Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.02.2019 / 11:11:52

ВОСТОЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛЕ БИТВЫ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА ЗУЛЬФИКАРА МУСАКОВА " БЕРЛИН – АККУРГАН"


Увидела фильм случайно. Приятель-режиссер позвонил и сказал почти  таинственно:

- «Берлин-Аккурган», открой ссылку, сиди и смотри…

- Чья картина?

- Я его не знаю. Узбек...

       Господи, тут и свои-то, русские фильмы не успеваешь просмотреть. Фильмов  много, правда вот открытий, по-настоящему классных художественных работ  по пальцам пересчитать… Лично меня зацепило в последние годы всего от нескольких  разных лент: «Елена» Андрея Звягинцева, «Карп от- мороженный» Владимира Котта,  «Испытание» Александра Котта, его брата-близнеца, «Игра в правду» Виктора Шамирова, «Собибор» Хабенского и «Жили-были» Эдуарда Парри…

 

      Может быть поэтому, с долей снисходительной иронии, села и включила компьютер, подспудно готовясь выключить его  через несколько минут. Села и… просидела два часа, до финальных титров. Потом пошла в ванную смывать  слезы, хотя во время сеанса много смеялась, даже хохотала. Хотя девушка я не сентиментальная. Вот  так. И смех, и слёзы, и любовь… И что очень важно: есть еще большой ум, и, конечно же, есть незаурядный талант. Полезла гуглить в сеть. Оказалось, ничего не знаю про автора картины… Неизвестный в России, но, судя по большой фильмографии,  достаточно плодовитый у себя на родине  узбекский режиссер Зульфикар Мусаков снял художественный фильм «БЕРЛИН-АККУРГАН»… Нашла в сети, попросила в личке дать телефон. Приятно была удивлена его чистейшим  русским языком - на даче у меня работает двадцать узбеков, хорошие, тихие, непьющие ребята, но ни один  ни слова не знает по-русски. Получился разговор.

Корр: - Что конкретно подтолкнуло Вас на мысль создать этот фильм?

Ответ: - В 2011 году в Висбадене мой покойный товарищ по кино, профессор Ханс Иоахим Шлегель рассказал мне факт из своего детства. Они жили в большом доме в Берлине. Напротив них жила еврейская семья. До 1933 года молочник оставлял у каждой двери бутыль с молоком. После 33 года молоко стали приносить только его семье, а евреям - нет. Это было только начало…

А еще желание многих ублюдков, чьи деды погибли на войне, стереть из мозгов  людей Память…  На территориях США и Узбекской ССР не было боевых действий. В США к 1941 году проживало 90 миллионов, в УзССР – 4 с половиной. Погибло от США 413 тысяч, а из Узбекистана погибло 475 тыс. Инвалидами вернулось полтора миллиона человек… Одна десятая от всего населения, половина мужчин полегли, а треть вернулось  калеками, безногими, безрукими, слепыми…

Корр:   - Ваш  фильм потряс меня, стал для меня своеобразной точкой отсчёта. Появилось шокирующее своей свежестью, неожиданностью новое  художественное мышление в европейском и русском кинематографе.

З.М: - Вы ошиблись, картина снята в Узбекистане на деньги узбекского государства…

Корр: - Я не ошиблась. Картина при своей четкой национальной принадлежности, эмоционально очень сильно воздействует не только на  вашего зрителя, она понятна и для российского, да и для всех людей  любых наций и вероисповеданий, и, спасибо Вашей студии «Узбекфильм» за то, что озвучила этот фильм на русский язык. Скажите, Вы намеренно сделали так, что  в этой многопластовой вещи, помимо узбекских героев, есть и тема Холокоста, есть и конкретные российские исторические личности - Всеволод Мейерхольд, Зинаида Райх, Сталин, Литвинов, Молотов, Поскрёбышев, Гитлер, Гесс, Гиммлер, Геббельс?

З.М: - Не знаю, снимал о том, что знаю, что волнует…

Корр: - Хочется верить, что  российские кинопрокатчики обратят  внимание на эту незаурядную ленту.

З.М: - Вряд ли… Мы снимали наш фильм прежде всего для своего 33 миллионного народа… Захотят в России смотреть - позовут, впрочем, не навязываемся…

Корр: - Как отнесутся к этому фильму отборщики фестивалей, большей частью политизированных – не знаю, уж  очень эта  лента не вписывается в то, что декларируют организаторы этих шоу.

З.М: - Я вообще не умею продвигать свои фильмы… Позовут - поеду…Нет- так нет… Это - не поза, это правда.

Корр: - Считаете ли Вы, что как художник, совершили поступок. Профессиональный, и человеческий?

З.М: - Это было бы нескромно… Вот хирург, он каждый день оперирует… Было бы странным, если бы все хирурги объявляли каждую свою операцию поступком… Это же просто работа.

Корр: - Вашими бы устами да мёд пить… Если бы каждый хирург делал операцию, как поступок, от которого зависит жизнь человека, летальных исходов было бы меньше…

З.М: - Понял. Иногда  прекрасные устремления творцов  рассыпаются, как карточные  домики  из-за элементарного неумения реализовать этот самый  замысел на деле, нет ремесла, не говоря уже о мастерстве, в данном случае снять фильм.

Корр: - Да! Это как если бы Репин не умел рисовать, создавая свою картину  «Не ждали»… Но Вы «рисуете» замечательно… В чем, по-вашему, заключается  смысл слова профессионал?  

З.М: - В порядочности и ответственности сценариста и режиссера в отношении к своему делу, ремеслу. Бережно, без суеты, без воспаленной творческой  заполошности, тщательно изучать  и отбирать  из огромного количества материалов только то, что  важно и нужно для реализации его идеи…  Это только мое личное мнение.

Корр: - Как долго создавался фильм?

З.М: - Сценарий писался 6 лет, производство фильма полтора года…

Корр: - Зрелый человек снял фильм. Настоящий, не однодневку, и даже не одногодку, создал настоящую сагу. «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Иваново детство»  Андрея Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, « Был месяц май» Марлена Хуциева, «Отец солдата» Резо Чхеидзе, «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма (несколько секунд документальных кадров немецкой хроники из последнего  Вы включили в ткань фильма),  «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «20 дней без войны» Алексея Германа, «Иди и смотри» Элема Климова, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Рай» Андрея Кончаловского, «Белый тигр» Карена Шахназарова, Кто из этих великих людей, снявших фильмы о том ВРЕМЕНИ, повлиял на Вас больше в работе над темой?

З.М: - Я преклоняюсь перед этими великими режиссерами… Ничего не заимствовал, но влияние на мою профессию они оказали огромное…

Корр: - Кто-то подумает, автор этих строк решила провести ликбез по военно-патриотическим фильмам. Не ликбез. Просто сегодняшняя молодежь, и даже многие студенты ВГИКа, не знают этих фильмов, не знают своих же режиссеров, не знает свою же историю. И не хотят  знать. Уверена, что «Берлин-Аккурган» без всяких скидок и оговорок войдет в историю кино на десятилетия. Его снял Мастер. Иначе я бы вообще не писала о нем. Но Вы, далёкий от нас, но не от кино, уже получили от своих коллег и кинокритиков несколько щелчков по носу.

Один из критиков пишет: - Эка невидаль, ну этого ,,зри и чти,,  мы начитались и навидались столько, что вряд ли узбекский режиссер, живущий за тысячи километров от Москвы, тем более сам не переживший  те времена, откроет что-то новое...

З.М: - Как ни странно, я благодарен этим людям.

Корр: - Благодарны?

З.М: - Хотя бы за то, что посмотрели… Ведь сегодня мало кто читает, смотрит, но вот поспорить, вылить свой негатив – это хоть до утра.. А так-о вкусах не спорят, кому мил арбуз, кому свиной хрящик… Понимаете, я не хочу что-то говорить о фильме - любое мое высказывание будет воспринято как попытка защитить картину. А она в этом не нуждается, она уже живет своей жизнью…

Корр: - Вот еще один комментарий: …Разве это отвечает требованиям современного кинематографа?

З.М: - Требований современного  чего?  Того, что в современном кино вообще исчезло понятие хороший сценарий? Клипового мышления, ставшего просто штампом? Сплошного мелькания секундных крупных планов, прикрывающих элементарное неумение работать с актером? Бесконечными наездами с тележки и бессмысленным использованием крана? И обязательно дрон!  И обязательно спецэффекты - как же без этого?! И требований кого? Новоиспеченных деляг от кино, называющих себя продюсерами? Именно о них, наверное, Юрий Арабов сказал: …- Современным продюсерам пора слезть с дерева…

Один из коллег: - Ну, вбил он своим фильмом очередные кино-гвозди  в красные гробы гитлеризма и сталинизма. Правда, гвозди несколько сомнительные, да и чуть поздновато эти гвозди  изготовили в Ташкенте. Сталин и Гитлер, и вся окружавшая своих вождей звериная свора  палачей показаны умными! При этом, как бы этого автор фильма не скрывал, он явно симпатизирует Сталину!  

Корр: - Ну тут уж я выскажу свое мнение. Вы же не будете им отвечать?

З.М: - Нет, конечно.

Корр: - О гвоздях. Принципиально новое мышление и отношение автора к недавней истории в том,  что «БЕРЛИН-АККУРГАН»  никаких гвоздей  не вбивает. В том то и дело, что за тридцать лет  второй серии разрешенного властью разоблачения эпохи сталинизма (первый  прошел во времена хрущевской оттепели) гвоздей вбили столько, что невольно вспомнишь Габриэля Гарсиа Маркеса: «… от сотен пуль, выпущенных в виновного, не осталось тела…,, не говоря уже о душе и мыслях…»  

 

Мусаков очень далек от  этакого «нашего ответа Чемберлену», он вообще никого и ничего не разоблачает в лоб. Он честно показывает то, ЧТО БЫЛО. Режиссер с самого начала задает зрителю условие просмотра: его память, как лоскутное одело, и каждый лоскуток это чья-то жизнь, чья-то судьба, о том, как люди в те времена жили и любили. Но об этом, как оказалось, можно говорить очень живо, с улыбкой, с вполне корректной иронией. Сидит в селе на тахте старичок-ветеран с орденскими планками на пиджаке, а рядом такая же древняя старушка. Сидит весь фильм, хочет вспомнить то, что хотел сказать старухе, да забыл - маразм отвечает ему старуха. Но он вспоминает то, что резко изменило его жизнь и жизнь его старухи, когда-то, она уже не вспомнит, красавицы, дочкой одного из руководителей КП УзССР, уже расстрелянного… Один день. Другой день, его же, только в сорок третьем, в окопе. Уже три месяца нелепый снайпер Кузыбай-Кузя, косящий при прицеливании, охотится за немецкой Совой, тоже снайпером… Кузя сидит на высоком дереве и ждёт в лесу Сову. Вот и весь сюжетный стержень. Как режиссеру с ходу удалось вплести в канву несколько несвязанных линий-секрет его кухни.

      Летит из Тель-Авива симпатичная девушка Дебора в Берлин. А далеком тридцатом в театр имени Мейерхольда к самому живому гению Мейерхольду  приезжает на стажировку актриса. А Мейерхольд в том же году встречается с другим гением мировой сцены Михаилом Чеховым. А в Берлине растут на одной лестничной площадке Немецкий мальчик Клаус и еврейская крошка Дебора. В тридцать девятом году помощник Сталина Поскребышев готовит рабочий кабинет Сталина перед встречей Вождя с Литвиновым. В эти же дни Гитлер встречается с Гессом, Гиммлером и Геббельсом в своей горной резиденции Бергхофф… Режиссер очень изящно соединяет такие разные по географии и времени эпизоды, чтобы через несколько минут завязать всех в единый сюжет, где все играет решающую роль в судьбах героев… И сделал это виртуозно. Напряжение возрастает по мере приближения героев друг к другу.

      Он снял фильм о том, как постепенно сжималась пружина истории, будь то начало Холокоста, или подготовка Пакта Молотова и Рибентроппа, или как с 1936 года готовилась страшная участь четы Мейерхольда - Райх. О том, КАК это снято - рассказать невозможно. Эту картину надо увидеть. Мастерки выстроенный сюжет, замечательная работа со всеми без исключения актерами, когда я увидела Гитлера  и Сталина - я аж перекрестилась, мало что портретное сходство, но Сталин и Гитлер, их окружение показаны живыми и умными!           

  Автор сказал своим фильмом хоть что-то доброе, человеческое про те времена, о которых поэт сказал: времена не выбирают, в них живут и умирают… Вот Мусаков и сделал честный фильм, про то, как жили и умирали люди. И в недостойной стране иногда жили достойно, только иногда очень дорогой ценой, жизнью…

                                                   ЛЮДМИЛА СОРОКИНА, МОСКВА

 

 

 





Другие материалы рубрики

25.02.2019 / 11:10:54

26 февраля 2019 года в Алмате пройдет региональный форум , посвященный вопросам стихийных бедствий в странах Центральной Азии и механизмам финансовой защиты

26 февраля 2019 г. в Алмате пройдет региональный форум, посвящённый вопросам стихийных бедствий в странах Центральной Азии и механизмам финансовой защиты. Далее...

24.02.2019 / 14:14:07

На заседании Общественного совета (ОС) при музее искусств внесен ряд важных предложений по значительному улучшению его деятельности

Недавнее празднование 100-летия Государственного музея искусств Узбекистана и открытие выставки признанных российских и узбекских художников-авангардистов стало незабываемым событием. Представленные картины во всем своем разнообразии никогда не экспонировались. Потому интерес к уникальной выставке "Таинственный авангард" был огромный. На заседании ОС шел обстоятельный разговор об особой ценности этой коллекции, о большой работе коллектива музея по ее подготовке, но и о недостатках, которые есть в деятельности музея и путях их устранения... Далее...

23.02.2019 / 01:51:05

Международный день родного языка широко отмечался в нашей стране

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Далее...

21.02.2019 / 21:30:42

23 февраля 2019 года состоится первая в Ташкенте конференция EPAM Insider

Посвященная трендам в IT индустрии, а также лучшим практикам компании – глобального поставщика инновационных решений и программного обеспечения. Далее...

21.02.2019 / 10:53:13

Суҳбат. Устоз ижодкор Ўктам Мирзаёр талабаларни қизиқтирган барча саволларга жавобберди

Яқинда ЎзМТРК "Ўзбекистон" телерадиоканалининг катта муҳаррири, филология фанлари номзоди Ҳ.Ҳамроеванинг "Ўзбекистон адабиёти ва санъати" газетасининг муҳаррири, серқирра истеъдод соҳиби Ўктам Мирзаёр билан ижодий суҳбатида Тошкент давлат миллий рақс ва хореография олий мактаби санъатшунослик йўналиши 3-босқич талабалари иштирок этишди. Адабиёт ва санъат, миллий рақс ва мусиқага оид энг долзарб муаммолар ўртага ташланди. Устоз ижодкор Ўктам Мирзаёр талабаларни қизиқтирган барча саволларга жавобберди. Далее...





28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


14.11.2024 / 15:29:38
Репертуар театра "Ильхом" Марка Вайля на неделю
 
10.11.2024 / 13:38:37
В рамках проекта "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСТЬ" Юлдашева Динара Алиджановна передала эстафету Слониму Андрею Евсеевичу.
 


09.11.2024 / 10:57:28
День узбекского кино в Минске – культурный мост между народами
 
08.11.2024 / 23:14:02
В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои с большим успехом прошел показ замечательного фильма-сказки Джасура Исхакова (1947-2021) - Приключения в стране Чатранга
 


14.11.2024 / 16:01:28
"Корзинка" и UzTest подписали меморандум о сотрудничестве в области контроля качества продукции
 
11.11.2024 / 23:09:28
Исследование: Сидение за компьютером более 8 часов в день приводит к преждевременному старению
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте