Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.11.2020 / 05:42:45
Огонь служения искусствуПосвящая этот материал своей героине, не знала, как его начать: рассказать ли о её исполнительской деятельности, или о педагогической, либо об общественной. И всё-таки начало всему, пожалуй, задают человеческие качества, являющиеся наиболее ценными в формировании каждого крупного художника. Сложно выразить словами профессиональные и человеческие качества Сайёры Гафуровой- Заслуженной артистки Республики Узбекистан, профессора кафедры «Специальное фортепиано», проректора по науке и инновациям Государственной консерватории Узбекистана. Лауреат Международных конкурсов С.Гафурова - одна из известных ведущих концертирующих пианисток нашей республики. Она родилась в семье учёного и музыканта, и с раннего детства была окружена высоким искусством. Благодаря маме, Заслуженному деятелю искусств Узбекистана Офелии Юнусовне Юсуповой - первой узбекской пианистке, представлявшей фортепианное искусство в ближнем и дальнем зарубежье, в их доме, с одной стороны, царила возвышенная атмосфера искусства, а с другой - рационализм точных наук, который проявлялся в логически выстроенных теориях папы - доктора математических наук, профессора Акмаля Аббасовича Гафурова. Народная артистка СССР Халима Насырова, Народная артистка Узбекистана Клара Юсупова и Заслуженная артистка Узбекистана Роза Юсупова являются тётями Сайёры Акмаловны. Дом Гафуровых-Юсуповых всегда был полон людей, составлявших научную и творческую интеллигенцию Узбекистана и стран зарубежья. Эта невероятно притягательная аура и сформировала у Сайеры Гафуровой широкий кругозор, проницательность, умение оценивать и выделять важное. Заложенная в детстве любовь к музыке, способствовала её успехам в учёбе в РССМШИ им. Успенского в начальных классах специального фортепиано Т.А.Попович, а в старших – у Г.Б.Калмыковой. Будучи школьницей, она уже стала лауреатом Республиканского конкурса среди учащихся ССУЗов. А в годы учёбы в Ташкентской консерватории (класс профессора А.М.Геккельмана, а затем аспирантура – класс профессора О.Ю.Юсуповой) С.Гафурова принимала активное участие в различных фортепианных конкурсах международного уровня. И на каждом из них она добилась больших успехов. Так в итальянских городах Марсале и Канту Гафурова стала дипломантом, а в Лидсе (Англия) и в Энне (Италия) обладателем лауреатского звания. Её дебют на концертной эстраде состоялся в десятилетнем возрасте. С тех пор прошло около сорока лет. И сегодня С.Гафурова является одной из ведущих концертирующих пианисток нашей республики. У неё разнообразный концертный репертуар, с которым она выступает как с сольными и ансамблевыми программами, так с симфоническими и камерными оркестрами в родном Узбекистане, странах СНГ и за рубежом - Англии, Франции, Германии, Италии, Южной Корее, Турции, Китае, Израиле. Музыкальной общественности Ташкента запомнились уникальные инновационные проекты С.Гафуровой, в которых пианистка проявила себя в различных ипостасях, как автор идеи, организатор и исполнитель. Это - «Шесть клавирных концертов И.С.Баха», «Ф.Шопен», «Эволюция фортепианного концерта», «Золотой Музыкальный ЛИСТопад», «Фортепианные концерты Бетховена». Особый резонанс вызвали концерты, где впервые в Узбекистане в один вечер прозвучали все шесть клавирных концертов И.С.Баха, и в течение трех вечеров исполнены все фортепианные концерты Бетховена. Те, кто тесно общается с Сайёрой Акмаловной, знают её как музыканта огромного диапазона, влюбленного в музыку. Для неё служение искусству, а через него – людям, составляет существо и смысл жизни. Пианистка успешно выступала с дирижерами Узбекистана - З.Хакназаровым, К.Усмановым, Г.Тулягановым, А.Эргашевым, Э.Азимовым, В.Медюляновым, А.Раимджановым, К.Уринбаевым, А.Шохакимовым, а также дальнего и ближнего зарубежья: Германии - Ю.Бартольди, Великобритании - Г.Коневей, Италии - Г.Коллояни, России - Д.Хохловым. Наиболее плодотворный и креативный тандем сложился у Гафуровой с Заслуженным деятелем искусств Узбекистана, художественным руководителем камерного оркестра «Туркистон» Эльдаром Азимовым, с которым она часто выступает на различных сценических площадках Ташкента, а также в концертных залах таких городов Узбекистана, как Самарканд, Фергана, Навои, Заравшан, Андижан. Значительное место в её солидном репертуаре занимают фортепианные концерты Й.Гайдна, В.Моцарта, Й.Брамса, П.Чайковского. Особо отмечу тонкое понимание и глубокую интерпретацию музыки И.С.Баха, к произведениям которого Гафурова обращается регулярно. Это в первую очередь, упомянутый вечер классической музыки, в котором были исполнены все клавирные концерты Баха с камерным оркестром «Туркистон», а также записан компакт-диск этих инструментальных опусов великого немца. Очень часто Сайёра Акмаловна выступает со своими учениками в программе «Устоз-шогирд», исполняя с ними концерты И.С.Баха для двух, трех и четырех фортепиано с оркестром. Как отмечают критики, исполнительской игре Гафуровой присущи виртуозность, масштабность замысла, интеллектуальность. Приобретенный солидный исполнительский опыт пианистки нашёл отражение и в её педагогической деятельности на кафедре специального фортепиано, на которой она трудится почти четверть века. Сайёра Акмаловна воспитывает в своих учениках высокую профессиональную культуру, интеллектуально-художественное прочтение текста, образность исполнения.Также при работе со своими воспитанниками, она помогает охватить объём, выстроить концепцию и максимально раскрыть образный мир исполняемого сочинения. Особенность её педагогики в том, что она даёт творческую свободу, подталкивает к самостоятельности и раскрытию индивидуальной исполнительской интерпретации в том или ином сочинении. Из класса профессора Гафуровой вышло свыше сорока студентов, среди которых лауреаты различных фортепианных конкурсов, включая и международные. Свою концертную деятельность С.Гафурова успешно сочетает с научно-методической работой. Ею изданы три учебно-методических пособия, один учебник и более двадцати научно-методических статей. Помимо этого её отличает тонкое организаторское чутьё. Так, в течение нескольких лет она заведовала кафедрой «Специальное фортепиано», а с 2017 является проректором по науке и инновации Государственной консерватории Узбекистана. Замечу, что за этот небольшой период научный потенциал нашего музыкального вуза заметно вырос. Во-первых, появился научно-методический журнал «Мусика», являющийся трибуной для публикации работ профессорско-преподавательского состава консерватории; во-вторых, открылся Научный Совет по защите диссертаций, способствовавший утверждению степени PhD восьми исследователям; в-третьих, успешно была организована Международная научно-практическая конференция «Музыкальное искусство ХХI века: проблемы и решения». Помимо этого С.Гафуровой были подписаны меморандумы о творческом сотрудничестве с музыкальными ВУЗами Пекина, Баку и Санкт-Петербурга. К этому следует добавить, что Сайёра Акмаловна постоянно поддерживает талантливую молодёжь, направляет и помогает ей. Будучи дипломатом от природы, она удивительным образом умеет убедить и подсказать важные решения. Она умеет быть душой любого общества, организовать как детский праздник, так и большое серьёзное мероприятие. За большой вклад в развитие музыкального искусства нашей страны С.Гафурова указом Президента Республики Узбекистан награждена медалью «Шухрат» и удостоена звания «Заслуженная артистка республики Узбекистан». Заботливая дочь и жена, мама двух талантливых дочерей, Сайёра Акмаловна сегодня отмечает круглую дату. Хочется пожелать ей неиссякаемой энергии, неисчерпаемого вдохновения и бесконечного счастья! Пусть огонь служения искусству, который взял своё начало от её двоюродной бабушки Халимы Насыровой, продолжился в творческом пути её мамы – Офелии Юсуповой, эстафету от которой приняла Сайёра Гафурова - никогда не погаснет! Феруза Мухамедова, доктор философии (PhD) по искусствоведению, старший преподаватель Государственной консерватории Узбекистана
|
|