Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
02.08.2014 / 08:50:29

Лидия Козлова. Из воспоминаний о Ташкентском русском драматическом театре Часть 1.


Сергей Микаэлян и другие.                                                                                                                                                                             

  Лето 1954года."Еду в Москву за новым главным   режиссёром (С. Микаэляном). Впервые с довоенных    времён посещаю Ленинград...  Хожу по следам воспоминаний". (Запись из коричневого блокнота  отца, в те годы – директора театра имени Горького).                                                                        

  В судьбе театров возникают моменты, когда надо перебираться на следующую страницу жизни. Даже, если до этого всё было «на достойном уровне». Тут очень важно, чтобы в нужном месте, в нужное время, возник нужный человек и нужная пьеса. В 50-е годы солидные театры возглавляли маститые режиссёры, матёрые зубры, одни на всю театральную империю. Эти «генерал - губернаторы от искусства» передвигались с севера на юг, с востока на запад, из города в город. Одни и те же имена можно встретить и в Прибалтике, и на Волге, и в Туркестане. А.Ридаль, Н. Бондарев, В.Головчинер из их числа. Надо сказать, это были творческие, умелые люди. Сделали много хорошего на периферии  (именно так говорили тогда - не провинция, а периферия). Главный режиссёр Виктор Яковлевич Головчинер оставил ташкентский театр по болезни. Он долго и тяжело болел. Не сдавался, передавал из больницы строгие "руководящие" инструкции в театр. Не знаю, что там были за обстоятельства, но супчики ему варила моя мама. Потом Виктор Яковлевич всё-таки уехал долечиваться куда -то.

 В Ташкенте смотрели вперёд и мечтали о молодом, современно мыслящем главреже, который поведёт театр в день завтрашний. И представьте себе, осенью 1954г. нашли самого настоящего молодого реформатора! Творческий путь Микаэляна был совсем коротеньким. Окончил ГИТИС, поставил дипломный спектакль в Саратове, в ТЮЗе,  ставил что-то в Горьком, и вдруг сразу попал в главные режиссёры крупного театра?!  Отец мой был человеком осторожным и недоверчивым. Прежде, чем отрезать,отмерял 777раз. А тут вдруг поверил сразу в этого молодого москвича с большим носом и неблагополучной биографией.  (Сын Карена Микаэляна, репрессированного литератора. Хоть Сталин и умер, но в 1954 году такой факт ещё считался "кляксой" в биографии). Значит горел в  Сергее Микаэляне какой-то огонь, знак особый сиял на челе, заставивший поверить в то, что этот молодой человек, талантливый и дерзкий,  прямо с колыбели способен быть главным режиссёром, то есть, рулить труппой! А это уж совсем редкое качество. Ташкентские актёры той поры – всё яркие индивидуальности, со своим взглядом на жизнь в искусстве, с неукротимой готовностью этот взгляд отстаивать. А Микаэлян -  тот самый молодой худрук, который «вводил в театре терминологию системы Станиславского и этюдный метод», о нём вскользь упоминал  Владимир Рецептер. http://mytashkent.uz/2014/05/29/pisma-ot-gamleta/ Ничего, режиссёр справился, как - будто даже не заметил острых углов. Казалось, вот оно свершилось!!!

      В конце 1954г. сыграна премьера «Настоящего человека», пьесы Т. Лондона по повести Бориса Полевого. Успех!  Спектакль получился хороший, искренний. Даже мы, дошкольники, прониклись. Для Микаэляна, дважды раненого, фронтовика, эта история была жизнью, а не литературой. «Одной из лучших ролей Давыдова была роль комиссара Воробьева в инсценировке «Повести о настоящем человеке». Сцена, где давыдовский Воробьев помогал Мересьеву встать на ноги, почувствовать веру в себя, была одной из главных в спектакле» - пишет Рецептер.

 Опыта у вчерашнего студента - «с гулькин нос», но жажды деятельности – хоть отбавляй ! Летом 1955 самостоятельно отправился по министерствам и комитетам искать своего соратника – очередного режиссёра, а по авторским адресам и явкам добывать ту самую современную пьесу, только что написанную, самую актуальную, самую талантливую. Чтобы про нашу жизнь и без вранья! И представьте, нашёл! Инсценировка романа Д. Гранина «Искатели» начала свой путь на сцене Театра им. Горького 26 ноября 1955года. Нашла на антресолях два письма от Микаэляна, накарябанные торопливо  карандашом, взахлёб! Самые настоящие донесения с поля боя! Письма летели из сердца Москвы в окрестности Оша, невероятно! Читать их интересно и… полезно для здоровья. От них до сих пор исходит мощное силовое поле! Такая здоровая энергетика!

 Читаем письмо: «Нашёл, наконец, инсценировку «Искателей» - и это то, что нам нужно! Не знаю, насколько это будет эффективно, как экономика, но по остальным статьям - в точку. Но опять же! Читал я её на даче у Судакова (остальные инсценировщики провалились, в том числе и Принцев(?) с самим Граниным), по листочкам с пятью тысячами поправок – он обещает закончить её 17-го. А 18-го в 3. 55 отходит поезд. Постараюсь успеть перепечатать и привезти с собой. Инсценировка мне не очень понравилась (как сделана), но можно будет что-то подправить самим. И тут – о проклятье! – вчера выясняю, что Ленфильм собирается делать картину.  Про сроки выхода фильма пока не знаю, но думаю так: наверняка фильм выйдет не раньше марта 1956-го (а м. б. и позднее). И если так , то надо ставить и отыграть её в эти 3-4 месяца . А при везении – фильм может задержаться. В Москве «Искателей» будет ставить Попов. Хочу, что бы в телеграмме было два слова насчёт этого. Прошу вашего одобрения. Тогда я бы сразу и сел за работу – особенно четыре дня в поезде. Учтите – что «горю»! Тема моя!»

 Обратите внимание на последний абзац. Вот таким  был молодой Сергей Микаэлян! Всё вышло так, как он задумывал. В выборе пьес не ошибся. Они были поставлены им или другими режиссёрами. Отыскал он и очередного режиссёра. Выбирал между П. Монастырским, волевым и ершистым, и мягким интеллигентом  Фёдором Шейном. «Режиссёра я нашёл. Фамилия – Шейн. Кончал ГИТИС в 51 году. Но ему 37 лет. А выглядит  - за сорок (лысина). В ГИТИСе я его мало знал, а сейчас его все очень хвалят. В управлении РСФСР сказали, что вам спасибо скажут, если вы привезёте такого режиссёра. В беседах он производит очень хорошее впечатление. Поставил 10 спектаклей. .. Фронтовик, член партии…». «Фронтовик» – это очень важно для фронтовика Сергея Микаэляна. Вообще, в послевоенной жизни слово это было чем-то вроде пароля («мы с тобой одной крови, ты и я»).

 Шейн был далеко не единственным претендентом, вот ещё одна характеристика: «А другой мне мало нравится. Это – Монастырский. Кончил ГИТИС в 39 году, работал очередным по разным некрупным театрам. Последняя должность – гл.реж. в Новосибирском ТЮЗе. Вкусы наши расходятся. Нечаев говорил, что он нахал… Мне его порекомендовали в Управлении РСФСР… Сердце у меня к нему не лежит – правда, это интуитивно; может быть и ошибаюсь».

 Как вы можете судить, соратника Микаэлян искал среди режиссёров нового поколения.  С Монастырским они, наверное, не сработались бы. Ведь «два медведя в одной берлоге…». Пётр Монастырский отправился в Самару навстречу своей славе. Куйбышевский драматический театр под его водительством в 60-70 годы вышел в безусловные лидеры российской провинции.Ташкент удивительным образом войдёт в его жизнь ещё раз, но гораздо позже. Звезда его театра Людмила Грязнова уедет в Ташкент.

 В самом начале 1955 года театр  отмечал 20-летие. С "Вишнёвым садом"(реж. В. Головчинер) с Галиной Загурской; с "Таней" (реж. Г. Григоров) с Клавдией Ефремовой; с комедией "Не называя фамилии" (реж. Х.Кожевников) и с микаэляновским "Настоящим человеком", в первую очередь, театр показался очень достойно.

 Папа пишет:"Празднуем двадцатилетие театра. Хорошо и празднично. Езжу в больницу к СН, езжу в больницу к Лиде, смотрю на неё через стекло". Да! Мы с мамой никаких юбилейных торжеств не видели, так как обе валялись в больницах, в разных частях города...

…У опытных режиссёров, зубров театральных чащоб, обязательно есть творческий портфель. Он набит замыслами, былыми связями, беспроигрышными названиями, а главное, удачными постановками иного времени в иных театрах. В случае чего, весь этот багаж можно использовать вновь. У новичка ничего такого нет. Он всё придумывает сегодня, здесь и сейчас. Я даже удивилась, как много Сергей Микаэлян успел «понатворить» за два сезона: «Настоящий человек», «В Добрый час» В. Розова, «Искатели» Д.Гранина, « Ты вернёшься» П. Чепрунова, «Сон на Волге» А. Островского, «На золотом дне» Д.Мамина-Сибиряка. Подумала, а кого он больше занимал в своих спектаклях, ветеранов или молодёжь? Вы знаете, и тех, и других. Это ведь тоже непременное качество настоящего творческого лидера. Вспомнила Петра Давыдова в «Ты вернёшься»; его же и Михаила Мансурова в «Настоящем человеке», а Мансурова ещё и в «Искателях»; Юрия Филиппова в «Ты вернёшься» и « Сне на Волге»; Нину Мягкову, Владимира Русинова и Клару Мощенко в «Добром часе»; Людмилу Мельникову и Тамару Аванесянц в «Сне на Волге».

 Я, конечно, не вылезала со спектакля «Сон на Волге». По жанру, наверное, считался он русской исторической драмой, но фактически был увлекательной сказкой для детей и взрослых. Я про "марьюшек –иванушек» уже насмотрелась и воспринимала «Сон…», наверное, как теперишние дети Гарри Поттера. Там использовали обыкновенный театральный тюль в мелкую дырочку. Его офактурили под бревенчатую избу и без подсветки он смотрелся стеной, а когда освещалось пространство за тюлем… исчезал. На разной высоте появлялись из стены лица, открывался великокняжеский трон… По первому плану плыл чёлн с гребцами. Они, естественно, шли по полу, и тащили лодку на себе. Под днищем трепыхалась занавесочка из фиолетового тюля. Как-то всё подсвечивалось и казалось, что чёлн качается на волнах. Или зритель был другим, не то, чтобы наивным, но открытым для всякого чуда?

 Жаль, что по малолетству не могу рассказать о  пафосе микаэляновских спектаклей, о борьбе идей и взглядов. Не могу и не буду придумывать! Но зрительский интерес к теме современности был большой.Театр заговорил о сегодняшнем дне, сегодняшним языком. Искушённый зритель скажет: «Ну и что? И драматургия «новой волны» 21-го века говорит о том же!» Былые спектакли, конечно, не воскресишь, но если вы просто перечитаете Гранина, раннего Розова, то увидите, что авторы пытались помочь молодым людям  жизнь свою строить. «Новая волна», Пряжко, например, скорее пособие по разрушению собственной жизни.

  Творить в Ташкент Сергей Герасимович прибыл не один. С Мастером проявилась и его Маргарита, супруга. Такая она была  «столичная штучка» по стилю одежды, по манере держаться!   Маргарита Микаэлян преподавала в институте, а в театре поставила переводную французскую мелодраму (или лирическую комедию) «Шестой этаж» А. Жери. Ни слова о классовой борьбе! Удивительно, как эта пьеса прорвалась на наши сцены в то время. Юрий Сагьянц в роли жителя парижских чердаков пел: « Мы живём под крышами Парижа, //Над нами светят солнце и луна.// Без зависти глядим на тех, кто ниже…» Вероломный герой( Мансуров) соблазнял наивную хромую девушку (Мягкову) и убегал к таинственной злодейке (Аванесянц и Ермакова). Благородный пролетарий (Хлибко) предлагал ей руку и сердце. Злодейка негодовала: «Эта маленькая Хромоножка ждёт ребёнка!» Очень неплохой получился спектакль.

 У меня (первоклассницы) отношения с Микаэлянами не сложились сразу! Мы разошлись во взглядах на творческий процесс. Я так любила сидеть на репетициях,  а они меня выставляли вон безо всяких церемоний! Да ещё дома  отругали и пригрозили вовсе не брать с собой в театр. В час «Х» я спряталась в темноте под стульями амфитеатра и стала тихо мяукать! А когда разгневанный режиссер заорал: «Свет! Свет в зал!», благополучно ретировалась  на берега Чаули! Преступление осталось безнаказанным. У меня были мощные союзники – КОШКИ. Тогдашний театр только с улицы Маркса смотрелся Театром Театровичем. С правого фланга он оставался частью мира ташкентских дворов.  А уж «центровые» киски считал его своей суверенной территорией. Какие концерты они устраивали под пандусом амфитеатра! Я водила дружбу с кошачьей бандой и скоро научилась отлично мяукать на разные голоса. Союзники меня не подвели, во время облавы под креслами мелькнул чей-то хвост

 Удивительно, но спектакль – событие случился не у Сергея Микаэляна. Феерический успех достался «Клопу» В. Маяковского,  поставленному Ф. Шейном! Не знаю, как пережил это самолюбивый Микаэлян, но тихий интеллектуал, полный ботан, по сегодняшней градации, выиграл у своего работодателя  «в сухую»! Такого фурора в послевоенном Ташкенте ещё не было!!!  Но легендарный "Клоп" стоит отдельного разговора.

   Дальше… Вот тут финал, как в «Леди Гамильтон» в советском переводе: «Дальше? У меня не было «дальше»! В конце сезона 1955 – 56гг. чета Микаэлянов уехала из Ташкента. В качестве  причины были выдвинуты какие-то очень личные обстоятельства. Это был удар! Батюшка мой в Микаэляне души не чаял! Только с ним и связывал будущее театра.  Горе, да и только… Оказалось, что в завтра не врата распахнулись, а только форточка приоткрылась…

 А в начале следующего сезона  кинули заявление на стол актёры, приглашённые  Микаэляном из Саратовского ТЮЗа, Валентина Ермакова и Юрий Сагьянц. (Она сыграла Любу в «Ты вернёшься», в «До новых встреч» Гладкова – Люку. В актрисе видели современную молодую героиню. Он переиграл  множество характерных ролей). Тогда ещё живы были старинные театральные обычаи. Покидать труппу полагалось только в КОНЦЕ сезона. А  сбежать осенью считалось великим грехом.  Пришлось делать много вводов на большие роли, перекраивать репертуар. От театра в "Советскую Культуру" полетело открытое письмо! Жалкая попытка "соли на хвост насыпать"!  Позже вернулись молодые актёры в Саратов, но уже не в Тюз, а в Драматический Театр.  Как Галина Николаевна Загурская в Ташкенте, так и Валентина Александровна Ермакова стала "наше всё" саратовской сцены. Юрий Сагьянц служил в Москве, в театре им. Ермоловой, тоже успешно.

 Для театра потеря главного режиссёра была весьма ощутима. В кулуарах во всём винили «Марго» (так называли за глаза Маргариту Исааковну). Задним числом да взрослым умом полагаю, что Микаэляны и не собирались задерживаться в Ташкенте, мечтали о столичной карьере, но Сергею Герасимовичу из-за репрессированного отца хода в Москве не было, а когда наступила хрущёвская оттепель,  блеснул луч надежды. Представьте себе, в столицах театр он оставил и ушёл в кинематограф. Положил свой талант на алтарь  Ленфильма. Маргарита Исааковна тоже не пропала. Ставила в Сатире, в Современнике, на телевидении. Много у неё интересных и известных работ.

 Сергей Микаэлян в конце 80-х напишет: "Забавно, что понял, что кое-что значу, только когда уезжал из Ташкента, когда на меня посыпались предложения возглавить периферийные театры. Четырнадцать предложений. Пятнадцатое - письмо храню до сих пор - было от Ленинградского театра имени Ленсовета".

 Я думаю, что в этих «четырнадцати предложениях», которые получил режиссёр, есть скромная заслуга театра. Ведь не сам же он играл свои спектакли? Во – вторых, это свидетельство высокого авторитета Русского Драматического Театра в театральной тусовке 50-х. Из плохонького заведения устроиться было трудно, а из успешного да известного - брали охотно. Теперь все знают Сергея Микаэляна – патриарха отечественной кинематографии, автора фильмов «Премия», «Влюблён по собственному желанию», «Вдовы»… Но какие свершения ждали его в театре? Кто знает…

 Отец мой не был «добреньким". Обычно обиды не прощал. Но по Сергею Герасимовичу всю жизнь вздыхал… Лет через пятнадцать столкнулись они в ленинградском трамвае. Папенька обычно «держал дистанцию», а тут всё радовался нежданной встрече, всё прыгал вокруг высокого Микаэляна. Тот был предельно вежлив, но смахивал их короткий диалог на эпизод прощания Печорина и Максима Максимовича…

                                                                                       

Лидия Козлова,

дочь Василия Константиновича Козлова,

который в течение многих лет возглавлял

Театр имени Горького в Ташкенте.

Красноярск, июль 2014 года

 





Другие материалы рубрики

23.07.2014 / 08:17:41

Праздник национальных культур

Самаркандский театр исторического костюма "Эл мероси" принял участие в IV международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), собравшем в Красноярске творческие коллективы из 30 стран. Далее...

15.07.2014 / 09:40:29

Спектакль "Игрушки", или театр на выезде

Детский спектакль "Игрушки" не перестает срывать бурные овации зрителей! На этот раз актеры Ферганского Русского Драматического Театра решили продемонстрировать свое мастерство в лагере "Тонг", находящийся в г.Чимион (Ферганская область). В этом спектакле нет слов — главными выразительными средствами здесь являются действие актеров и отлично подобранная музыка. Далее...

10.07.2014 / 10:20:13

Маленьких ролей не бывает, бывают маленькие актёры.

"Не копируй чужие мысли, сделай свой материал! Если, читаешь сценарий то, переделай его по-своему!" - Это девиз детской изо-театральной студии "Маэстро", существующей много лет при городском детском центре "Баркамол Авлод". Одна из студий Ташкента, внесла свежую струю в работу кружков центра и стала ярким дополнением в программе внешкольного и творческого развития ребят. Здесь дети познают, основы актёрского мастерства, сценическую речь, сценическое движение и выступают со своими спектаклями в детских садах и у себя на сцене детского центра "Баркамол Авлод". Далее...

10.07.2014 / 07:35:54

Семейный спектакль для взрослых от 10 лет

Создать спектакль, который был бы интересен и детям, и взрослым, – совсем непросто. Режиссеру спектакля "Обыкновенные герои" – Юрию Бартеневу удалось выполнить не только эту задачу, но и объединить в одном спектакле, возможно, самые несовместимые вещи: интересный сюжет, поучительные истории-сказки, смешные персонажи, песни и музыку, которые не дают заскучать никому, и даже спецэффекты. Далее...

04.07.2014 / 11:27:11

Наши интервью. Магия и таинственность от Азамата Алиева

В этот раз нашим собеседникам стал актёр театра "Ильхом" Азамат Алиев, который сыграл немало ролей и в кино. Далее...





19.04.2024 / 12:04:55
В Узбекистане завершился Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства. Он стал ярким событием в культурной жизни страны. Одной из его важных арен были залы Галереи изобразительного искусства Узбекистана
 
19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 


19.04.2024 / 14:13:05
В Большом зале Государственной консерватории Узбекистана с большим успехом прошло выступление Государственного симфонического оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева
 
18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте