Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
06.10.2022 / 21:11:24

К вопросу о медиапространстве Евразии. К итогам завершившегося в Москве I Евразийского Медиафорума журналистов, литераторов и блогеров "МОСТ"


Идея евразийства в самом начале ХХ века возникла  в формате русской/российской научной школы. Значительная часть ее представителей затем, в силу сложившихся обстоятельств, эмигрировала из бывшего СССР. Она заключалась в том, что Россия, по сути евразийская страна, которая интегрирует и соединяет в себе Европу и Азию. Там были такие  корневые моменты, как  синтез европейской динамики и мощнейшей азиатской традиции, когда одно дополняет другое. И ничто не может доминировать. Монгольское  нашествие   объединило это пространство под единым началом. И в какой-то степени  Российская империя оказалась  под этим влиянием. А современником нашим, который поднял  идею «евразийства», как некое знамя в конце ХХ-го века, был Нурсултан Назарбаев. Под его руководством   начали даже разрабатывать ее философию.

По мнению ташкентского ученого Алексея Арапова, идея евразийства имеет большую жизненную силу. Он считает, что для Узбекистана эта тема очень важная, тем более, что цивилизационным центром региона является  двуречие  между  реками  Амударьей и Сырдарьей. Эти идеи были самодостаточны и обладали определенной преемственностью. Поэтому можно говорить о центразийском начале, центразийстве, как некой, в ту пору, целостности. В начале ХХ века возникла  целая серия  геополитических проектов, связанных с Туркестаном. Это был период российского Туркестана. Потом заговорили о Туркестанской автономии, Туркестанской советской республике. Тогда были идеи создания единого туркестанского пространства. А потом произошло то, что произошло. Мы с вами это хорошо знаем. Произошло разделение республик по этнолингвонациональному признаку.

В результате, с течением времени,  интеграционная динамика была утрачена. Теперь очень многое  зависит он национальных элит ЦентрАзии. Здесь надо думать, надо выдивгать идеи, надо обсуждать - как быть дальше? В совокупности в этом регионе насчитывается уже свыше 70 миллионов человек. Это примерно численность населения Турции или Ирана. По объему ресурсов ЦентрАзия очень богата. Для  дальнейшего продвижения   нужны очень серьезные форматы интеграции. Тогда  у региона была бы большая перспектива. Возникает линия балансов. Это все особенно важно в ситуации,  когда  для России западный мир оказался закрыт. Готова ли она найти пути для евразийской интеграции?  Да, сегодня мы это видим наглядно. Дан реальный сигнал о строительстве нового мира, который может интегрировать нас всех в едином пространстве, по многим  главным направлениям жизни — в экономике, науке, культуре, искусстве, образовании. Но чтобы эти процессы развивались  должным образом, нужно создавать и единое медиапространство Евразии.  В этой новой парадигме надо осмысливать Восток  вместе  с Китаем, Индией,  этот процесс должен быть многосторонним.

С точки зрения  повестки дня I Евразийского медиафорума журналистов, литераторов и блогеров «МОСТ» уместно рассматривать медиапространство не просто как совокупность масс-медиа, действующих сегодня на огромном континенте, объединяющем две части света - Европу и Азию. Правильнее было бы говорить о неразрывном единстве двух пространств – социального и медиапространства, взаимно дополняющих друг друга и оказывающих динамично растущее влияние на развитие друг друга. В медиапространстве, как в зеркале, отражаются все те сложные и противоречивые процессы, которые характеризуют сегодняшний этап развития человеческой цивилизации. Вступление человечества в эпоху глобализации стало неизбежным следствием тех глобальных проблем, с которыми человечество столкнулось на рубеже тысячелетий. В этих условиях активизировались интеграционные процессы, вызванные естественным стремлением многих стран и народов объединить усилия в решении тех глобальных задач, с которыми в одиночку уже ни одной стране не справиться.

С другой стороны, по мнению ташкентского  политолога  Михаила Ельшова, нельзя не видеть настойчивого стремления отдельных геополитических сил сделать определяющим вектором глобализации формирование однополярного мира с установлением в нем своего господства в ущерб интересам всех других членов мирового сообщества.  Причем, стремление к господству проявляется не только в направлении достижения одностороннего лидерства в экономическом развитии и военно-политической сфере. Не менее, если не более опасными являются настойчивые попытки установить господство в социальном пространстве, над сознанием, культурой, духовным миром людей путем навязывания общественному сознанию ложных, искаженных представлений о фундаментальных правах и свободах человека, демократических ценностях.

И, хотим мы этого или нет, но именно общее медиапространство ЦентрАзии является сегодня одним из основных полей разворачивающейся сегодня борьбы за сознание и души людей. И в этом контексте мы уже не можем рассматривать себя просто как участники единого медиапространства, предоставляющего нам широкие возможности для высказывания своих идей и взглядов, наконец, просто для общения.

В этой связи, говоря  о ключевых принципах  неписанного Кодекса этики, которым, на мой взгляд должны руководствоваться те, кто выходит в медиапространство для публикаций и, соответственно, для обретения заинтересованных читателей и зрителей  это:

-активная гражданская позиция – нам нельзя оставаться сторонними безучастными наблюдателями   тех процессов, которые сегодня происходят на евразийском пространстве;

-объективность, исключающая проявление конъюнктурного подхода в оценке происходящих событий и явлений;

-конструктивизм – сегодня уже недостаточно проявлять смелость, указывая на негативные факты и обличая их, и красноречие в  обличении того, что не нравится. Говоря о том, что происходит вокруг нас, мы должны одновременно и предлагать, что нужно сделать, чтобы хорошее стало еще лучше, а негативные явления были эффективно преодолены.

Одной из позитивных тенденций сегодняшнего этапа развития на пространстве Евразии является появление и укрепление новых центров интеграции, объединения усилий стран и народов в целях совместного решения общих проблем и преодоления вызовов и угроз, сопровождающих процессы глобализации. Одним из таких центров сегодня является Шанхайская организация сотрудничества, что еще раз продемонстрировал состоявшийся 15 – 16 сентября в Самарканде саммит  этой организации, прошедший с участием лидеров 14 государств, в которых проживает более половины всего населения нашей планеты.

Главным итоговым документом саммита стала Самаркандская декларация Совета глав государств-членов ШОС. В ней зафиксировано намерение государств – членов ШОС и далее развивать сотрудничество в сферах политики и безопасности, торговли, экономики, финансов и инвестиций, культурных и гуманитарных связей. В том числе, большое внимание было уделено использованию современных технологий, позволяющих задействовать  цифровые площадки межкультурного диалога, которые будут способствовать сближению народов ШОС.

Тем самым был сделан шаг к качественно новому этапу развития медиапространства Евразии. И в этой связи, в том числе и нашей задачей,  является активное содействие тому, чтобы медиапространство объективно служило достижению таких высоких целей, как построение мирной, безопасной, процветающей и экологически чистой планеты Земля, достижение гармоничного сосуществования человека и природы...

Если мы говорим о том, что Россия сегодня выступает носителем евразийской идеи и строит свою государственность, геополитическую стратегию, свое геокультурное будущее, экономическую политику,  то надо знать, в какой степени ей интересно знать, воспринимать ЦентрАзию как самостоятельную, эволюционную сущность. В данном случае  речь идет о российской интеллектуальной, политической элите. Как мы уже отмечали выше,  главные  научные  изыскания  в этом  отношении были сделаны в период Российской империи и бывшего  Союза. В ту пору  просматривался глубочайший интерес  к этому вопросу и восприятие Центразийского эволюционного мира, как источника  цивилизационного обогащения.  Это было когда  Древний Хорезм и Бактрия, Кушанское царство, древний Согд, как создатели Великого Шелкового пути , уже сделали свое дело. Наследие Амира Темура, Мирзо Улугбека рассматривалось как часть общего наследия этого пространства.

Это способствовало появлению гигантов  исследовательского мира, когда они были фигурами на общесоюзном пространстве, те люди, которые внесли  большой вклад в развитие  науки того времени, назовем  имена академиков М.Е. Масона, Г.А. Пугаченковой. Среди  последних гигантов был академик Эдвард Васильевич Ртвеладзе. У них был  широкий взгляд на эти вопросы. И они  все время заявляли об этом. Сегодня такая связь оказалась разорвана, но память то об этом пока не утрачена. Теперь складывается такая парадигма, что это якобы нечто чужое.  Может быть, следует вернуться немного назад и рассматривать глубинный интерес  к этим вопросам, к той культуре, той цивилизации. Это может быть как некий источник саморазвития. В этом плане большую роль играли согдийские торговые дома для развития Поволжья, Причерноморья. Исламские традиции,  рожденные некогда в Бухаре, Согде сильно повлияли на дальнейшее развитие  этих регионов.

    Но все это, как бы осталось за границей. Поэтому нужно вновь формировать идею о том, что у нас общее Евразийское пространство вообще, и Евразийское медиапространство - в частности. Сейчас этого нет. Этот мост почти утрачен. Возникает вопрос, как сделать, чтобы восстановить его, тем более, что это фундаментальная проблема. Было время, когда избыток славянского населения перемещался в Среднюю Азию. Этот процесс шел примерно полвека. Теперь мы наблюдаем обратный процесс, процесс реколонизации, когда трудовая миграция идет в обратном направлении. Эти потоки имеют право быть  использованы в культурологических, геокультурных форматах. С одной стороны, мигранты являются носителями в обратную сторону русского языка . Они могут  не только работать, но и обучаться в России, глубоко изучать историю. С другой стороны,  они приносят с собой свою восточную ментальность. Тут очень многое зависит от того, как Россия будет относиться к этим цивилизационным проявлениям. Не должно быть недоверия между  этими мирами. Кто был Мирзо Улугбек, к примеру, многие уже не помнят. Немногие  знают о деяниях Амира  Темура. Это все уходит и из учебников. Потому все это надо переосмысливать по новой, для налаживания утраченных мостов.

     Стоит обратить внимание на инициативы, с которыми выступает президент Узбекистана. Если Нурсултан Назарбаев продвигал тезис евразийства, как некоего большого поля, пространства,  Шавкат Мирзиёев продвигает идею центразийства, центразийской интеграции. По его мнению в этом можно обрести определенные силы и повысить геополитический вес. В советский период были проекты, которые назывались «Большой Узбекистан». Тогда шла речь о создании Среднеазиатской федерации, центром которой должен был стать Ташкент. Он создавался как столичный региональный центр. Раньше республиканской столицей был Самарканд. Ташкент готовился к тому, чтобы стать центром  огромной  региональной федерации. В этом смысле город сохраняет свое интеграционное значение. Сегодня  главная идея не в том, чтобы просто ходить туда-сюда по этому мосту. Надо остановиться на перекрестке, посмотреть по сторонам... Ситуации «купи-продай» теперь нет по большому счету. Сегодня Узбекистан - перекресток  четырех дорог, в котором есть огромное наследие.  У нас есть большое цивилизационное поле. В Узбекистане открываются филиалы все новых и новых российских вузов. Это хорошо. Но может быть пора открыть  филиал Национального университета Узбекистана  в России?...

Наш Первый Форум  дал  ответы на многие  насущные вопросы  дня сегодняшнего, и поставил ряд вопросов для дня завтрашнего. Будем надеяться, что так  будет и дальше.

 

 

 БОРИС БАБАЕВ , Kultura.uz

участник форума





Другие материалы рубрики

06.10.2022 / 21:07:51

Взгляд из Германии: Два дня весь мир с интересом наблюдал за новостями из Самарканда

Член германо-узбекского Делового совета, старший консультант по Восточной Европе немецкой компании "CLAAS", кавалер ордена "Дустлик" Удо Фёлькер прокомментировал итоги состоявшегося 15-16 сентября саммита ШОС в Самарканде: Далее...

05.10.2022 / 21:15:00

Президенты Узбекистана и Венгрии обсудили в Будапеште вопросы расширения стратегического партнерства

Во Дворце Шандора в Будапеште сегодня состоялась встреча Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с Президентом Венгрии Каталин Новак Далее...

04.10.2022 / 18:06:41

Показ японской телепередачи в рамках программы Японского Фонда

В рамках программы Японского Фонда для телевизионного вещания за рубежом в сентябре 2021 года Японский Фонд и ООО "Edumedia Corporation" заключили Договор о показе японской телепередачи. В связи с этим с 10 октября 2022 года начнется показ нижеследующей передачи, которая будет транслироваться на детском образовательном телеканале "Аклвой" с переводом на узбекский язык Далее...

04.10.2022 / 18:02:53

Узбекистан участвует в кинофестивале документального кино стран СНГ - "Евразия.DOC"

С 3 по 7 октября в Минске (Беларусь) и Смоленске (Россия) пройдет VII кинофестиваль документального кино стран СНГ "Евразия.DOC" Далее...

04.10.2022 / 18:02:19

В Будапеште прошел Узбекско-венгерский бизнес-форум

Вчера, в преддверии визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Венгрию, в г. Будапеште состоялся Узбекско-венгерский бизнес-форум, в работе которого приняли участие представители деловых кругов двух стран Далее...





28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


09.11.2024 / 10:57:28
День узбекского кино в Минске – культурный мост между народами
 
08.11.2024 / 23:14:02
В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои с большим успехом прошел показ замечательного фильма-сказки Джасура Исхакова (1947-2021) - Приключения в стране Чатранга
 


08.11.2024 / 10:47:31
Наш стенд - на "World Travel Market London"
 
04.11.2024 / 15:56:42
Церемония подписания соглашения о взаимопонимании между Департаментом культуры и туризма
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте