Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.02.2019 / 11:11:52
ВОСТОЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛЕ БИТВЫ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА ЗУЛЬФИКАРА МУСАКОВА " БЕРЛИН – АККУРГАН"Увидела фильм случайно. Приятель-режиссер позвонил и сказал почти таинственно: - «Берлин-Аккурган», открой ссылку, сиди и смотри… - Чья картина? - Я его не знаю. Узбек... Господи, тут и свои-то, русские фильмы не успеваешь просмотреть. Фильмов много, правда вот открытий, по-настоящему классных художественных работ по пальцам пересчитать… Лично меня зацепило в последние годы всего от нескольких разных лент: «Елена» Андрея Звягинцева, «Карп от- мороженный» Владимира Котта, «Испытание» Александра Котта, его брата-близнеца, «Игра в правду» Виктора Шамирова, «Собибор» Хабенского и «Жили-были» Эдуарда Парри…
Может быть поэтому, с долей снисходительной иронии, села и включила компьютер, подспудно готовясь выключить его через несколько минут. Села и… просидела два часа, до финальных титров. Потом пошла в ванную смывать слезы, хотя во время сеанса много смеялась, даже хохотала. Хотя девушка я не сентиментальная. Вот так. И смех, и слёзы, и любовь… И что очень важно: есть еще большой ум, и, конечно же, есть незаурядный талант. Полезла гуглить в сеть. Оказалось, ничего не знаю про автора картины… Неизвестный в России, но, судя по большой фильмографии, достаточно плодовитый у себя на родине узбекский режиссер Зульфикар Мусаков снял художественный фильм «БЕРЛИН-АККУРГАН»… Нашла в сети, попросила в личке дать телефон. Приятно была удивлена его чистейшим русским языком - на даче у меня работает двадцать узбеков, хорошие, тихие, непьющие ребята, но ни один ни слова не знает по-русски. Получился разговор. Корр: - Что конкретно подтолкнуло Вас на мысль создать этот фильм? Ответ: - В 2011 году в Висбадене мой покойный товарищ по кино, профессор Ханс Иоахим Шлегель рассказал мне факт из своего детства. Они жили в большом доме в Берлине. Напротив них жила еврейская семья. До 1933 года молочник оставлял у каждой двери бутыль с молоком. После 33 года молоко стали приносить только его семье, а евреям - нет. Это было только начало… А еще желание многих ублюдков, чьи деды погибли на войне, стереть из мозгов людей Память… На территориях США и Узбекской ССР не было боевых действий. В США к 1941 году проживало 90 миллионов, в УзССР – 4 с половиной. Погибло от США 413 тысяч, а из Узбекистана погибло 475 тыс. Инвалидами вернулось полтора миллиона человек… Одна десятая от всего населения, половина мужчин полегли, а треть вернулось калеками, безногими, безрукими, слепыми… Корр: - Ваш фильм потряс меня, стал для меня своеобразной точкой отсчёта. Появилось шокирующее своей свежестью, неожиданностью новое художественное мышление в европейском и русском кинематографе. З.М: - Вы ошиблись, картина снята в Узбекистане на деньги узбекского государства… Корр: - Я не ошиблась. Картина при своей четкой национальной принадлежности, эмоционально очень сильно воздействует не только на вашего зрителя, она понятна и для российского, да и для всех людей любых наций и вероисповеданий, и, спасибо Вашей студии «Узбекфильм» за то, что озвучила этот фильм на русский язык. Скажите, Вы намеренно сделали так, что в этой многопластовой вещи, помимо узбекских героев, есть и тема Холокоста, есть и конкретные российские исторические личности - Всеволод Мейерхольд, Зинаида Райх, Сталин, Литвинов, Молотов, Поскрёбышев, Гитлер, Гесс, Гиммлер, Геббельс? З.М: - Не знаю, снимал о том, что знаю, что волнует… Корр: - Хочется верить, что российские кинопрокатчики обратят внимание на эту незаурядную ленту. З.М: - Вряд ли… Мы снимали наш фильм прежде всего для своего 33 миллионного народа… Захотят в России смотреть - позовут, впрочем, не навязываемся… Корр: - Как отнесутся к этому фильму отборщики фестивалей, большей частью политизированных – не знаю, уж очень эта лента не вписывается в то, что декларируют организаторы этих шоу. З.М: - Я вообще не умею продвигать свои фильмы… Позовут - поеду…Нет- так нет… Это - не поза, это правда. Корр: - Считаете ли Вы, что как художник, совершили поступок. Профессиональный, и человеческий? З.М: - Это было бы нескромно… Вот хирург, он каждый день оперирует… Было бы странным, если бы все хирурги объявляли каждую свою операцию поступком… Это же просто работа. Корр: - Вашими бы устами да мёд пить… Если бы каждый хирург делал операцию, как поступок, от которого зависит жизнь человека, летальных исходов было бы меньше… З.М: - Понял. Иногда прекрасные устремления творцов рассыпаются, как карточные домики из-за элементарного неумения реализовать этот самый замысел на деле, нет ремесла, не говоря уже о мастерстве, в данном случае снять фильм. Корр: - Да! Это как если бы Репин не умел рисовать, создавая свою картину «Не ждали»… Но Вы «рисуете» замечательно… В чем, по-вашему, заключается смысл слова профессионал? З.М: - В порядочности и ответственности сценариста и режиссера в отношении к своему делу, ремеслу. Бережно, без суеты, без воспаленной творческой заполошности, тщательно изучать и отбирать из огромного количества материалов только то, что важно и нужно для реализации его идеи… Это только мое личное мнение. Корр: - Как долго создавался фильм? З.М: - Сценарий писался 6 лет, производство фильма полтора года… Корр: - Зрелый человек снял фильм. Настоящий, не однодневку, и даже не одногодку, создал настоящую сагу. «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, « Был месяц май» Марлена Хуциева, «Отец солдата» Резо Чхеидзе, «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма (несколько секунд документальных кадров немецкой хроники из последнего Вы включили в ткань фильма), «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «20 дней без войны» Алексея Германа, «Иди и смотри» Элема Климова, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Рай» Андрея Кончаловского, «Белый тигр» Карена Шахназарова, Кто из этих великих людей, снявших фильмы о том ВРЕМЕНИ, повлиял на Вас больше в работе над темой? З.М: - Я преклоняюсь перед этими великими режиссерами… Ничего не заимствовал, но влияние на мою профессию они оказали огромное… Корр: - Кто-то подумает, автор этих строк решила провести ликбез по военно-патриотическим фильмам. Не ликбез. Просто сегодняшняя молодежь, и даже многие студенты ВГИКа, не знают этих фильмов, не знают своих же режиссеров, не знает свою же историю. И не хотят знать. Уверена, что «Берлин-Аккурган» без всяких скидок и оговорок войдет в историю кино на десятилетия. Его снял Мастер. Иначе я бы вообще не писала о нем. Но Вы, далёкий от нас, но не от кино, уже получили от своих коллег и кинокритиков несколько щелчков по носу. Один из критиков пишет: - Эка невидаль, ну этого ,,зри и чти,, мы начитались и навидались столько, что вряд ли узбекский режиссер, живущий за тысячи километров от Москвы, тем более сам не переживший те времена, откроет что-то новое... З.М: - Как ни странно, я благодарен этим людям. Корр: - Благодарны? З.М: - Хотя бы за то, что посмотрели… Ведь сегодня мало кто читает, смотрит, но вот поспорить, вылить свой негатив – это хоть до утра.. А так-о вкусах не спорят, кому мил арбуз, кому свиной хрящик… Понимаете, я не хочу что-то говорить о фильме - любое мое высказывание будет воспринято как попытка защитить картину. А она в этом не нуждается, она уже живет своей жизнью… Корр: - Вот еще один комментарий: …Разве это отвечает требованиям современного кинематографа? З.М: - Требований современного чего? Того, что в современном кино вообще исчезло понятие хороший сценарий? Клипового мышления, ставшего просто штампом? Сплошного мелькания секундных крупных планов, прикрывающих элементарное неумение работать с актером? Бесконечными наездами с тележки и бессмысленным использованием крана? И обязательно дрон! И обязательно спецэффекты - как же без этого?! И требований кого? Новоиспеченных деляг от кино, называющих себя продюсерами? Именно о них, наверное, Юрий Арабов сказал: …- Современным продюсерам пора слезть с дерева… Один из коллег: - Ну, вбил он своим фильмом очередные кино-гвозди в красные гробы гитлеризма и сталинизма. Правда, гвозди несколько сомнительные, да и чуть поздновато эти гвозди изготовили в Ташкенте. Сталин и Гитлер, и вся окружавшая своих вождей звериная свора палачей показаны умными! При этом, как бы этого автор фильма не скрывал, он явно симпатизирует Сталину! Корр: - Ну тут уж я выскажу свое мнение. Вы же не будете им отвечать? З.М: - Нет, конечно. Корр: - О гвоздях. Принципиально новое мышление и отношение автора к недавней истории в том, что «БЕРЛИН-АККУРГАН» никаких гвоздей не вбивает. В том то и дело, что за тридцать лет второй серии разрешенного властью разоблачения эпохи сталинизма (первый прошел во времена хрущевской оттепели) гвоздей вбили столько, что невольно вспомнишь Габриэля Гарсиа Маркеса: «… от сотен пуль, выпущенных в виновного, не осталось тела…,, не говоря уже о душе и мыслях…»
Мусаков очень далек от этакого «нашего ответа Чемберлену», он вообще никого и ничего не разоблачает в лоб. Он честно показывает то, ЧТО БЫЛО. Режиссер с самого начала задает зрителю условие просмотра: его память, как лоскутное одело, и каждый лоскуток это чья-то жизнь, чья-то судьба, о том, как люди в те времена жили и любили. Но об этом, как оказалось, можно говорить очень живо, с улыбкой, с вполне корректной иронией. Сидит в селе на тахте старичок-ветеран с орденскими планками на пиджаке, а рядом такая же древняя старушка. Сидит весь фильм, хочет вспомнить то, что хотел сказать старухе, да забыл - маразм отвечает ему старуха. Но он вспоминает то, что резко изменило его жизнь и жизнь его старухи, когда-то, она уже не вспомнит, красавицы, дочкой одного из руководителей КП УзССР, уже расстрелянного… Один день. Другой день, его же, только в сорок третьем, в окопе. Уже три месяца нелепый снайпер Кузыбай-Кузя, косящий при прицеливании, охотится за немецкой Совой, тоже снайпером… Кузя сидит на высоком дереве и ждёт в лесу Сову. Вот и весь сюжетный стержень. Как режиссеру с ходу удалось вплести в канву несколько несвязанных линий-секрет его кухни. Летит из Тель-Авива симпатичная девушка Дебора в Берлин. А далеком тридцатом в театр имени Мейерхольда к самому живому гению Мейерхольду приезжает на стажировку актриса. А Мейерхольд в том же году встречается с другим гением мировой сцены Михаилом Чеховым. А в Берлине растут на одной лестничной площадке Немецкий мальчик Клаус и еврейская крошка Дебора. В тридцать девятом году помощник Сталина Поскребышев готовит рабочий кабинет Сталина перед встречей Вождя с Литвиновым. В эти же дни Гитлер встречается с Гессом, Гиммлером и Геббельсом в своей горной резиденции Бергхофф… Режиссер очень изящно соединяет такие разные по географии и времени эпизоды, чтобы через несколько минут завязать всех в единый сюжет, где все играет решающую роль в судьбах героев… И сделал это виртуозно. Напряжение возрастает по мере приближения героев друг к другу. Он снял фильм о том, как постепенно сжималась пружина истории, будь то начало Холокоста, или подготовка Пакта Молотова и Рибентроппа, или как с 1936 года готовилась страшная участь четы Мейерхольда - Райх. О том, КАК это снято - рассказать невозможно. Эту картину надо увидеть. Мастерки выстроенный сюжет, замечательная работа со всеми без исключения актерами, когда я увидела Гитлера и Сталина - я аж перекрестилась, мало что портретное сходство, но Сталин и Гитлер, их окружение показаны живыми и умными! Автор сказал своим фильмом хоть что-то доброе, человеческое про те времена, о которых поэт сказал: времена не выбирают, в них живут и умирают… Вот Мусаков и сделал честный фильм, про то, как жили и умирали люди. И в недостойной стране иногда жили достойно, только иногда очень дорогой ценой, жизнью… ЛЮДМИЛА СОРОКИНА, МОСКВА
|
|