Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.08.2019 / 19:01:43
На конкурс. Мосты будущего возводят из далёкого прошлого: Неделя культурного наследия "Узбекистан – перекрёсток великих дорог и цивилизаций: империй, религий, культур"Программа этого большого научного форума насыщена множеством событий и охватывает, можно сказать, всю нашу страну. На высоком научном уровне в Ташкенте прошел III Международный конгресс Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Все, что было сказано на состоявшейся прежде большой пресс-конференции, нашло конкретное воплощение на торжественной церемонии открытия и секционных заседаниях. В них принимали участие многие ученые из разных стран с мировым именем , а также ведущие ученые и специалисты Узбекистана. Особый отпечаток на ее организацию и проведение накладывает тот факт, что конференция проводится по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева и под эгидой ЮНЕСКО. «Предстоящая Неделя культурного наследия Узбекистана – уникальное событие не только для Центральной Азии, но и для всего Евразийского континента», - отметил в своем выступлении заместитель Премьер-министра Узбекистана Азиз Абдухакимов. В рамках научного форума ожидается визит Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одри Озуле. Заместитель министра культуры Узбекистана Камола Акилова подчеркнула, что Неделя культурного наследия станет мощным толчком для развития нашей науки, которая, как известно, не может развиваться локально в пределах одной страны. «Наша главная обязанность – изучить и сохранить для потомков богатейшее культурное наследие нашей страны», - сказала Акилова, – Неделя культурного наследия «Узбекистан – перекрёсток великих дорог и цивилизаций: империи, религии, культуры» полностью отвечает этой задаче. Организаторы Недели подошли к культурному наследию с самых разных точек зрения – научной, выставочной, издательской, экскурсионной. Огромный вклад внесли наряду с отечественными зарубежные учёные. Они помогают формированию основы для сохранения культурного наследия Узбекистана. На Международном конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и пропаганде культурного наследия Узбекистана состоялась презентация новых, весьма впечатляющих книг-альбомов, посвящённых этому большому событию в научном мире. В создании этих книг с применением новейших технологий принимают участие ведущие ученые и специалисты Узбекистана, Франции, Великобритании, Польши, Чехии, Японии и других стран. Поистине уникальные сокровища Кушанской империи представлены на выставке открытой в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Здесь же проходила презентация книги-альбома «Кушанское царство: династии, государство, народ, язык, письменность , религия» . Юечжи – тохары, создавшие великую империю Кушанидов, по своей военной мощи равную Китаю, Риму и Парфии, хорошо сознавали значение Термеза, который также, как и соседняя Кампыртепа, контролировали, помимо дорог, шедших на север, важнейшую торговую трассу. Она проходила из Индии по долине Окса в Маргиану и Парфию, а затем через Каспийское море в устье Риона, где находится современный грузинский город Поти, и по Чёрному морю - в римские владения. О существовании этого пути, по которому везли важнейшие товары, писал римский историк Плиний со ссылкой на Варрона (116-27 гг. до н.э.). Об этом же сообщал Страбон и другие учёные древности. «Представляется возможным, - говорит академик Академик Академии наук Узбекистана Эдвард Ртвеладзе, сделавший очень многое для открытия этих сокровищ - что в будущем этот путь будет восстановлен, как восстановлен сейчас Великий шёлковый путь в варианте ТРАСЕКА». 24 августа участники недели отправятся в Термез и станут свидетелями важных событий в изучении мировой истории. На предстоящей здесь впервые археологической конференции “Узбекистан – перекрёсток цивилизаций " будут заслушаны доклады известных востоковедов со всего мира. В то же время часть участников недели отправится в древнюю Бухару и познакомится с памятниками города. Остальные поедут в Самарканд 25 августа и примут участие в последующих мероприятиях Недели культурного наследия. Для них будет организована уникальная экскурсия на тему: “О чём молчат памятники Узбекистана?" Это будет своеобразное знакомство с именами великих ученых и правителей Узбекистана. Учёные мира узнают об учении, просвещении, мире и созидании. Подобная экскурсия по памятникам Самарканда ранее не проводилась. 26 августа в Самарканде состоится международная конференция под эгидой ЮНЕСКО. На международную конференцию "Сохранение материального и нематериального культурного наследия: актуальные проблемы и стратегия их решения " приглашены более 300 учёных-востоковедов, эксперты ЮНЕСКО, представители международных СМИ. Кроме этого, в Самарканде состоится международная конференция учёных-исламоведов «Свет из глубины веков». В рамках мероприятия пройдет презентация пилотных версий новых книг-альбомов серии «Архитектурная эпиграфика Узбекистана», посвященных архитектурной эпиграфике памятников Хорезма и Бухары (14 и 15 тома). Участники конференции посмотрят документальный фильм, подготовленный BBC Uzbek и НАЭСМИ при поддержке Госкомтуризма - «Катталангарский Коран: факты и мифы», целью которого является исследование и поиск следов утерянных страниц легендарного Корана. Премьера фильма состоится на телеканале «Россия-культура», интернет-портале DDC Uzbek, а также на телеканалах Узбекистана. Намечено также посещение Международного научно-исследовательского центра имама Аль Бухари, построенного по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Участники Недели культурного наследия посетят строящийся Центр исламской цивилизации в столице, познакомятся с древними памятниками Бухары, Термеза и Самарканда. Также для них будет организована экскурсия, посвящённая надписям на археологических памятниках Самарканда. Уникальным событием предстоящих мероприятий станет красочный, яркий фестиваль «Самарканд – сердце Великого шелкового пути», имеющий уникальный формат и отличающийся потрясающей красотой и аутентичностью. Фестиваль пройдёт в новом тематическом парке, воссозданном по образу одного из семи садов Амира Темура «Богишамол», который торжественно откроется в этот день. Участники мероприятия, одетые в костюмы народов, которые они представляют, словно на машине времени, переместятся в атмосферу средневековой эпохи и побывают на знаменитом самаркандском базаре. Самым важным событием программы станет знакомство с величайшим открытием в области археологии, результатами исследования в Кампыртепе под руководством академика Эдварда Ртвеладзе – Оксианской Александрией. Термез в народе называют городом, причастным к вечности. Он был возведён на пересечении дорог Великого шёлкового пути и оставался более двух с половиной тысячелетий связующим звеном между севером и югом, востоком и западом. Здесь находилась переправа через одну из крупнейших рек Средней Азии – Амударью. Здесь долгое время сосуществовали различные религии. До новой эры были распространены языческие культы. Позднее здесь утверждается зороастризм. Во время Александра Македонского и в период Греко-Бактрийского царства распространение получили древнегреческие религиозные воззрения. В начале новой эры – в кушанскую эпоху – Термез стал известен как крупный центр буддизма. Историки утверждают, что именно из Термеза эта религия распространилась в Китай, Монголию, Корею, Японию и другие страны Дальнего Востока. Интересно, что во время археологических раскопок близ Термеза на городище Кампыртепа была обнаружена и христианская церковь. Именно по этой дороге шёл Александр Македонский в свои знаменитые походы в Согдиану и её столицу Мараканду. Здесь же на месте Кампыртепа им была основана Александрия Оксианская, поисками которой было занято не одно поколение историков. Однако сейчас, по утверждению Э. Ртвеладзе, после обнаружения мощной системы оборонительных стен и ворот конца IY-III вв. до н.э. на Кампыртепа эти споры могут быть завершены. В раннеисламский период Термез стал известен как опорный пункт, откуда на Среднюю Азию распространилась исламская религия. В последующие века город продолжал оставаться важнейшим центром исламской культуры. В Термезе совершенствовали свои знания многие учёные, поэты, художники, историки, шейхи, выдающиеся служители религии. Они оставили значительный след в истории культуры. Как свидетельствуют специалисты, только один из сорока выходцев из Термеза, философ и шейх, основатель учения хакимии Абу Абдуллох ат-Термези написал более 400 произведений. В их числе «Китоби ан нахаж», «Солнома» («Летопись»), «Навруз-нома» и другие. О Термезе писали путешественники и историки разных народов и времён: Сюань Цзан, Табари, Улугбек, Руи Гонсалес де Клавихо, Герман Вамбери. В советское и наше время Термезу посвятили свои исследования российские и узбекистанские учёные: В. Бартольд, А. Альбаум, Г. Пугаченкова, Э. Ртвеладзе и многие другие. Ныне узбекистанские археологи в сотрудничестве с японскими, французскими, немецкими, российскими исследователями продолжают вести археологические раскопки близ Термеза – в Каратепа, Кампыртепа, Фаязтепа. Исторические памятники средневековья реставрируются мастерами из Хорезма, Самарканда, Бухары и других городов республики и областными рабочими. Буддийские памятники Каратепа и Фаязтепа подвергаются консервации, благоустраиваются их окрестности, приводятся в порядок ведущие к ним дороги. По мнению академика Эдварда Ртвеладзе, Термез в наши дни – город развивающейся промышленности и сельскохозяйственного производства, центр образования и культуры, защитник Узбекистана на южных рубежах Отчизны. «Несомненно, - убеждён учёный, - в этом сочетании традиций истории и новых явлений современности зиждется не только его современная значимость, но и славное будущее»[1]. Более подробно о мероприятиях, цифрах и фактах Недели культурного наследия рассказал автор проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» и Председатель правления Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана, координатор Недели культурного наследия Ф. Абдухаликов. Он сообщил, что мероприятие посещают три президента Академий наук, три директора издательства, три директора фондов, 35 директоров музеев и библиотек, 250 ученых-исследователей, 200 профессоров и докторов наук, 12 академиков, 25 представителей ICOMOS и ЮНЕСКО, 60 зарубежных и 70 отечественных СМИ. Зарубежные гости, известные ученые, в рамках пресс-конференции поделились своими впечатлениями о Неделе культурного наследия: «Это проект, которому нет равных». Адам Смит Албион, коллекционер, директор программы для молодых бизнесменов из Азии (США): - Для меня большая честь быть приглашённым на такое масштабное мероприятие, которое, думаю, хотели бы посетить многие люди из мира науки. Сам я коллекционер, человек, который интересуется декоративно- прикладным искусством Узбекистана, Каракалпакстана уже много лет. 20 лет назад я был в Нукусе, посетил там известный музей имени И. В. Савицкого. Меня привлекли объекты каракалпакского декоративно- прикладного искусства. Мне было интересно приобрести этнографические предметы искусства, хотя бы маленький кусочек ткани и своеобразные женские ювелирные украшения, в частности, носовые серьги «арабеки». Так я стал коллекционером, всё больше и больше узнавал, много читал и знакомился с историками и хранителями каракалпакского искусства, музейными коллекциями. Мне также очень интересны текстиль и чеканка. Сегодня многие западные специалисты проявляют большой интерес ко всему этому культурному наследию. И я здесь, в первую очередь, для того, чтобы узнать, как можно больше информации по данной теме и поделиться ею со своими соотечественниками. Мне интересен опыт других учёных, которые занимаются историей культуры Узбекистана, прежде всего, последние археологические находки в Термезе академика Эдварда Ртвеладзе и его рассказ об этом. Адам Смит Албион также поделился новыми впечатлениями об узбекской столице. Он заметил, что наш город стал намного современней, чище, удобней для пешеходных прогулок и туристских экскурсий. Потоку туристов, - заметил бизнесмен из США, - способствует упрощение регистрации туристов и безвизовый режим. В этом году, действительно, ожидается более шести миллионов туристов в нашу страну. Ефим Резван, доктор исторических наук, заместитель директора музея антропологии и этнографии имени Петра Великого "Кунсткамера" в Санкт-Петербурге и руководитель Международного центра исламских исследований в интервью для сайта Kultura.uz сказал следующее: - Для меня посетить Узбекистан, принять участие в таком грандиозном событии - это потрясающая возможность, наконец, отойти от рутины и заняться творческой деятельностью. Среди Коранов, которые мы описываем, есть издания, украшенные турецкими мастерами, русскими и персидскими: вот где можно наблюдать истинное пересечение культур. Здесь на книжной выставке можно убедиться, что появляется серия исторических источников высокого полиграфического искусства. Появление такого материала возродит интерес к изучению истории узбекской культуры в обществе, особенно у молодёжи. Появятся новые поколения учёных-востоковедов из разных стран, которые будут изучать эти рукописи, доступные каждому. Рукопись заключает в себе бесконечные возможности для её изучения… Я всегда увожу из Узбекистана из живого общения со своими коллегами новые идеи, которые впоследствии часто выливаются в новые труды и проекты. Уверен, что этот раз не будет исключением. Архитектор Зоя Александровна Аршавская из Иерусалимского университета, уроженка Узбекистана, выразила свои ностальгические чувства по старому Ташкенту. Детство её прошло под сенью раскидистых чинар на Кашгарке. «Тогда не было так жарко, даже когда солнце стояло в зените», - заверила она местных журналистов, потому что Ташкент утопал в зелени вековых деревьев. В последние годы, по мнению гостьи из Израиля, узбекская столица изменилась до неузнаваемости. Ташкент стал мегаполисом нового поколения. Зоя Александровна Аршавская после своего отъезда в 1995 году за рубеж часто приезжает на свою родину и всякий раз уезжает отсюда с большим багажом свежих впечатлений от экспедиций в древний Хорезм и Сурхандарьинский вилоят Республики Узбекистан с известным историческим и культурным центром – Термезом. Зоя Аршавская изучала Самаркандский, Бухарский, Сурхандарьинский регионы Центральной Азии. Она вместе со своей группой архитекторов ищет еврейские памятники на территории разных стран и каталогизирует эти объекты. «В Израиле, - поделилась архитектор, - из двух методов реставрации древних памятников, как правило, каменистой породы, модным «новоделам» предпочитают их тщательную консервацию. Секретами такой реставрации она готова поделиться со своими коллегами из Узбекистана и смежных стран: «Мы учимся друг у друга секретам поиска, реставрации и каталогизации памятников старины». Глобальная задача современности, выдвинутая проектом «Узбекистан – перекрёсток великих дорог и цивилизаций: империи, религии, культуры» - постижение актуальных проблем богатейшей истории центрально-азиатского региона в широком контексте развития мировой цивилизации; весомого вклада узбекского народа вместе с другими народами Центральной Азии в формирование общечеловеческих ценностей. Наряду с древнейшими цивилизациями Египта, Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Индии, Китая и Ирана, объединяемых общим понятием Древний Восток, Центральная Азия по праву считается одной из колыбелей становления цивилизованных форм жизни. Уникальность Центральной Азии объясняется ещё и тем обстоятельством, что она была, пожалуй, единственным регионом, где в своё время были распространены и прекрасно уживались между собой все мировые религии: зороастризм, буддизм, христианство и ислам. Не случайно, Неделя культурного наследия «Узбекистан – перекрёсток великих дорог и цивилизаций: империи, религии, культуры» охватывает четыре города Республики: Ташкент, Термез, Бухара, Самарканд. Именно на Центральную Азию приходилась значительная часть великого Шёлкового пути. Благодаря этой гигантской торговой магистрали, уже в древности происходил интенсивный и плодотворный обмен не только технологическими, но и духовными достижениями между различными народами. Крупнейший английский мыслитель А. Тойнби констатировал, что бассейн Окса-Яксарта (древние названия Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) "представляет собой своеобразный поворотный пункт, как бы центр, где сходятся дороги со всех концов света… Политические превратности судеб государств этого региона дают представление о роли, которую сыграл данный район в культурном становлении ряда цивилизаций"[2]. Небывалый культурный подъём в мусульманских странах в эпоху средневековья дал основание многим исследователям характеризовать её как эпоху "мусульманского Ренессанса" и справедливо выявить следующие приметы этого явления: — Центральная Азия являлась одним из важнейших эпицентров глубоких духовных поисков в рамках исламского мировоззрения; — на протяжении столетий Центральная Азия являлась важнейшим духовным истоком суфийского мировоззрения и образа мышления. Почти вся средневековая поэзия, сестра философии, лежала в сфере суфийских идей и образов; — иранская и тюркская культуры — это два благодатнейших и богатейших источника, которые питали с незапамятных времён культуру всех центрально-азиатских народов. — современные специалисты сделали вывод, что изучение истории народов Центральной Азии на стыке самых различных научных дисциплин выдвинет наиболее плодотворные идеи и, в конечном счёте, поможет выявить общие закономерности зарождения и развития человеческой цивилизации и обрести духовные ценности мирового масштаба. Историки культуры установили, что искусство обладает уникальной способностью быть своеобразной моделью данного типа культуры, поэтому для понимания средневековой культуры имеет особое значение изучение искусства этого исторического периода. До тех пор, пока история культуры имеет чисто описательный характер и сводится (как это часто бывает в этнографической литературе) к последовательному описанию разных компонентов данного культурного комплекса, скажем, нравов, обрядов, знаний, умения организации быта, форм общения и т.д., само искусство фигурирует лишь как одна из областей этого конгломерата. Но как только историк стремится постичь ту или иную культуру как некую систему, а не простой комплекс различных продуктов и форм деятельности, перед ним сразу же встает вопрос о закономерностях сопряжения основных ее сторон, так как в этом сопряжении таится секрет целостности данной культуры. Поэтому многие историки культуры обращаются к изучению искусства уже не как одного из многих разделов культуры, а как такого плода продукта человеческой деятельности, в котором культура изоморфно себя воспроизводит, моделирует. Этим углом зрения обладает философия культуры — понятие, употребляемое в западной философии в смысле осознания сущности и значения культуры. Термин введён немецким романтиком А. Мюллером (1779-1829). Философию культуры следует отличать от философии истории, так как процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции. На это обращает внимание и Ю. Давыдов[3]. Таким образом, искусство становится, прежде всего, самосознанием культуры. Искусство способно портретировать культуру. Это ее зеркало, "самопознание" культуры. И в средневековом искусстве, как в зеркале, отразился совершенно особый неповторимый тип культуры. Средневековое искусство возникло и существовало на почве феодализма, более прогрессивной общественной формации, чем рабовладельческий строй. На протяжении средних веков в Европе, Азии, Северной Африке образовались огромные этнические группы народов, а затем нации, до сих пор населяющие земли этих материков. В средние века были заложены основы национальных культур. Это было время расцвета искусства масс: неистощимая фантазия народа, множество местных школ, народные представления, мифологический по характеру реализм, расцвет декоративных форм и прикладного искусства. Религиозные догматы христианства, буддизма, ислама накладывали печать на философию, мораль, искусство. Ислам в Среднюю Азию пришел только в VIII веке, когда народы Средней Азии, претерпев влияние буддизма, парсизма (зороастризма — религии древних персов), христианства, выработали своеобразный “иммунитет” в области художественного мышления, создали свои национальные неповторимые принципы художественного творчества. Ислам опирался на древнеарабскую, а также иудейскую традиции (Ветхий Завет). Ранний ислам уделял внимание вопросам культуры и, соответственно, искусства, отдавая предпочтение ритуалу над мифом, социально-нравственным устоям, вокруг которых можно было бы объединить мусульман. Основополагающая цель заключалась в том, чтобы направить правоверного мусульманина к единому эпицентру мироздания — Аллаху. Лишь позднее были выработаны эстетические принципы мусульманской веры, которые и сегодня нам могут помочь понять символику мусульманской архитектуры на территории Средней Азии. Так, например, купол мечети всегда символизировал божественную совершенную красоту (“джамал”). Минареты означали божественное величие (“джалал”), а письмена на внешних стенах мечети увековечивали божественное имя (“сифат”). Наибольшего расцвета мусульманская архитектура достигает в XY веке, когда она входит в повседневную жизнь восточного города и играет эстетико-воспитательную роль для всех социальных слоёв населения, определяет вкусы и формирует чувство Прекрасного. Именно творческая активность «третьего сословия» внесла много нового в архитектуру этой сложной противоречивой эпохи. Предстоящая неделя будет включать в себя проведение выставок, научных симпозиумов, экскурсий по историческим центрам, конференций и круглых столов с участием учёных с мировыми именами. Программа Недели включает в себя более 15 мероприятий в четырёх городах страны. Ярким завершающим событием Недели станет торжественная церемония открытия XII Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари» на площади Регистан в Самарканде. Мосты будущего возводят из далёкого прошлого: их опоры, как маяки дружбы народов, стоят на маршрутах Недели культурного наследия "Узбекистан – перекрёсток великих дорог и цивилизаций: империй, религий, культур"
Гуарик Багдасарова, искусствовед
фото автора и Сергея Савчука-Курбанова
|
|