Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.01.2022 / 19:49:12
В этом январе ему могло бы исполниться 91 год. Могло бы исполниться, но... Не смог написать в прошедшем времени о Шухрате Салиховиче АббасовеПочти весь вечер просидел перед монитором и не смог... Поэтому оставляю здесь текст, который написал не очень давно , на его День Рождения. «Машина Времени» Шухрата Аббасова. Когда мне, практически, волею случая, выпала честь написать статью о о нашем великом кинорежиссере Шухрате Аббасове, я честно говоря, растерялся. И не потому, что слишком мало времени было отведено на этого, по словам признанного метра литературы Чингиза Айтматова, - «Классика мирового кино». Не потому, что я лично сам не учился у Шухрата Салиховича, хотя с его творчеством знаком уже много лет - его ленты с первых дней моего студенчества рекомендовали мои педагоги . Не потому, что его биографию, фильмографию и сами фильмы, давние-недавние-и-последние интервью сегодня можно просто и легко скачать в Интернете. Не потому, что… Это всё в дебете, а что же тогда в кредите? Что я лично знаком с этим высоким, подтянутым, неизменно доброжелательными и на редкость внимательным к собеседнику человеком последние восемь лет. Так уж вышло, что после практики в столичных театрах я оказался в ГИИ Узбекистана, на кафедре «Искусство эстрады и массовых праздников», что по соседству с «Искусством драмы и кино». Там то и работает Шухрат Аббасов. Слово за слово, общие знакомые- режиссёры, операторы, художники, актёры, совместные обсуждения увиденных спектаклей, концертов и выставок… Не мало ли, для того, что бы садиться за письменный стол? Но глядя на цифру, одновременно заслуживающею и уважение и вызывающую восхищение, – 84 года, я решился. И тут же начал собирать материал- открыл Википедию, с десяток отечественных сайтов о кино и шоу-бизнесе, внимательно перечитал монографию Адибы Насыровой- «Кинорежиссёр Шухрат Аббасов» и пересмотрел несколько студенческих фильмов-портретов о нём . Сличая в разных источниках общеизвестные цифры и факты, общаясь с его учениками, коллегами и близкими я натолкнулся на интересные особенности и даже парадоксы. Все мы знаем Шухрата Аббасова как заслуженного деятеля искусств и народного артиста, обладателя наград многих кинофорумов- Франкфурт-на-Майне - 1963 г., Алма-Ата- 1968 г., Тбилиси- 1972 г., Кишинёв – 1975 г., Тегеран 1977 г., неоднократного лауреата гос.премий и наград , в том числе медали «Шухрат» и ордена «Эл-юрт хурмати». Знаем наперечёт все его художественные фильмы - от действительно народной комедии, которую буквально растащили на цитаты, - «Об этом говорит вся махалля», до пронзительных лент «Ташкент-город хлебный», «Ты не сирота» и «Маленький человек на большой войне», от эпических «Абу Райхон Беруни» и сериала «Огненные дороги» до неоромантичных, по-феллиниевски трогательных «Прозрения» и «Драмы любви». А ещё «Земля предков» по Тогай Мураду и первый фильм Шухрата Аббасова «Филиппинец и пьяный», по одноимённому рассказу Уильяма Сарояна… И вот тут то я впервые остановился. Что-то не сходилось в общепринятой биографии метра кино. И оказалось, что первым фильмом Шухрата Аббасова можно ещё считать и короткометражную экранизацию сцены из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок». В 1958 г.– «Васисуалия Лоханкина» Шухрат Аббасов снял в товариществе с ещё одним общепризнанным корифеем «большого экрана» - Георгием Данелия. В этом фильме, к слову сказать, играли ни много, ни мало - Евгений Евстигнеев и Галина Волчек. Дальше – больше. Во мне проснулся дух дедуктивизма, попёр из меня «доморощенный» инспектор Коломбо. Оказалось, что зная практически всё о Аббасове, мы ещё многого не знаем или упускаем из виду. Знаем, что Шухрат Салихович профессор с многолетним стажем и педагог от бога для десятков режиссёров и сотен актёров, но многие наверно, как и я, удивятся, узнав, что Шухрат Салихович и сам выступил в роли актёра – фильм «Птицы наших надежд»- 1977 г. Все любят фильм «Озорник» по Г.Гуляму. Но не все знают, что сценаристом этой обожаемой всеми картины выступил…Шухрат Аббасов. А ещё многим будет интересно узнать, что кроме работы на съёмочной площадке, Шухрат Салихович поставил в должности главного режиссёра Янгиюльского драм.театра более десятка спектаклей, в том числе – «Сердечные тайны» Б.Рахманова, «Нурхон» К.Яшена, «Проделки Майсары» Хамзы, «Больные зубы» А.Каххара. Не очень известные факты биографии и всевозможные «тайнички» начали открываться мне, если не по мановению волшебной палочки , то по хлопку кино-хлопушки точно. Общеизвестно, что Шухрат Аббасов - безумно влюблён в своих студентов. Мало того, что он не пропускает ни одного студенческого показа-бенефиса-спектакля, он ещё и внимательно смотрит, не делая себе же скидку на «профессорский» статус - смеётся и плачет по-настоящему - веря и сопереживая даже малейшему успеху своего питомца. И студенты платят ему монетой той же, «самой высокой» пробы. Шухрат Аббасов общеуважаем и любим всеми - и коллегами-педагогами и простыми студентами - я ни разу не видел, что бы он шёл по коридорам института один. Всегда в окружении улыбающихся и одухотворённых, точнее – одухотворяемых буквально на ходу людей. И при этом – он очень принципиальный и беспощадный в своих суждениях человек искусства – если где-то ему подсовывается откровенная вульгарность, однодневность, вторичность, - проще говоря «художественная убогость», по его словам, - снисхождения не жди. Цитирую дословно - «К сожалению, по-прежнему выходят фильмы, в которых нет сильного конфликта, противоборства идей. А ведь только произведения, глубоко отражающие специфику времени, изменения в обществе, характер народа, могут сегодня понравиться зрителю, затронуть их сердца, завоевать достойное место в истории мирового кино». Критика Шухрата Аббасова, к слову – всегда конструктивная, точна и профессиональна. Добрый, но никак не «добренький». Или ещё одни парадокс Ш.Аббасова - многие его фильмы пронизаны настоящим трагизмом и полны драматических, часто неразрешимых вопросов. И при всём этом у него редчайшая самоирония и крепкий по форме и «умный» по содержанию юмор! Несколько лет назад был свидетелем следующей «интермедии». В рамках мероприятия по чествованию магистров на сцену учебного театра института вызвали двух старожилов института - Шухрата Аббасова и Арсена Исмаилова, дабы они одевали выпускникам мантии. Но пока магистров выстраивали в определённом порядке за кулисами- эти две «легенды» застоялись под тёплыми лучами софитов. Мантии оттягивали руки, пауза затягивалась до неприличия и Шухрат Салихович, дабы её разрядить, шутя, предложил коллеге: «Знаешь, Арсен, после того как нас сократят в институте, как пенсионеров – пойдем работать в гардероб. У нас это неплохо получится!!!». Никогда ещё обычное собрание не проходило так весело. Или не далее, как на вступительных турах очередного набора режиссёров уже в ГИИК Узбекистана. Уставший от потока желающих учиться у него, а количество абитуриентов, узнающих, что их мастером может стать не кто нибудь , - а «Сам Аббасов!!!» заметно возрастает, Шухрат Салихович рассказал мне в перерыве между туров следующую историю. «Расспрашиваю одного поступающего парня про театр - ноль. Про кино - тоже. Про то, какие книги он читает – еще хуже. Начинаю буквально «тормошить» его своими вопросами.- Ну а про великого СТАНИСЛАВСКОГО ты хотя бы слышал? И глядя на вылезшие в секунду из орбит глаза парня, начинаю махать руками – Нет, нет это не Я!!!». Спроси про биографию и перечень фильмов- ответят почти все- Шухрат Салихович Аббасов - уроженец Коканда. В 1949 г. окончил Ташкентский мед.техникум, а через 5 лет получил диплом режиссера, пройдя обучение на режиссерском факультете ТГТХИ им. А. Н. Островского. Затем были Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме», 1958 г. А что его буквально притащил к ректору тогдашнего института известный актёр Хамза Умаров, увидев его на любительской сцене в роли старика Шмаги в спектакле «Без вины виноватые» А. Н. Островского, сегодня знают немногие. Что про него сказал один из гениев мирового кино- Александр Ромм – «Я буду всегда удивляться героизмом Аббасова, его глубокой эрудицией и разнообразием художественного клада» наверное знаю сегодня только особо дотошные киноведы. А уж то, что его творчеству посвящал стихи сам Александр Файнберг знают и того меньше: …Но вот к дирижёрскому пультупрошёл, словно бог, домулла, и рухнули прежние культы:овация зал взорвала!...…«Бунт в Парме! Восстанье в Турине!И Римскому Папе привет!..Вот так, Федерико Феллини.Гасите, товарищи, свет»И получилось, что чем больше я находил материала о мастере, тем меньше я о нём узнавал. Приходилось буквально контурно обозначать на карте «Атлантиду Аббасова». Вырезанная почти серия под давлением цензуры «Ташкента – города хлебного» в 1968 г. и как следствие - несколько месяцев в больнице с отказавшими от нервов ногами. Открытие ассоциации независимого кино в конце далёких 80-ых и планы новых картин. «У меня есть несколько проектов. Один из них – картина о великом астрономе, внуке Амира Тимура - Мирзо Улугбеке. Для осуществления этого проекта необходимо воссоздавать эпоху того времени, эпоху возрождения культуры, науки и зодчества, чтобы показать ее во всем своем богатстве. Вторая задуманная картина - это продолжение моей же «Махалли» - о людях, об отношениях разных поколений. Эта вечная тема. Не смотря на то, что картина будет новой, жанр останется прежним. Опять об этом будет говорить вся махалля. Он не боится делиться творческими планами. А еще Аббасов - нежнейший отец и неистовый футбольный болельщик, истинный гурман восточной кухни и тонкий джаз-меломан. А ещё завзятый книголюб. Отдельный пункт - обожание Гёте и Бодлера, цитировать которых Шухрат Салихович готов днём и ночью. Перечислять его, по словам ещё одного любимого писателя Аббасова- А.П. Чехова - «составляющие души», можно было бы часами, но так и не вывести главного. Что же такое, что помогает ему в свои немалые годы быть таким на редкость живым и настоящим человеком, без малейшего налёта бронзы? Наверное, кроме всего вышеперечисленного то, что Шухрат Салихович никогда не позволял и не позволяет своей душе лениться. Ни своей, ни душам тех, кто находится рядом- работать, переживать, искать ежедневно, ежеминутно. И если какой то секрет я и разгадал за эти несколько дней у письменного стола, то это наличие у нашего героя своей личной, персональной Машины Времени. Да, да – личной Машины Времени. Посудите сами – Шухрат Салихович Аббасов может, не останавливаясь в своём многогранном духовном творчестве, останавливать своё обыденное, физическое время. То есть жить и творить, и при этом ничуть, ни на йоту - НЕ СТАРЕТЬ.
АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ
|
|