Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
06.08.2020 / 17:09:14

Тахир Бахранов: аэропорт как судьба


Мы готовили книгу к  юбилею  директора  Международного  аэропорта "Бухара" Тахира Бахранова. В апреле  2019 года  ему  исполнилось 60 лет. Но к самому юбилею не успели. Очень большим оказался  собранный материал. Многие  часы  диктофонных записей, несколько  десятков интервью с людьми,  которые  работали  или дружили с Т.Бахрановым. Будучи народным депутатом и неравнодушным человеком он многим помогал. Один  из друзей рассказал, что прием Тахир Саидович начинал с раннего утра еще дома. В  его дверь  стучали в поисках  помощи и поддержки  в любое время  суток. Он  никогда не отказывал. Многие удивлялись   его  скромным  потребностям: трехэтажных особняков не построил, жил в доме, оставшемся от  отца,  рядом с родным аэропортом. Народ   его  знал и любил. Как  любит своих  настоящих героев. Лица людей  удивительным образом озарялись  светлой улыбкой, когда  речь  заходила о Бахранове. Ни один человек не отказался от встречи. У каждого  была  своя собственная история, в которой директор  аэропорта  проявил  себя как добрый друг, мудрый начальник  и наставник, народный избранник, общественный деятель.

К началу 2020 года книгу мы завершили. Даже  подобрали типографию для  ее издания... Но случилась  пандемия. Коронавирус не пощадил человека, дорогого  сердцам тысяч  бухарцев. 

Отрывки  из книги "Тахир Бахранов: аэропорт как судьба"   

Во главе  авиапредприятия

Поворотным в истории развития авиации Узбекистана, без сомнения, стал Указ первого Президента страны Ислама Каримова о создании Национальной компании «Узбекистан хаво йуллари», изданный 28 января 1992 года. Государство, не имеющее выхода к морю и расположенное далеко от морских коммуникаций, сделало ставку на развитие воздушных транспортных путей. Преимущество состояло в том, что его столица - Ташкент, находится на пересечении многих воздушных трасс из Европы в Юго-Восточную Азию. Чтобы осуществлять доставку грузов, требовался новый воздушный флот. Узбекистан начал закупку лайнеров западного производства.

Один год их эксплуатации показал правильность  выбранного курса. Но повлек за собой новые задачи - проведение модернизации аэропортов и устаревшей инфраструктуры. В первую очередь в городах - центрах международного туризма - Самарканде, Бухаре, Ургенче. Для этого в 1996 году Узбекистан заключил договор с Японией о выделении кредита под гарантию государства.    

Т.С. Бахранов возглавлял тогда службу организации гражданских перевозок. Вскоре его назначают заместителем директора предприятия по производству. В этой должности проработал всего полтора месяца. Потом скоропостижно скончался руководитель  авиапредприятия  Виктор Николаевич Пшеничников. Встал вопрос о том, кто теперь возглавит трудовой коллектив. Надо заметить, к тому времени, началась реализация проекта по модернизации аэропортов. Было принято решение о назначении Т. Бахранова исполняющим обязанности директора Бухарского аэропорта.

В Бухаре отмечается юбилей авиаторов - 25-летие создания компании Узбекистон хаво йуллари.
Сидят (слева направо) -Ф.Ф. Шаропов, У.Х. Нуров, Т.С. Бахранов, Г.Н. Дунаев, Ч.Ф. Мехмонов.

Первая проблема, с которой столкнулся в новой должности Тахир Саидович, необходимость  ремонта взлетно-посадочной полосы. Новому руководителю не давал покоя вопрос, почему с постоянной регулярностью, раз в несколько лет, она разрушается. Сам не знал точной  причины, мог только догадываться, потому решили пригласить сотрудников института гидромелиорации: специалистам и карты в руки!

Осмотрев взлетную полосу и другие объекты аэропорта, сотрудники института сообщили, что вода вместо того, чтобы течь по коллектору, уходит под взлетную полосу,  отсюда трещины и вздутия. Оказалось - забился коллектор протяженностью в два километра. В аэропорту сразу же взялись за его очистку. С тех пор прошло двадцать два года, все действует превосходно! Коллекторы чистят регулярно. И это, по мнению Т. Бахранова, экономит авиапредприятию большие финансовые средства. Он считает, что правильная эксплуатация оборудования и других объектов, действия исключительно по инструкции на долгие годы могут избавить от больших хлопот. Конечно, все имеет свой срок, но когда случается непредвиденная, чрезвычайная ситуация, она в гражданской авиации может иметь самые непредсказуемые последствия. Профессионал должен все предусмотреть на много шагов вперед.

Модернизация аэропорта успешно завершилась. Был проведен капитальный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы с асфальтовым покрытием по всей длине. Установлено новое светосигнальное оборудование типа ОВИ 1 (огни высокой интенсивности) немецкой  компании «Сименс». Введен в строй комплекс зданий для служб Управления воздушным движением и Базы электро-радиотехнического обеспечения связи с новейшим радиооборудованием и локационной спутниковой системой. Отныне в Бухаре могли принимать воздушные суда по первой категории ИКАО (Международная организация гражданской авиации), то есть все типы современных самолетов - А-310, А-320, Боинги 757/767, Боинги 747 (всех модификаций), Ил-86, Ил-96, Ан-124 (Руслан).  

Все успели сделать к визиту в город первого Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова, который прилетел на открытие Бухарского нефтеперерабатывающего завода. Он вышел по трапу из самолета и удивился быстрому проведению строительных работ. Вместе с ним прилетел генеральный директор компании "Узбекстон хаво йуллари" А. Рузметов, непосредственный начальник Т. Бахранова.

- Поначалу Рузметов выступил против моей кандидатуры, - рассказывает Тахир Саидович. - Когда прилетел на похороны В. Пшеничникова, у них с тогдашним хокимом области Самоиддином Касымовичем Хусеновым состоялась встреча. Зашла речь о том, кому возглавить коллектив аэропорта. Многие считали, что меня рано ставить. Такое мнение разделял и руководитель авиакомпании. Хоким твердо сказал тогда: «Мне нужен он!». Меня-то Хусенов знал со всех сторон! В таких важных кадровых вопросах руководство компании всегда считается с мнением местных органов власти.

Спустя время пришла телефонограмма, которой меня вызывали на собеседование в Ташкент. Зашел к Рузметову в кабинет. Тот встретил не очень приветливо, по всему видно - недоволен: «Не знаю, говорит, откуда ты выскочил, на твоем назначении Хусенов настаивал, еще посмотрю на твою работу». Все откровенно, без прикрас мне в лицо высказал, но и.о. директором назначил. Потом генеральный признавался, думал, бухарские продвигают своего человека.

- Арслан Гаипович был профессионалом высокой квалификации и уважал профессионалов, - отмечает Т.Бахранов. По его словам, их отношения быстро переросли просто служебные, стали дружескими. Рузметов ценил младшего коллегу и друга, а тот, в свою очередь, всегда считал своим учителем -"Устозом". Своего первого внука назвал в его честь Арсланом.

Приз Ассоциации Аэропорт Бухарскому авиапредприятию в номиниции Лучший аэропорт года

Музей истории гражданской  авиации

На территории Международного аэропорта "Бухара" 9 мая 2018 года, в день Памяти и почестей открыли музей истории авиации. У входа в него установлен легендарный самолет "Ан-2", любовно именуемый в народе "кукурузником". В тот памятный день на торжественную церемонию пришли работники предприятия, ветераны войны и труда, жители Бухары и его гости, школьники и учащиеся средних специальных ученых заведений, студенты. Все радовались - наконец удалось осуществить мечту.

Легендарный  кукурузник - установлен на территории аэропорта Бухара у входа в музей авиации 2

- Идея создания музея возникла пятнадцать лет назад. Пока он единственный в нашей стране, - рассказал нам ветеран авиапредприятия, инженер-инспектор по безопасности полетов высшей категории  Алексей Александрович  Руднев. - Возникла потому, что именно на земле Бухары родилась авиация Узбекистана. Нам удалось подготовить богатую экспозицию. Она включает в себя интересные архивные документы, фотографии, газетные публикации 1923 года, когда зарождалась гражданская авиация не только Бухары, но и всей страны.

Алексей Александрович показывает фотографии всех командиров отрядов, представленные на стенде. Среди них портрет самого первого летчика Александра Ефремова, который "пригнал" в Бухару из Самарканда первый самолет.

- Мы нашли историю Ефремова. Случайно познакомились с его сыном, который сейчас проживает в Москве. Тот приезжал к нам. Привез фотографии. Теперь они размещены в экспозиции музея. Здесь же, на почетном месте, фотографии М. Симаева, О. Рошкова, В. Бакало, Н. Яфясова и В. Пшеничникова, в разные годы возглавлявших работу коллектива аэропорта. 

В другой витрине представлены документы, принятые руководством страны, о создании узбекской национальной авиакомпании и переименовании Узбекского управления гражданской авиации в НАК «Узбекистон хаво йуллари», Соглашение между правительствами Узбекистана и Российской федерации о воздушном сообщении, Устав аэропорта, сертификаты компании о соответствии качества.        Здесь хотят собрать и оставить будущим поколениям документы по истории нашей авиации. На территории аэропорта находился 264-тый летный отряд. В его авиапарке насчитывалось около 40 самолетов. К сожалению, из того летного состава в живых осталось несколько человек. Малая авиация уходит, на смену ей пришла большая.

Центральную часть зала занимает большой макет. Как оказалось - уменьшенная, но точная копия нового терминала, введенного в строй в 2011 году. Он отвечает самым высоким международным стандартам. Для наглядной демонстрации произошедших преобразований здесь размещены макеты предыдущих зданий аэропорта. Посетителям есть, с чем сравнить!

В  экспозиции можно рассмотреть красивые, сверкающие кубки, которые получены от Ассоциации гражданской авиации стран СНГ. Начиная с 2008 года, ежегодно Международный бухарский аэропорт участвует в конкурсе за право называться лучшим аэропортом года стран СНГ. За десять с лишним лет стал обладателям двенадцати кубков.  Почти каждый год становится победителем какой-нибудь из номинаций.

Рядом с этими наградами стоят другие. Они завоеваны молодыми ребятами из клуба авиамоделирования. Клуб восстановлен по инициативе Тахира Саидовича. В нем около пятидесяти лет учили детей делать модели настоящих самолетов. Его активным участником когда-то был нынешний директор авиапредприятия, в ту пору очень любознательный школьник.

В музее представлены экспонаты, посвященные сегодняшнему дню авиации - макеты и модели воздушных лайнеров, но внимание посетителей, особенно детей, всегда привлекает форма, которую носят нынешние пилоты и бортпроводницы. Важно добавить к нашему рассказу то, что двери музея открыты для посетителей. Директор аэропорта, член Сената Олий Мажлиса Тахир Бахранов всегда подчеркивает, что бухарцы должны знать историю становления гражданской авиации, тем более, что она началась в их родном городе.      

С супругой

Бриллианты Бахранова

Разговаривая с людьми, мы заметили одну закономерность. Многие, рассказывая о своей дружбе с Тахиром Саидовичем, отмечали, что их познакомил кто-то из общих друзей. Друг Бахранова стал их другом. Так случилось с главным врачом филиала Республиканского областного многопрофильного медицинского центра Шухратом Абдуллаевичем Худайбергеновым. Хирург по образованию он после окончания Ташкентского медицинского института (ТашМИ), ныне Ташкентская медицинская академия, получил направление  в середине 80-тых годов прошлого столетия на работу в Республиканский специализированный центр хирургии. Спустя несколько лет к ним в Центр устроился парень из Бухары - Рустам Юлдашев. Из династии врачей Бухарской области.

- Мы стали вместе работать, - вспоминает Шухрат Абдуллаевич. - Оказалось, что он учился с Тахиром Саидовичем в одной школе. Однажды Бахранов приехал к нему в гости, у нас произошло случайное знакомство. Судьба так распорядилась, что мы стали с ним общаться. Он часто приезжал в Ташкент, будучи еще начальником пассажирских перевозок в аэропорту. Практически в каждый его пребывание в столице ходили в театры, гуляли по городу, сидели в кафе или ресторане.

Волею судьбу в 2009 году меня послали работать в Бухару в областной филиал Республиканского специализированного центра экстренной медицинской помощи, который я возглавлял по 2013 год. В Бухаре Бахранов мне во многом помог. Нужно начать с того, что пока я не устроился, жил у него. Понадобилось время, чтобы снять подходящую квартиру. Мы очень сблизились. Вскоре стали дружить семьями. Моя жена приезжала в Бухару, Бахрановы бывая в Ташкенте, навещали ее там.

В 2013 году Ш. Худайбергенов вернулся в столицу, но в 2017 году его вновь направили в Бухару, уже главврачом филиала Республиканского многопрофильного медицинского центра Бухарской области, где в настоящее время он работает. Подобные назначения в регионы страны получили, согласно постановлению Кабинета Министров, 136 врачей, работавших в республиканских научно-исследовательских медицинских центрах и имеющих большой опыт и практику.  Кадры  высококвалифицированных врачей направлены в областные центры с тем, чтобы возглавить медицинские учреждения по различным направлениям здравоохранения - эндокринологии, экстренной помощи и т.д. В каждой области есть больница по своему профилю. Именно туда поехали столичные медики с целью укрепления кадров в медицинских учреждениях и передачи передового опыта коллегам на местах.

На вопрос, оказывает ли помощь больнице сенатор и депутат облсовета, Шухрат Абдуллаевич отметил, что Т. Бахранов всегда интересуется проблемами здоровья людей, оказания им качественной медицинской помощи. Он поддержал идею своего друга и главврача об открытии в Бухаре на базе филиала Республиканского многопрофильного  медицинского центра кардиохирургического отделения.

- Это очень серьезный вопрос, кардиохирургия требует больших затрат, - отметил Худайбергенов. - Нужно построить отдельное здание, оснастить его необходимым оборудованием, достаточно дорогостоящим. Но Бухара в таком отделении остро нуждается. Здесь много людей, страдающих пороками сердца и ждущих операции. В доказательство доктор привел следующие данные. На момент нашей встречи в феврале 2019 года, в очереди для проведения операции в Ташкенте стояли около 350 больных. В месяц областной больнице выделяются путевки на проведение бесплатных операций по ордеру всего на  четыре человека. Платно оперируются еще 3-4 человека.

Если открыть кардиологическое отделение, количество людей, которым можно помочь на месте, значительно возрастет. Участие Тахир Саидовича, по словам, руководителя Центра, необходимо в том, чтобы "пробить" финансирование строительства здания. Кадры потихонечку готовятся, активно ведется закуп оборудования. Надо только построить отдельный корпус на территории больницы. Даже место для него определено.

Тахир Саидович очень добрый и хороший человек, всем помогающий, кто бы к нему не обратился, - отмечает доктор. Но его мнению, директора аэропорта не зря избрали сенатором, а до этого депутатом Законодательной  палаты Олий Мажлиса. За годы работы в парламенте страны, а также в областных органах власти он многое сделал для родной области и людей, которые в ней живут. В своей работе он большой профессионал. Врач не может знать тонкостей деятельности аэропортов и авиапредприятий, но может судить о том, как постоянный пассажир, который много летает по делам службы. Видит, какие изменения происходят в Бухарском аэропорту.

- Там все поставлено на хорошую ногу - порядок, дисциплина, чистота, обслуживание пассажиров на высоком уровне, - подчеркивает главврач. - Я бы еще сказал, что Бахранов - человек, который к себе притягивает людей. Когда с ним начинаешь разговаривать, он сразу привлекает твое внимание. Наверное, добротой. Каждый человек, который с ним общается, чувствует это сам. 

Папа и  лапочка - дочка Муниса

Гостеприимство, добросердечность, хлебосольство, готовность прийти на помощь - качества, думаем, присущие многим бухарцам. Во всяком случае, доброта одного из них собрала и сплотила дружбой не один десяток людей. В шутку знакомые называют окружение директора аэропорта бриллиантами. Бахранова. Уверены, подобные отношения дороже самых драгоценных камней. 

 

Надежда Степанова

Обид Шабанов

От авторов:

Наше последнее  интервью для  книги состоялось осенью прошлого года. Тахир Саидович  пригласил на праздник, посвященный Дню  государственного  языка. В актовом  зале авиапредприятия прошел  чудесный концерт. Приехали детишки из подшефной школы, показывали замечательные сценки, пели песни,   читали стихи. После окончания торжеств  директора  не оказалось в зале. Причиной стало  плохое самочувствие. Он лежал в медсанчасти  под капельницей. Мы предложили  перенести встречу. Бахранов не согласился. Интервью провели в больничных условиях.

Да, он жил на разрыв, не откладывая  на потом ни чувств,  ни дел. Конечно,  нужно  было бы себя поберечь, но  по-другому Тахир Бахранов  не мог и  не хотел...  





Другие материалы рубрики

06.08.2020 / 10:01:53

Пандемия COVID-19 может привести к глубокому кризису человеческого развития в Центральной Азии, предупреждают эксперты Всемирного банка

Пандемия коронавируса (COVID-19) оказывает длительное негативное влияние на сферу образования, качество человеческого капитала и социально-экономическое развитие в странах Центральной Азии, где учащиеся дети и молодежь составляют почти половину всего населения Далее...

05.08.2020 / 19:31:51

Президент поручил пересмотреть генплан Ташкента и изменить границы города

Представлена информация о предлагаемом изменении границ города Ташкента в связи с организацией Янгихаётского района Далее...

05.08.2020 / 19:28:27

Азербайджан - Узбекистан: начался новый этап в изучении духовного наследия коренных народов

Совместно с азербайджанским Институтом Теологиии и Международной исламской академией Узбекистана проведена онлайн-видеоконференция на тему "Религиозная толерантность является важным фактором развития государства и общества" Далее...

04.08.2020 / 18:38:35

Человек, соединивший эпохи

Поэт, философ, просветитель Абай Кунанбаев нашёл пути спасения казахского народа в эпоху "прощального бала конно-кочевой цивилизации". В нынешнем году мировая общественность отмечает 175-летие со дня рождения поэта, композитора, философа, просветителя и основоположника казахской письменной литературы Абая (Ибрагима) Кунанбаева. О том, почему Абай сегодня по-прежнему актуален и востребован, рассказал культуролог, заслуженный деятель Казахстана Мурат Ауэзов Далее...

03.08.2020 / 01:44:55

Вопросы гендера и законодательство

Для парламентов будет выпущено специальное руководство, которое поможет учитывать при обсуждении и принятии нормативно-правовых актов, в частности законов, гендерные факторы Далее...





17.04.2024 / 14:29:09
Театр-студия имени Марка Вайля "Ильхом" представляет репертуар недели
 
17.04.2024 / 10:23:49
В столице республики с большим успехом продолжается Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори". Его программу украсила новая версия оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини "Богема"
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте