Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
11.09.2022 / 12:18:31

Движемся вперед семимильными шагами — главный тренер сборной Узбекистана по велоспорту Глеб Гройсман


У тренера очень непростая работа, но она не видна со стороны, хотя и требует бессонных ночей, расставаний с семьей, поездок, полной самоотдачи.  Есть такое понятие: "Выигрывает спортсмен, проигрывает тренер. Когда спортсмен проиграл, всегда виноват наставник. А если победил, находится много людей, оказавшихся причастных к чемпиону. Не случайно говорят: "У победы много отцов, поражение — всегда сирота". В нашем большом интервью с заслуженным тренером России, главным тренером сборной команды по велоспорту Узбекистана Глебом Борисовичем Гройсманом мы поговорили о состоянии велоспорта в стране, подающих надежды молодых спортсменах, подготовке кадров, а также популяризации этого вида спорта среди мальчишек и девчонок в регионах республики. 

  Какие, по-вашему, условия созданы в стране для развития велоспорта?

— Я могу судить только о   том периоде, что нахожусь в Узбекистане, а это чуть больше года. Велоспорт сделал огромный шаг. Мы движемся вперед семимильными шагами. Произошел серьезный сдвиг с мертвой точки. Это касается не только создания континентальных команд, но и возможности получения опыта на международных соревнованиях нашими ведущими спортсменами на шоссе, на треке, приобретения инвентаря высокого качества. 

 

О развитии велоспорта говорит и активизация тренерского состава, открытия новых отделений в колледжах, школы-интерната в Ташкенте. В этом году она приняла первых воспитанников. На неевозлагаются большие надежды.

Я считаю, что появление школы-интерната очень важное начинание, она, хочется верить, будет собирать лучших спортсменов. В моем понимании – элиту узбекского велоспорта. Стране нужны медали на международных соревнованиях, а для этого необходимо трудиться на перспективу. 

Кроме этого, в республике планируется строительство велотрека, что, конечно же, даст сильнейший толчок, учитывая, что в 2025 году в Ташкенте пройдут молодежные Азиатские игры, накоторых велоспорт будет представлен на треке. На них мы планируем взять пять медалей, из которых — две золотых. Или больше, как я всегда говорю. 

Сегодня у руководства Федерации велоспорта, министерства спорта, Олимпийского комитета Узбекистана есть понимание того, что этот вид спорта значительно отличается от других видов. Мальчишки и девчонки любят кататься на велосипеде у себя во дворе, это скорость, романтика, в каком-то смысле даже экзотика. Это интересная жизнь, которая отвлекает ребят от наркотиков, плохих компаний, влияния улицы. Сегодня велоспорт в Узбекистане развивается планомерно и плодотворно. 

— А как обстоят дела в регионах? Где, помимо столицы, велосипедный спорт развит лучше?

— В 14 регионах Узбекистана есть колледжи Олимпийского резерва, но не во всех них открыты отделения велоспорта. Однако и там, где они есть, не всегда можно говорить о результатах. Например, в Андижане ребята обучаются на отделении велоспорта, но в нашей сборной, увы, нет, ни одного спортсмена из Андижана. В числе ведущих колледжей, где подготовка ведется на должном уровне учебные заведения в Ташкенте и Ташкентской области, в Фергане, Самарканде, Намангане, Гулистане, Ургенче, Бухаре. Хотелось еще отметить и Каракалпакстан. 

Из этих регионов в нашу сборную и попадают талантливые спортсмены.   Это не так мало. Конечно, столица   в преимуществе, как и Ташкентская область. Здесь больше тренеров. Но я абсолютно уверен – наше будущее в регионах. Там, в отличие от Ташкента дети не избалованы, мальчишки и девчонки из регионов всегда более работоспособные.  Великие, большие таланты придут именно оттуда. Они и будут подпитывать национальную команду. Благодаря историческому событию, связанному с развитием велосипедного спорта в Узбекистане, которое произошло 24 сентября  2021 года, когда президент Узбекистана подписал постановление "О комплексных мерах по развитию велоспорта". В нем, частности, говорится об открытии в спортивных колледжах Сурхандарьи, Навои и Кашкадарьи отделений велоспорта, создании отделений велоспорта при ДЮСШ и СДЮСШ.

— Насколько коррелируются между собой региональность и количество спортсменов?

— Конечно же, Ташкент лидирует по количеству спортсменов. Следом за столицей идет Самарканд. Сильных ребят готовит тренер из Сырдарьинской области Камол Хикматов. Хорошая школа была в свое время в Хорезме, надеюсь, что так будет и дальше. Понятно, чем больше город, тем больше спортсменов и возможностей. Хотя, если судить по Гулистану и Фергане, небольшим городам, там этим видом спорта тоже занимаются многие ребята.

В Ташкенте, к сожалению, увеличилась интенсивность движения на дорогах, что мешает развитию велоспорта и ему со временем придется перебираться в окрестности. 

Такая же ситуация была в свое время в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве, где я вырос, велоспорт полностью вытеснили из города, там невозможно тренироваться. Такая же ситуация и в Московской области. Ташкент, конечно, не скоро это ждет, но обязательно случится. Машин будет больше, и велоспорту придется уходить из столицы. Центром велосипедного спорта, скорее всего, станет трек, строительство которого намечено в Паркентском районе ташкентской области. В столице и области будет сосредоточено все, что связано с велоспортом в целом. Это и Федерация, и тренировочная база для национальной команды, выезд на шоссе, склады инвентаря, мастерские, восстановительные центры и многое другое. 

Расположение этого центра будет очень удобным. Он появится за городом, рядом есть куда выезжать, это Паркент, Алмалык, Газалкентское шоссе. 

— В чем главная проблема велоспорта? Что оказывает влияние на скорость развития этого направления?

— Проблемой номер № 1 в Узбекистане я считаю малое количество тренеров, если быть точнее, то молодые тренеры не становятся наставниками. Закончив заниматься велоспортом, ребята, имеющие колоссальный опыт, навыки, которые не приобрести ни в одном учебном заведении, не хотят работать тренерами. Это наша беда. Важно сделать все, чтобы заинтересовать их, в том числе и материально, разработать государственную программу поддержки. На местах обеспечить необходимой материально-технической базой. Для отбора, селекции и выявления талантливых спортсменов нужно проводить как можно больше соревнований. Как говорится "от массовости к мастерству". Также при организации республиканских чемпионатов нужно больше уделять внимание призовым для победителей и призеров соревнований, не забывать про ответственную работу судей и обеспечить им достойную оплату за их труд. Сегодня тренеров можно сосчитать буквально по пальцам. Пятнадцать-двадцать тренеров на всю страну, это очень мало.

В соседнем Казахстане, к примеру, население которого почти в 2,5 раза меньше, чем в Узбекистане, велоспорт активно развивается. Там огромное количество тренеров, секций, баз, спортсменов, много проводится соревнований. Соответственно, они добиваются хороших результатов. Но на Играх исламской солидарности, проходивших в августе в Турции, мы впервые в истории обогнали сборную Казахстана по количеству медалей. 

Это не случайность, а результат большой работы, которую мы будем продолжать. Но, какими бы не были методики подготовки, если у нас не будет тренеров на местах, если они не будут получать зарубежный международный опыт, мы не сможем развиваться дальше. 

 Если говорить об успехах нашей сборной. На кого возлагаются особые надежды?

— До прошлого года это были два спортсмена. Среди женщин Ольга Забелинская, среди мужчин Мурад Халмуратов на шоссе и на треке. Это большие спортсмены, они до сих пор занимаются, и ни в коем случае не стоит умолять их достоинства. На Играх исламской солидарности Ольга завоевала для нашей сборной 3 золотых медали.  

 

Говоря о достижениях важно помнить, что это возрастные спортсмены, и сейчас нужно думать о том, кто придет за ними. Еще 8 медалей команде принесли четыре спортсмена, три девушки и один парень. Есть ребята, которые взяли четвертые места. Среди лучших Дмитрий Бочаров, Батыр Исматов, Янина Кускова. Янина в групповой гонке на треке и в разделке на шоссе стала второй, она удостоилась серебра. 

С уверенностью можно сказать, если бы Ольга Забелинская не выступала за Узбекистан, то золото взяла бы Кускова. Еще одно серебро команде добавила Маргарита Мисюрина. О ней можно сказать то же самое, что о Янине. 

Конечно, в женском велоспорте конкуренции меньше и здесь проще добиться результатов. Но и ребята отлично показали себя в Турции. Чего стоят три серебряные медали Алексея Фомовского! Все победы достались в жесткой борьбе. На подходе юниоры, спортсмены 2004-2005 годов рождения. 

У нас есть хороший задел. Это пара десятков спортсменов, которые в самом ближайшем будущем заявят о себе на самых престижных международных соревнованиях. 

—  Как Вы считаете, чем можно привлечь молодежь к велоспорту? 

— Привлекать молодежь к велоспорту не нужно —все девчонки и мальчишки любят кататься на велосипеде. Им просто необходимо   создать условия. Укомплектовать велосипедные базы инвентарем, подключить к работе идейных, душевных тренеров, вдохновленных тем, что они делают. Но пока это не простая задача. Таких наставников нужно искать, убеждать, создавать им условия. Нет проблем с привлечением, в этот вид спорта может придти любой школьник, но нужно сделать так, чтобы он в нем остался. А это большая, кропотливая, каждодневная работа. Одним словом, здесь все зависит от тренера. 

 Насколько сегодня этот вид спорта популярен в Узбекистане? 

— Велоспорт популярен – это факт! Когда мы ездим на сборы, ребята подходят, интересуются, задают вопросы. На сборах в Газалкенте вокруг нас собирались толпы детей, считаю, что в этом городе нужно открыть для них секцию. Они видят нас и тоже хотят заниматься. Во многих странах Европы велоспорт стал массовым, нужно популяризовать его и в Узбекистане. Проводить соревнования в регионах, создавать и обеспечивать базы, делать рекламу. И желающих быть с нами станет намного больше.

 Опыт, какой страны, по Вашему мнениюстоит использовать, чтобы развивать его?

— Мне, конечно, хотелось бы взять за образец Италию. Там велоспорт развит как нигде в мире. Будучи молодым тренером, я много изучал историю развития велоспорта в этой стране, а также Бельгии и Франции. Это три основные велосипедные страны в мире, в Италии велоспорт популярен настолько, что в каждой деревне есть свой клуб. 

Нам до этого пока далеко, но в Узбекистане есть много положительных факторов для развития этого вида спорта. Первое — это погодные условия. Практически 10 месяцев в году здесь можно кататься на велосипеде. Второе — качество дорог, оно в стране очень неплохое. В республике порядка38 миллиона человек, среди которых найдутся талантливые ребята. Словом, плюсов много. 

  Как обстоит ситуация с приобретением инвентаря? Существуют ли особенности в закупках?

—  Федерация велоспорта Узбекистана через Министерство спорта страны, Олимпийский комитет прилагает особые усилия, чтобы обеспечить спортсменов всем необходимым инвентарем. Хотелось бы выразить всем за это большую благодарность. Да, конечно, особенности есть и их огромное количество. 

Велосипедный спорт – технический вид спорта, если ты ошибся с длиной шатуна или размером шестеренки, поставил не ту покрышку, все сложится не так, как надо. Ты можешь готовить спортсмена годами, а у него сломался велосипед — и все! 

В Федерации прислушиваются к нам, тому, какие необходимы запчасти, что подходит, а что нет. Все постепенно приобретается. Сейчас, например, нам нужны велосипеды для женской сборной, шоссейной. Именно она несет нам основные очки и медали. Руководство Федерации старается решить и эту проблему, с которым у нас полное понимание

 Сколько может прослужить один велосипед? 

— Нужно понимать, о чем идет речь. Существуют трековые и шоссейные велосипеды. Трековый инвентарь служит очень долго – пять, семь и более лет. Сейчас Янина Кускова и Данила Евдокимов, ведущие наши спортсмены выступают на велосипедах "Пинарелла", купленных еще в 2003 году! Им 19 лет, но на них продолжают ездить первые номера нашей команды. Сейчас Федерация приобретает новые велосипеды "Пинарелла", выпущенные в этом году, которые также прослужат долго. Это в прямом смысле космические велосипеды. 

Теперь о шоссейном инвентаре. Это другая ситуация, иная особенность. Чем отличается шоссе от треков? Количеством километров и времени, затрачиваемых на шоссе. Это и дороги, и ямы, и падения. Плюс грязь, химия, которая употребляется при чистке велосипеда. Потому шоссейный инвентарь выходит из строя очень быстро. Существует проблема расходной части. Цепи, кассеты, тормозные колодки, которые стачиваются. Шоссейный велосипед служит профессионалу всего шесть месяцев. Через полгода его нужно менять. Как правило, профессионалу в год необходимо сменить 10 велосипедов.  Пока мы не можем себе позволить такого, но и здесь Федерация, Министерство спорта стараются выходить из положения – приобретать инвентарь, запасные части.  

— Как в стране  развивается  паравелоспорт? 

—  В Узбекистане есть команда тренеров, занимающаяся подготовкой паравелосипедистов. Они работают в Ташкенте, Чирчике и Сырдарьинской области. К паралимпийцам я испытываю глубочайшее уважение. Они не подчинились судьбе, не ограничили себя в возможностях, а продолжают полноценно жить, тренироваться, участвовать в соревнованиях. Здорово, что в Узбекистане есть такие ребята. 

На Чемпионате Азии по велоспорту по шоссе, прошедшем в марте этого года в Душанбе, они показали блистательные результаты, стали обладателями золотых медалей. Достижения, паралимпийцев обнадеживают. В этом движении у нас есть все возможности добиться еще больших результатов. Таких людей нельзя выносить за периметр общественной жизни, это люди с крепким духом. Задав самому себе вопрос, сломался бы, если бы оказался в их ситуации, я не смог найти ответа. 

 Нужен ли для спортсменов с ограниченными возможностями специальный инвентарь и что делать тем, кто не имеет возможности его купить?

—  Конечно, инвентарь паравелосипедиста значительно отличается от обычного спортивного велосипеда. Все зависит от полученной травмы. Это может быть велосипед на трех колесах или со специальным переключением, коляска. В мире очень мало компаний, занятых выпуском велоинвентаря для людей с ограниченными возможностями здоровья. В России такой инвентарь часто подстраивают под паралимпийцев слесари и фрезеровщики. Заводской велосипед для таких спортсменов стоит очень дорого и нужна государственная программа поддержки, предусматривающая, в том числе и обеспечение специальным инвентарем. 

Наша Федерация прорабатывает этот вопрос. Делая упор на развитие паравелоспорта в стране, нужно использовать методику тех, кто уже добился больших успехов. Я знаю, как организована Национальная команда России по паравелоспорту. Тренеров, которые там работают. Среди них и мои бывшие воспитанники в России, подготовившие немало чемпионов мира. Мы можем сотрудничать в этом направлении с Российской Федерацией, вместе готовиться и развиваться, а потом участвовать в международных соревнованиях. Наши тренеры, работая с опытными коллегами, станут настоящими профессионалами и со временем смогут сами готовить чемпионов.

 

Источник





Другие материалы рубрики

09.09.2022 / 19:28:31

В чем наш культурный код и как его сохранить? Мнение эксперта

Независимый исследователь в области культурного наследия Узбекистана Фахриддин Самаров рассказал об идентичности узбекского народа в разрезе регионов, о наследии, оставленном предками, а также о том, почему граждане уничтожают древнюю цивилизацию Далее...

08.09.2022 / 16:26:03

В Министерстве инновационного развития будет организована выставка технологий искусственного интеллекта ОАЭ

В ходе рабочего визита в город Дубай министр инновационного развития Иброхим Абдурахмонов встретился с руководителем Центра развития искусственного интеллекта Сахиром бин Халик Далее...

08.09.2022 / 16:25:29

Грамотными не рождаются – грамотными становятся

8 сентября объявлено ЮНЕСКО в 1966 году Международным днем грамотности для активизации усилий по распространению грамотности во всем мире Далее...

08.09.2022 / 16:24:42

Нодирбек Абдусатторов вошел в топ-30 лучших шахматистов мира

Гроссмейстер из Узбекистана Нодирбек Абдусатторов вошел в топ-30 лучших шахматистов мира в рейтинге Международной шахматной федерации по итогам августа Далее...

08.09.2022 / 16:22:50

В Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами состоялась встреча с американскими журналистами, гостящими в Узбекистане

Гости, пребывающие в нашей стране, имели возможность посетить современные и исторические города, такие как Ташкент, Самарканд, Бухара, Коканд, Фергана, познакомиться с достопримечательностями нашей страны Далее...





09.11.2024 / 10:57:28
День узбекского кино в Минске – культурный мост между народами
 
08.11.2024 / 23:14:02
В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои с большим успехом прошел показ замечательного фильма-сказки Джасура Исхакова (1947-2021) - Приключения в стране Чатранга
 


12.11.2024 / 13:21:06
Посольство Франции в Узбекистане пригласило на сольный концерт известного пианиста Оливье Мулена, посвященный 100-летию со дня смерти выдающегося композитора Габриэля Форе
 
07.11.2024 / 12:37:29
Золотые ветви творчества и дружбы: Узбекистан – Венгрия
 


08.11.2024 / 10:47:31
Наш стенд - на "World Travel Market London"
 
04.11.2024 / 15:56:42
Церемония подписания соглашения о взаимопонимании между Департаментом культуры и туризма
 


12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 
06.11.2024 / 15:11:20
По случаю "Дня Победы" Азербайджана в Узбекистане состоялась презентация книги.
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте