ящика», "Игра в жизнь", "Театр Игоря Вацетиса", "Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского") и многих повестей, рассказов, воспоминаний и публикаций по вопросам культуры в центральных российских журналах. Его проза столь же драматична, личностна, как и его театральные постановки. Она содержит интонацию живого человеческого голоса, обращённого к читателям, поэтому всегда диалогична: это тексты-высказывания, в которых информация сопряжена с оценочностью и эмоциональностью. Здесь важно всё: построение фразы, пунктуация, сокровенная интонация диалога, искреннее взаимопонимание и единение с читателем-другом.

Вот как рассказывает о себе Сергей Юрский:

...В детстве  я мечтал быть клоуном. Я и  сейчас думаю, что из всех актёрских  профессий клоун – самая абсолютная. Тут игра ва-банк. Тут игра с  огнём. Тут очевидны победа и  поражение актера. Зал должен  смеяться. Смеются – победа, не  смеются – поражение.  Тут всегда «гамбургский» счёт. В театре отношения со зрителями тоньше, сложнее и... смутнее: зрители не смеются на комедии – можно глухо уйти в общение с партнёром – что ж, не поняли. Мы, дескать, и не очень-то хотели вас рассмешить. Зрители засмеялись неожиданно в драматическом месте – ну,  что же, может быть, мы и задумывали тут иронию. В театре зритель только из самого представления узнает (а иногда и не узнает), к какой реакции его призывают актеры. При выходе клоунов зритель заранее знает – будут смешить. Он хочет смеяться, он готов. Но всё  же – заставить человека захохотать в голос (для клоуна ведь улыбки мало) очень трудно. И здесь как дуэль на шести шагах – или попал, или... подумать страшно.

В детстве, живя вместе с родителями за кулисами Московского цирка, худруком которого был тогда отец С. Юрского, он был свидетелем рождения Первой студии разговорных жанров, готовившей цирковых клоунов. Будущий артист  видел их занятия и экзамены. Видел мучительный поиск клоунской маски. Видел рождение выдающегося клоуна и артиста Юрия Никулина, учившегося в этой студии. Сергей Юрский вспоминал, сколько людей, не бездарных и не ленивых, отсеялось, отошло от профессии, не выдержав этого чудовищного напряжения ежедневной дуэли, прямого контакта со зрителем, потребности каждый раз оправдать надежду – рассмешить, заставить хохотать.

Позднее, когда С. Юрский   уже увлёкся театром, — рассказывал  Маэстро, — он мечтал только о комических ролях. Смех он считал высшей и абсолютной реакцией: «Грохнул хохотом зрительный зал – значит, есть взаимопонимание, значит, всё правильно, нет – значит, мимо, не удалось. Комический актер – азартная профессия. Герои спрашивают друг друга: «Как игралось?» Комики спрашивают: «Как принимали?» У комиков критерий более грубый и более объективный».

В профессиональном театре и в кино Сергей Юрский начал с ролей комических, эксцентрических. Активно использовал в ролях яркий внешний трюк, акробатику, преувеличенную цирковую мимику.

Когда судьба в лице Товстоногова и его рукой направила Юрского на совсем иной путь и он стал играть лирические, а потом драматические и трагические роли, то в  них он тоже искал эксцентрическое начало. Не только потому, — считал артист, —  что совершенно без юмора, без комического оттенка не могло, на его взгляд, существовать, вообще, ни одно театральное произведение, но еще и потому, что ему необходимо было в любой роли периодически, хоть изредка, слышать смех в зрительном зале. Это по-прежнему было проверкой понимания, единственным достоверным критерием того, что зал душевно следует за ним. Только после этого артист  мог себе позволить играть серьёзную или лирическую сцену – у него появлялась уверенность.

Так было в Часовникове («Океан» Штейна), в Винченцо Де Преторе («Никто» Э. Де Филиппо). Так было и в Чацком, и позднее в Эзопе («Лиса и виноград» Фигейредо), и в Мольере («Мольер» Булгакова). Случалось, что комические штрихи теснили чисто драматическое звучание роли. Актёр выслушивал нарекания от зрителей и критиков. Он расстраивался и соглашался: наверное, слишком, наверное, перебрал. Но от избранного пути к смешению жанров не отказывался – живая реакция во время спектакля ему была дороже похвал за строгость исполнения после того, как опустился занавес. Позднее Сергей  Юрский  стал несколько иначе смотреть на эту проблему, но это позднее. А тогда, если ему не удавалось найти в роли комического оттенка, он считал роль проваленной, да так оно и бывало – на одной лирической ноте актёр держаться не хотел, — искренне признавался, — и не умел: пример тому – неудача в роли Сергея («Верю в тебя» Коростылёва).

Именно по этому принципу Сергей Юрский  строил свои концертные программы. Они сразу стали смешением жанров, причём, в отличие от принципа «смешанных» концертов, где «серьёзное» идет сперва, а под конец развлечение, он почти всегда открывал концерт комическим, а в финал ставил вещи драматические и лирические. У него, если перефразировать   Ф.М. Достоевского: «Всё началось с Пушкина...». Сергей  Юрский выступал как чтец, в общей сложности, с пятнадцатью программами  классических и современных авторов: поэзия Пушкина, Пастернака, Мандельштама, рассказы Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина.  Залы на спектаклях, концертах, «капустниках» с участием Юрского всегда были переполнены.

Мне посчастливилось услышать Сергея Юрского в Омском драматическом театре 14  июля  1998 г. Он выступал с концертной программой, посвящённой А.С. Пушкину. В программе прозвучали в исполнении незаурядного актёра-чтеца «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин» и сцены из «Маленьких трагедий». Действительно, с авансцены в зал  от одного  исполнителя шла такая мощная энергетика звучащего Слова, что зрители плакали, и смеялись, и вновь после оглушительных оваций слушали артиста, затаив дыхание, словно впервые для себя открывали  вечно нового поэта во все времена  – А.С. Пушкина.

Мне посчастливилось тогда же  побывать   не только на литературном концерте С. Юрского, но и на  спектакле  "Стулья" по пьесе Эжена Ионеско. Я купила два «счастливых» билета – для себя и моего бывшего однокурсника Евгения Калинина. Мой друг в то время переживал трудные времена после автоаварии, отнявшей у него здоровье и впоследствии повлекшей безвременную кончину, о которой я узнала  в 2010 г. на юбилейной встрече с выпускниками журфака  МГУ имени М.В. Ломоносова.

В одной из своих книг  "Кого люблю, того здесь нет"  С. Юрский рассказывал,  как он пытался зафиксировать на плёнке поставленный им в театре им. Моссовета спектакль "Правда — хорошо, а счастье — лучше" с Фаиной Раневской. Запись была отменена из-за её плохого самочувствия, и в итоге от этой работы остались одни только воспоминания. К счастью, для нас с Женей Калининым всё обернулось благополучно:  мы посмотрели спектакль  «Стулья» "живьем" с участием в ролях: Левьё — Сергей Юрский; Лавьей — Наталья Тенякова. Сергей Юрский вместе со своей женой, талантливой актрисой, сыграли вместе около  двух тысяч сценических ролей и незабываемую семейную пару зрелого возраста в комедийном фильме «Любовь и голуби» В. Меньшова. 

Спектакль «Стулья» в постановке С. Юрского не прост для восприятия. Элементы трагедии, фарса, мелодрамы сплелись в нём столь причудливо, что не сразу настраиваешься на нужную волну, не сразу ухватываешь стержневую идею. И тем не менее, с первой до последней минуты спектакля зрители, как заворожённые, с напряжённым вниманием вбирали в себя происходящее на сцене. Причина — виртуозная, блистательная игра Сергея Юрского и Натальи Теняковой. О чём же он, этот спектакль? О старости, об одиночестве вдвоем? Да. О любви? В какой-то степени. Но не только об этом. Как ни странно, за нелепыми речами и эксцентричными выходками героев пьесы брезжит очень серьёзный, чтобы не сказать — глобальный вопрос: о смысле человеческого существования.

У Ионеско герои прыгают из окон. У Юрского — уходят вверх по лестнице. Дело не в том, что Юрский отступил от замысла драматурга, но в принципиальной разнице этих вариантов: падение вниз, в пучину небытия, или восхождение к чему-то неведомому. Безмолвный оратор у Юрского также пишет на грифельной доске мелом набор букв "ПРЩТ", который достаточно легко поддается логической расшифровке, а Юрский на поклонах показывает табличку с "ПРЩТ" зрителям, лишний раз подчёркивая осмысленность надписи, в то время как в пьесе Ионеско, и это совершенно принципиальный момент:  всё, что делает, пытается говорить и писать Оратор, не имеет и не может иметь никакого смысла. В итоге, трагикомическая история про неудачников, пребывающих в плену утешительного самообмана,  выглядела не до такой степени беспросветной, как пьеса Ионеско про стулья, на которых никто не сидит.

Спектакль у зрителей оставляет много вопросов. Об этом мы размышляли, глядя на сцену и потом после спектакля, сидя в летнем кафе за чашкой кофе с моим  другом студенческих лет. Тогда мы ещё не знали, что больше с ним не увидимся и не сможем поговорить по душам. В любом случае – сделали мы вывод — этот мастерски поставленный и замечательно сыгранный спектакль будоражит мысль и чувство, заставляет душу зрителя трудиться… и надолго останется в нашем сознании.

Поздно вечером после спектакля для меня  было сюрпризом, наградой судьбы  встретиться  в фойе центральной гостиницы, располагавшейся на набережной  Иртыша,  недалеко от Омского областного драматического театра,  с супружеской четой – С. Юрским и Н. Теняковой. Сергей Юрьевич отдыхал после  представления, удобно расположившись в кресле, и отвечал лёгким поклоном на приветствия своих фанатов, которые узнавали его и брали у него автограф.  Ему было приятно услышать  от  его поклонников, что он самый лучший Остап Бендер, так как сам он, в хорошем смысле
«великий комбинатор». В тот момент я поняла, что большой талант не может принадлежать только  своим близким родственникам и своему времени. Сергей  Юрский  останется служить всем, кто хоть однажды так или иначе прикоснулся сердцем к его творчеству. Жизнь всего мира идёт не как-нибудь, а по своим строгим законам, главный из которых, по мнению С. Юрского, это добро, разум, любовь, свобода… Светлая память «великому комбинатору» духовного единения людей... 

Гуарик Багдасарова

 

 





Другие материалы рубрики

09.02.2019 / 20:24:15

"Любите ли вы театр так, как люблю его я?"

Тему очередной творческой встречи с интересными людьми в Ахматовском музее при РЦНК в Ташкенте 7 февраля 2019 г. подсказала его общественный директор Альбина Витольдовна Маркевич: "Любите ли вы театр так, как люблю его я?"... Далее...

09.02.2019 / 11:59:34

Узбекистан-Германия: Развитие и укрепление крепких связей

8 февраля в Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан состоялся круглый стол по теме "Актуальные вопросы культурно-гуманитарного сотрудничества Узбекистана и Германии", организованный в рамках состоявшегося в январе т.г. официального визита Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева в Федеративную Республику Германия. Далее...

08.02.2019 / 21:17:57

Международный образовательный форум в Ташкенте

7-8 февраля 2019 года в Ташкенте представительством Россотрудничества прошел "Международный образовательный форум 2019-2020". В торжественном открытии и работе Форума приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Узбекистан Владимир Тюрденев, руководитель представительства Россотрудничества Виктор Шулика, заместитель начальника главного управления по подготовке кадров Министерства высшего и среднего специального образования РУ Мадамин Арифджанов, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета Николай Карякин, представитель Республики Татарстан в Республике Узбекистан Рамиль Шакиров, проректор по международным связям Ташкентского государственного экономического университета Обиджон Хамидов... Далее...

08.02.2019 / 12:31:22

В продолжение темы. Завершившийся в Ташкенте II международный Форум "Узбекистан 2035" наметил грандиозные планы дальнейшего развития Узбекистана, собрал более 100 экспертов со всего мира

О большой значимости форума говорит тот факт, что он проходил в течение двух дней в Академии Государственного управления при Президенте Узбекистана, участие в нем приняли эксперты из 20 стран. Второй международный Форум "Узбекистан 2035" создан для эффективного использования интеллектуального потенциала Узбекистана с целью выработки прикладных знаний и проектов по улучшению жизни населения и обеспечения устойчивого экономического развития Далее...

07.02.2019 / 21:57:00

Хазрат Мир Алишер Навоийнинг таваллуд топган кунининг 578 йиллигига бағишланган бадиий кеча

Улуғ бобокалонимиз Алишер Навоийнинг номи барчамиз учун қадрли. Беш асрдан ошибдики, буюк мутафаккирнинг ижоди, юксак гуманизм руҳи билан йўғрилган шеърияти, юксак ахлоқий фазилатлар тарғиб этилган достонлари ва насрий асарлари милионлаб мухлисларни ўзига ром этиб, ибратли ҳаёт йўли тилларда достон бўлиб келмоқда. Далее...





18.02.2019 / 18:24:43
Международная встреча деятелей детского театра Азии – членов АССИТЕЖ в Ташкенте успешно продолжается
 
13.02.2019 / 23:02:24
Шедевры не стареют: на сцене театра оперетты снова "The Musical"
 


11.02.2019 / 20:57:29
Что покажут по ТВ: Узбекистан и Китай укрепляют связи в области производства контента для зрителей
 
05.02.2019 / 18:58:55
О съемочных локациях в Узбекистане расскажут на кинофестивале в Берлине
 


25.01.2019 / 13:58:43
В столице республики состоялась пресс-конференция, посвященная итогам года, проектам реализованным в сфере туризма, а также дальнейшим планам на 2019 год.
 
07.01.2019 / 23:03:33
С 15 марта текущего года иностранные туристы смогут воспользоваться системой выдачи многократных виз сроком до 30 дней
 


11.02.2019 / 21:03:02
А из Бухары ли Ходжа Насреддин, или почему персонаж узбекского фольклора считается своим в Китае
 
07.02.2019 / 21:47:36
Проект Polymedia Узбекистан завоевал международную награду в AV индустрии - InAVation Awards 2019
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2019 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте