Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.11.2019 / 13:22:54
"Большие гастроли" Московского театра "Современник": "Три сестры" на сцене ГАБТ им. А. НавоиПо специальному приглашению Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Московский театр «Современник» пять счастливых вечеров подарил жителям и гостям узбекской столицы. Самый востребованный Московский театр показал клубный вечер «Неформат» 19-20 ноября 2019 г. на сцене Молодёжного театра Узбекистана. В рамках гастролей 21 11 19 состоялся задушевный творческий вечер народного артиста России Сергея Гармаша на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана. Наконец 21-23 ноября 2019 г. на сцене ГАБТ им. А. Навои с аншлагом успешно прошёл спектакль «Три сестры» А.П. Чехова в постановке Московского театра «Современник. Инициаторы гастролей приняли решение показать спектакли «Современника» в Ташкенте в рамках благотворительной программы. Билеты на спектакли были переданы службами Министерства культуры Узбекистана сотрудникам бюджетной сферы – учителям, врачам, представителям творческой интеллигенции и работникам СМИ: такой щедрый подарок дорогого стоит и запомнится поклонникам Мельпомены надолго. Пьеса «Три сестры» А.П.Чехова, поставленная на сцене Московского театра «Современник» Галиной Волчек, имеют долгую историю. Впервые она была представлена зрителю в 1901 году. В 2008 году Галина Волчек поставила «Три сестры» заново. Она сумела максимально точно передать публике атмосферу жизни прошлых лет. Режиссёр-новатор не только полностью обновила с помощью молодых исполнителей актёрский ансамбль спектакля. Она изменила внешние и внутренние ритмы спектакля, наполнив его современной энергетикой. Герои спектакля обездолены и надломлены, однако не смяты душевно. Режиссёр уловила глубокий трагизм героев, роднящий пьесу с нашим временем. Три сестры, Ольга, Маша и Ирина, дочери недавно умершего генерала Прозорова, живут вместе с братом Андреем в одном из северных губернских городов России. Они молоды: старшей, Ольге, в первом действии пьесы 28 лет, а младшей, Ирине, – 20. Замужем из них одна Маша. Несмотря на свою юность, сёстры уже чувствуют неудовлетворённость жизнью. Ольга преподаёт в гимназии и не любит свою работу, которая раздражает и утомляет её. Маша не слишком счастлива со своим суховатым, недалёким мужем Фёдором Кулыгиным. Ирина пока работы не имеет, и её угнетает бесполезное, бесцельное существование, лишённое напряжения и труда. Сёстры любят с волнением вспоминать о своём радостном детстве, проведённом в Москве. Их семья уехала из Москвы 11 лет назад, но до сих пор Ольге, Маше и Ирине кажется, что возвращение в этот город изменило бы всю их судьбу, озарив её новым, светлым смыслом. Отъезд в Москву становится для них заветной мечтой и главным лейтмотивом спектакля, который – увы! – по разным причинам трудно осуществить. Сёстры Прозоровы очень образованны и интеллигентны, вот только не знают, что такое счастье. Но время неумолимо движется вперед, и их брат Андрей женится на Наташе, простой провинциальной девушке. В это время сёстры в доме чувствуют себя еще более уныло. К сожалению, судьба к ним неблагосклонна. Основная мысль героинь Чехова такова: «Жизнь уходит в какую-то пропасть…». Будучи совсем молодыми, они уже успели устать от этой беспросветной унылой жизни. Эта драма жизни воспитанных образованных девушек, на первый взгляд, слишком обыденна, но в то же время очень трогательна. Супруга Андрея, напротив, поразительно проста и безвкусна. Это проявляется во всём, начиная от нарядов и заканчивая манерой разговаривать. Затронутые в пьесе больше ста лет назад жизненные темы остаются актуальными и сегодня: поиски человеком смысла жизни и счастья, стремление самореализоваться, познать нечто новое и интересное. А может быть, многие из нас и сейчас продолжают так жить? Пронзительные «Три сестры» Галины Волчек – спектакль о зыбкости происходящего с нами, о тревоге сегодняшнего дня, о том, что каждый из нас хоть раз не решался на какой-то самый важный шаг, поступок, перемену в жизни… На первый взгляд, пьеса кажется вполне хрестоматийной, знакомой нам со школьной скамьи. В постановке Галины Волчек она звучит совсем неожиданно. В спектакле проявляется очень личный взгляд на знакомый текст, полный драматизма и поэзии. Новая режиссёрская трактовка делает постановку по-настоящему откровенным разговором, на приглашение или даже призыв к которому едва ли возможно не откликнуться. Галина Волчек о своей постановке говорит: «…У Чехова нет однозначности. Нет плохих и хороших людей. У него все плохие-хорошие или хорошие-плохие. Как мы. И я его за это обожаю». Эмоциональная игра актёров впечатляет и завораживает. В постановке приняли участие: Виктория Романенко (Ирина), Ольга Дроздова (Ольга), Алёна Бабенко (Маша), Кирилл Сафонов (Вершинин, подполковник), Шамиль Хаматов (Тузенбах, барон, поручик), Илья Древнов (Солёный, штабс-капитан), Михаил Жигалов (Чебутыкин, военный доктор), Илья Лыков (Андрей Прозоров), Сергей Юшкевич (Фёдор Кулыгин, учитель гимназии), Евгений Павлов (Федотик, подпоручик) и другие. Внимания достойны и превосходные декорации и сценические костюмы, которые вместе с актёрами переносят зрителей в начало двадцатого века в один из уездных городов России. Примечательно, что в центре декорации огромный горбатый деревянный мост словно соединяет то время с нашим и реальный мир с мечтой. В замечательных драмах Чехова: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», «Три сестры», многие из которых идут на сцене «Современника», - с редкой объективностью нарисована русская интеллигенция в период безвременья восьмидесятых-девяностых годов XIX века, погибаюшая от неврастении, безволия, сознания своего бессилия в борьбе с засасывающей пошлой средой. Эта атмосфера в спектакле нам напоминает переходные 90-е и нулевые годы XXI века. Тогда мы в муках заново возрождались на руинах распавшегося Союза и заново строили отношения в семье и в раздробленном обществе в новых условиях Независимости, толком не зная ни её базовых нравственных основ, ни её радужных социальных перспектив, но при этом все хотели и надеялись стать счастливыми людьми. Многие из нас за советами обращались к бессмертной русской классике. Антон Павлович Чехов (1860-1904) — великий русский писатель и драматург. Классик мировой литературы родился в семье купца. Учился в греческой школе-гимназии, затем - в Московском университете на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимался врачебной практикой. В годы учёбы Чехову приходилось подрабатывать: был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески. Дебют в печати состоялся еще на первом курсе, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску. Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). В апреле-декабре 1890 г. Антон Павлович совершил путешествие на Сахалин, изучал жизнь ссыльных. Впечатления отразились в произведениях: «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6». Вёл общественную деятельность в 1892-1899 гг. В это время было написано много произведений, среди которых пьесы Чехова: "Вишневый сад", "Три сестры", "Чайка", "Дядя Ваня". Постановка "Чайки" на сцене МХАТа в 1898 году стала триумфом Чехова-драматурга. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. В настоящее время А.П. Чехов - один самых популярных драматургов во всех театрах мира. А.П.Чехова всегда волновали судьбы современников. Он признавался: «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я её не увижу, но я знаю, она будет совсем иная, не похожая на ту, что есть. А пока её нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте». Первые постановщики «Трёх сестёр» и других пьес Чехова были создатель и руководитель Московского Художественного театра Вл. И. Немирович-Данченко совместно с К.С. Станиславским. Они изучали новую манеру постройки чеховских пьес и обнаружили в них «почти механическую связь отдельных диалогов», «точнее, действие может обойтись без любого из этих кусков». Вместе с тем К. С. Станиславский отмечал: «Глубина чеховских произведений для вдумчивого и чуткого актера неисчерпаема». В середине ХХ века пьесу «Три сестры», которая не сходила со сцены даже во время Второй мировой войны, воспринимали уже по иному: - Благодаря Чехову мы отчётливо видим этот мир конца прошлого века — конца реакции и кануна эпохи революции. Мы знаем, Чехов хорошо понимал, что конец этот наступает, и напряженно предчувствовал новый день России(Е.А. Федин). - Драматургия Чехова была новаторской. Изучая её, мы поражаемся глубиной мысли, умением в самом простом и обыденном увидеть всю глубину и тонкость человеческих переживаний (М. Я. Кедров). По мнению некоторых исполнителей, «Галина Борисовна Волчек хотела добиться стремительности, её волновал образ промелькнувших воспоминаний в головах трёх сестёр о всей их жизни. Так, как это, говорят, бывает перед смертью. Отсюда "сепия" костюмов, крутящийся круг, условность декораций и образ моста, как перехода, может быть, в мир иной. Но этого ничего не вышло на деле. Никакой стремительности нет, начиная с технической проблемы круга и заканчивая неправильным существованием в контексте основного решения. Стремительность не вопрос скорости, а вопрос действия и способа существования. Этого трудно было добиться на премьерных спектаклях, а сейчас, по прошествии времени спектакль "осел". Он перестал быть цельным, именно с точки зрения режиссёрского замысла. Если представить себе, что мы все существуем так, как хотела бы Волчек, спектакль должен был быть другим и идти, как минимум, на 30 минут короче». По мнению специалистов, новый метод построения пьес создаёт своеобразие Чехова-драматурга, которое заключается: в особой ритмичности; в обязательности характеристики действующих лиц лейтмотивами; в музыкальности глубокой лирики и отсутствии прочного сюжетного каркаса — сценария. Так, первое действие «Трех сестёр» можно начинать играть с середины, а потом переходить к началу акта и т. д. Нарушенная последовательность в отдельных сценах ничего не меняет в общем композиционном замысле, настолько рыхл и расплывчат чеховский сценарий. Отсутствие движения в беллетристике, действия в пьесах — недостаток, в котором Чехов сам признаётся в своих дневниках…. Чехов не Островский и порой бывает скучен. Но театр на то и театр, зритель должен сопереживать героям, а не ждать с нетерпеньем конца затянувшегося спектакля. Л.Н.Толстой нередко высказывался, что Чехов был слабый драматург. Игра актёров компенсировала эти недостатки пьесы. Все персонажи трактованы живо и убедительно. И так много находишь созвучного в них своей собственной душе, за что низкий поклон режиссёру! В «Трёх сестрах» у каждого персонажа есть свой лейтмотив: основной мотив Ирины, Ольги и Маши — «В Москву, в Москву!»; Вершинина — мечты о будущей жизни; Федотика — увлечение фотографией и страсть делать подарки; Наташи — Бобик, Софочка, французские фразы. Герои пьесы не свободные перелётные птицы, они заключены в прочную социальную «клетку», и личные судьбы всех, в неё попавших, подвластны законам, по каким живёт вся страна, переживающая всеобщее неблагополучие. Не «кто?», а «что?» господствует над человеком. У этого главного виновника несчастий и неудач в пьесе несколько имён — «пошлость», «низость», «грешная жизнь». Особенно зримым и неприглядным выглядит лицо этой «пошлости» в размышлениях Андрея: «Город наш существует уже двести лет, в нём сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством…». В «Трёх сёстрах» не суждено сбыться даже самым скромным надеждам героев пьесы. Солёный, влюбленный в Ирину, провоцирует ссору с бароном и убивает его на дуэли. Тузенбах не рассказывает Ирине о предстоящей ему дуэли. Из рощи за рекой слышится далёкий выстрел, и пришедший вскоре оттуда врач Чебутыкин сообщает, что барон убит. Надломленному Андрею не хватает сил, чтобы последовать совету Чебутыкина и взять в руки «посох»: «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны?…» Батарея покидает город. Звучит военный марш. Ольга: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! […] и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать! (Музыка играет всё тише и тише - ремарка). Если бы знать, если бы знать!» Ирина плачет над своей разбитой судьбой. В заключительной сцене три сестры стоят, прижавшись друг к другу на мосту, и говорят друг другу о том, что надо жить, надо понять смысл этой внешне бесцельной жизни и постараться обрести его. Чехова сегодня ставят особенно активно, потому что мы вновь переживаем те же обстоятельства, мы живём в таких же рыночных отношениях сегодня, в которых жили герои Чехова. Мы испытываем себя на прочность в таких же похожих ситуациях: продавать или не продавать квартиру; менять на дачки или не менять; прикупить кусочек земли или не прикупить; уехать, бежать, бог знает куда, чтобы этим всем не заниматься, и так далее. Наконец, эти обстоятельства, в которых жили чеховские герои, стали для нас вполне тривиальными. Поэтому без него нам сегодня не обойтись. Драматург всему этому дал абсурдное, противоречивое, парадоксальное имя: КОМЕДИЯ. Если объединить всех героев из четырёх основных пьес А. Чехова – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад» - в одном «Проекте», как это уже было сделано в Московском Новом драматическом театре (МНДТ) и в ташкентском Молодёжном экспериментальном театре «Ильхом» Марка Вайля («Лаборатория доктора Чехова»), то получится примерно такая картина непрерывной человеческой комедии: - Я увезу тебя завтра, мы будем работать, будем богаты, мечты мои оживут» – мечтает Тузенбах, оставивший военную службу ради завтрашней счастливой любви. «Если я проживу до шестидесяти, то мне остаётся ещё тринадцать. Как я проживу эти тринадцать лет?» - отчаивается сорокасемилетний Иван Петрович Войницкий. Действительный статский советник Сорин посмеивается над своей несостоявшейся мечтой: «В молодости когда-то хотел я сделаться литератором – и не сделался…». «Я решила бесповоротно, жребий брошен, я поступаю на сцену» - начинает новую жизнь юная Нина Заречная. «Какая еще там новая жизнь! Наше положение, твое и мое, безнадежно» - подводит черту под своей жизнью доктор Астров. А может быть, и правда, мы напрасно чего-то ждем, строим иллюзии, собираемся жить в завтрашнем светлом будущем? В 2006 году театр «Ильхом» Марка Вайля привёз в Москву три спектакля: «Бесплодные усилия любви» Вильяма Шекспира, «Белый-белый чёрный аист» по произведениям классика узбекской литературы Абдуллы Кадыри о горькой судьбе не похожего на других человека и «Лабораторию доктора Чехова». Казалось бы, короткие чеховские комедии нашими театрами заиграны-переиграны, но и тут «Ильхом» нашёл возможность удивить москвичей нежданными проявлениями водевильных характеров. А чем же все-таки всё закончится в этой человеческой комедии? - задаются вопросом зрители после просмотра спектакля «Три сестры». Ждём чего-то там, дальше… Нам всем кажется, что счастье где-то там, в отдалённом будущем, тогда как оно возможно только здесь и сейчас. И нет у наших историй конца. А есть одна история, которая происходит каждый раз сейчас. Она-то и есть ЖИЗНЬ, которая, как сказал классик: «Ничего не стоит, но и ничто не стоит Жизни», и как в финале спектакля произносят три сестры: «Надо жить!...» В целом, Московский театр в одном спектакле сумел донести преемственность вековых художественных традиций классической постановки, превосходную игру всех актёров, проникнутую тонкой чеховской философией, и особенную новаторскую атмосферу «Современника». За все эти достоинства ташкентские зрители благодарно бурно аплодировали артистам, стоя в течение пяти минут, и дарили исполнителям букеты поздних осенних южных цветов.
Гуарик Багдасарова Фото Бориса Завлунова
|
|