Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.11.2020 / 16:10:09
Один из старейших композиторов Узбекистана Феликс Янов-Яновский о своих новых произведениях, творческом пути рассказал в интервью нашему сайту- Феликс Маркович, прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за согласие дать интервью сайту «Культура Узбекистана». Вы столько сделали для развития нашей музыкальной культуры. Каждое ваше новое сочинение, новая премьера для нас важное событие. Потому у нас есть о чем поговорить, что вспомнить. Времена сейчас сложные, несмотря на это вы успешно продолжаете творческую деятельность. Что создано за последний период, над чем работаете сейчас? - Прежде всего, я благодарю за интерес к моей работе. Пребывание в вынужденном карантине заставило, как ни странно, работать, может быть, даже интенсивнее, чем в «мирное» время. За этот период я написал оперу «Белая болезнь» (по пьесе замечательного чешского писателя Карела Чапека. Я давно вынашивал мысль об этом сюжете, но неожиданно он оказался очень актуальным сегодня), балет «Маскарад» ( маски комедии дель’арте), несколько оркестровых пьес. - Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных этапах вашей творческой жизни, к чему стремились и стремитесь сегодня как композитор. Можно ли сказать, что ваша музыка отражение современной жизни, прожитого и пережитого, осмысление истории. В этом отношении, что для вас особенно дорого, незабываемо? - Любое серьезное сочинение современного автора несет в себе отголоски происходящих событий, как в личном плане, так и как отражение действительности. Причем, мне кажется, это происходит порой подсознательно, поскольку мы живем в этом мире, и все, что совершается вокруг нас, не может пройти МИМО нас, не оставляя следа … Конечно, для композитора важно исполнение его сочинений. Естественно, это было важным и для меня. Помимо исполнений моих работ у нас в Узбекистане - Многие лучшие годы вашей жизни связаны с ташкентской консерваторией. Вы ее окончили по классу и скрипки, и композиции, как так получилось, что вам это дало? - Действительно, я был связан с консерваторией на протяжении более полувека – и как студент, и как педагог. Я учился на двух факультетах (в наше время это не только дозволялось, но и поддерживалось). Это дало мне возможность играть в оркестре и квартете. И трудно переоценить то, что мне дала эта работа. Я узнавал возможности оркестра «изнутри», в реальном звучании инструментов, их сочетаний, фактуры и т.д. Это в значительной степени «вооружило» меня в области инструментовки и работы с оркестровой партитурой. Я учился в классе инструментовки у А.Ф.Козловского – главного дирижера оркестра Филармонии, в котором я работал. И иногда получалось так, что на уроке анализировали партитуру, которая двумя часами ранее звучала в оркестре. Пользу такого рода занятий трудно переоценить. - Вы много лет потом работали в наших лучших оркестрах, много лет возглавляли кафедру композиции, потом были деканом теоретико-композиторского факультета консерватории, воспитали столько замечательных учеников. Чем вам памятны эти годы, что можете сказать о ее работе сегодня? - Как всякий немолодой человек, я вспоминаю прошедшие годы ностальгически: мы были молоды, нам повезло с учителями – это были первоклассные музыканты, которым мы обязаны тем, кем мы стали. С сожалением должен сказать, что со временем уровень подготовки нашей смены значительно снизился. Тому есть ряд причин, в том числе, объективных. Композиция – это не массовая - штучная- профессия, на неё при приеме не может быть разнарядки, которую непременно надо выполнять, чтобы не сократили штат преподавателей…В тот год, в который я заканчивал обучение в консерватории(1959), на нашем курсе было два человека – Альберт Малахов и я. За год до этого - только один, Владимир Непомнин. В конце моей педагогической деятельности (2014) принимали по 16 человек в год! И в результате – где эта армия «композиторов», которая должна была «завалить» своими трудами все исполнительские коллективы страны…Увы! - Как я знаю, у вашего отца, очень талантливого и хорошего человека, сложилась трагическая судьба. Расскажите, пожалуйста, о нем, о вашей прекрасной семье, детях и внуках. Вместе с вашей замечательной супругой, доктором искусствоведения Натальей Соломоновной, вы очень много сделали для того, чтобы они выросли высокообразованными и способными людьми, добились немалых успехов в жизни. - Как и у многих людей, живших в Союзе, в нашей семье не обошлось без трагедии. Мой отец, Марк Юрьевич Янов-Яновский, журналист, был ответственным секретарем газеты «Правда Востока». В 1937 году по доносу он был арестован и осужден на 10 лет. Однако в 1939 году он был реабилитирован и должен был вернуться в Ташкент. Однако группа бывших заключенных опоздала на последний теплоход этой навигации и вынуждена была еще год оставаться на Колыме (им повезло: этот теплоход «Индигирка» в море затонул и все погибли). Отец вернулся в Ташкент, хотя его от этого шага отговаривали. Через некоторое время его снова арестовали по тому же делу. В 1946 году он вернулся и они с мамой жили в Алмалыке(в Ташкенте ему жить не разрешалось). В 1948 году он, как и все, кто был когда-либо репрессирован, был отправлен в бессрочную ссылку в Красноярский край, где он и умер в 1954 году. Посмертно он был реабилитирован (он умер через два месяца после реабилитации). Естественно, все это коснулось и моей матери, которую исключили из мединститута, нас выбросили из квартиры и мытарства моей мамы со мной в поисках жилья и работы стоит описать в другом месте и в другое время. Но, как всегда в Узбекистане, нашлись добрые люди, которые нам помогли. Не могу в этой связи не помянуть с благодарностью профессора Аскарова, который помог жене «врага народа» устроиться лаборанткой. Что касается моей жизни, то она сложилась хорошо, благодаря моей жене. Наталия Соломоновна Янов-Яновская тоже училась в консерватории на музыковедческом отделении. Она – доктор искусствоведения, профессор. Мы познакомились в 1954 году и с тех пор не расставались. У нас двое детей, пятеро внуков и девять правнуков. Дочь Марина успешно окончила факультет АСУ в политехническом институте; она – отличный педагог. Сын Дмитрий окончил нашу консерваторию по классу композиции. Он известен как отличный профессионал и у нас, и за рубежом. С 1996 г по 2006 он был руководителем созданного им Международного фестиваля современной музыки «Ильхом ХХ». Большой резонанс вызвало его участие как композитора в проекте «Кирк киз». Много и успешно работает в кино. - Хотелось бы также узнать о ваших пожеланиях в сфере узбекской музыкальной культуры, воспитании нашего молодого поколения… - У молодого поколения в современном Узбекистане огромные возможности для роста и самосовершенствования. Все дороги открыты. Нужно лишь определить основное направление движения и способы этими возможностями пользоваться. Узбекистан ныне ( в отличие от нашего времени) открыт миру, все богатства культуры мира – доступны молодому поколению. Это накладывает особые обязанности на педагогов Консерватории: помочь молодым талантам раскрыться, черпая из национальной культуры и мировой музыки максимум. -Большое спасибо за интервью. Желаю вам успешно продолжать творческую деятельность и доброго здоровья.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|