Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.01.2022 / 20:11:15
В клубе "Интеллектуал" состоялась премьера документального фильма "От Тибра до Джейхуна" от студии "Фаввора фильм"Он рассказывает о «перекрестках» двух великих цивилизаций, давних культурных связях Узбекистана и Италии . В фильме принимают участие кинорежиссер Али Хамраев, писатель Евгений Абдуллаев, известный искусствовед, много лет возглавлявшая Каракалпакский Государственный музей искусств им. И.Савицкого — Мариника Бабаназарова. Картина снята режиссером Денисом Кодзаевым по сценарию Лейлы Шахназаровой. Консультантом фильма выступил Борис Бабаев, в нем запечатлены кадры снятые в Италии художественным руководителем студии «Фаввора фильм» Келдиером Хужаяровым. Говорят, что однажды, когда Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу, вошел Папа Римский со своей свитой и прервал его работу. Разгневанный Микеланджело швырнул в него кисть, испачкав краской мантию папы. Все бросились на художника, но папа остановил их: – Не троньте его. Он разговаривал с Богом… И правда – кому же и знать толк в подобных божественных «разговорах», как не великим художникам? И где еще происходить таким высшим беседам, как не в Италии – стране, возлюбленной Богом?.. Так начинается эта очень впечатляющая и глубокая по содержанию картина. Ее действие разворачивается в древнейших культурных центрах Италии и Узбекистана. Некогда говорили, что мир делится на тех, кто видел Рим, и на тех, кто его не видел. В самом деле, немного найдется на земле городов, которые могут сравниться древностью и величием с «Вечным городом». И первый среди таких городов, конечно же, – блистательный Самарканд. Античным историкам этот «Рим Востока» уже был хорошо известен, а сама Средняя Азия заслужила прозвище «Обители благословения»… А какие удивительные скрещения судеб и мосты культур связывают Узбекистан и Италию, прослеживаясь на протяжении всей истории этих стран! От «Канона врачебной науки» Авиценны, по которому в эпоху Возрождения изучали медицину будущие итальянские медики, путешественников-купцов братьев Поло, завороженных Бухарой, – до «узбекского следа» в творчестве великих кинематографистов – мастеров итальянского неореализма – и до «Божественной комедии» Данте, впервые за шесть столетий со времени своего создания «заговорившей» по-узбекски… Это обоюдное тяготение неудивительно: ведь если мэтр итальянского кино Тонино Гуэрра назвал купол Гур-Эмира в Самарканде «небом своих снов», то можно сказать, Анхору снятся берега Тибра, а Обитель благословения тоскует по Возлюбленной Бога… Рим, Венеция, Флоренция, Самарканд, Ургенч, Бухара… После просмотра фильма состоялось обсуждение картины в котором приняли участие Галина Мельникова, Евгений Абдуллаев, Евгений Скляревский, Гульнора Саидмагамбетова, Рахимжан Султанов , Ризо Ахмад , Елена Ветвикова, Люба Исхакова и другие известные деятели культуры, писатели и журналисты. Они дали высокую оценку картине , говорили о том, что в ней нашли глубокое отражение давние , многовековые культурные связи между Италией и Узбекистаном.
фото Бориса Завлунова
|
|