В современном динамичном мире роль, функция и концепция музеев, как и других учреждений культуры, переосмысляется и несколько меняется от «просветительской» к «гедонистической», согласно которой музеи должны предоставить продукт или услугу, обеспечив какую-то выгоду (духовную, эстетическую, информационную и пр.) для своих посетителей. Иными словами, посещение музеев людьми должно доставлять им эстетическое и духовное удовольствие, получение положительных эмоций, удовлетворение потребностей в образовании и культурном досуге, а также где-то развлечь их и успокоить, а если обучение, то в форме игры. Музеи являются некоммерческими социально-культурными организациями. Они не ориентированы на извлечение прибыли из своей деятельности, но, тем не менее, они должны искать возможности модернизироваться к современным экономическим условиям. О том, как продвигать такой культурный «продукт», чтобы не только удержать, но и увеличить количество посетителей, как совершенствовать свою деятельность, работники музеев смогут узнать на тренингах по управлению музейным делом.
Совместная программа по музейному менеджменту Британского Совета, Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан и Лондонского университета Goldsmiths (Великобритания) рассчитана на два года и направлена на повышение квалификации и развитие навыков по управлению искусством сотрудников музеев и галерей Узбекистана. В рамках этой программы с 20 по 24 мая 2019 года в Центре Современного искусства будет проходить тренинг. Сегодня состоялось открытие этого мероприятия.
Данная программа разрабатывается совместно с Лондонским Университетом Голдсмитс, который является признанным во всем мире университетом по культурному менеджменту, имеет солидный опыт в обучении и внедрении современной системы музейного менеджмента в ряде стран. Программа основана на опыте музейного дела Великобритании с акцентом на совершенствование административной структуры музеев Узбекистана и повышения качества услуг для посетителей.
Методы изучения аудитории, удовлетворение потребностей, как посетителей, так и самих музеев, новые видения того, как наиболее выгодно представлять свои коллекции и транслировать идеи в существующую вокруг среду, переход от концепции созерцания к концепции участия, новые приемы осуществления коммуникации, расширение спектра услуг – лишь малая часть способов организовать музейную деятельность так, чтобы она стала более привлекательной для публики. Усиление роли туризма вызывает к жизни потребность работать на уровне мировых стандартов. Сохраняя наследие, предлагая яркие и нестандартные решения в области культурных практик, музеи способны стать фактором привлечения туристов и быть востребованными собственным населением.